Требования к логопедическому занятию по фгос

Требования к логопедическому занятию по фгос

ПОЛОЖЕНИЕ

о технологической карте логопедического занятия в условиях введения ФГОС

Со-составитель: Каплина Татьяна Викторовна,

учитель-логопед МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №42 «Подсолнушек» г.о. Самара

1. Общие положения

1.1. Технологическая карта логопедического занятия — документ, регламентирующий деятельность учителя — логопеда по планированию и организации образовательного процесса на логопедических занятий в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов ДОУ.

1.2. Технологическая карта логопедического занятия — способ графического проектирования занятия, таблица, позволяющая структурировать логопедическое занятие по выбранным учителем — логопедом параметрам. Технологическая карта занятия – обобщенно-графическое выражение сценария логопедического занятия, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя — логопеда.

1. .3. Технологическая карта логопедического занятия составляется учителем — логопедом в соответствии с перспективным планом индивидуальной и коррекционно-развивающей работы.

1.4. Наличие технологической карты логопедического занятия является обязательным для работы учителя — логопеда, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт ДОУ.

1. 5 Основное назначение технологической карты:

— определение места логопедического занятия в изучаемой теме;

— определение цели занятия и фиксация планируемых результатов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов ДОУ;

— постановка задач логопедического занятия и группировка отобранного учителем — логопедом содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;

— выбор вариантов деятельности учителя — логопеда;

— выбор форм и методов организации деятельности воспитанников на логопедическом занятии с целью активизации познавательного интереса детей и создание оптимальных условий для освоения поставленных задач.

2. Разработка технологической карты

2.1. В технологической карте логопедического занятия учителю — логопеду необходимо зафиксировать следующие узловые блоки:

– целеполагание (что необходимо сделать, воплотить);

– инструментальный блок (какими средствами это необходимо сделать, воплотить);

–организационно-деятельностный блок (какими действиями и операциями это необходимо сделать, воплотить).

2.2. Основными компонентами блока целеполагания являются тема логопедического занятия, цель и планируемые результаты занятия.

Тема логопедического занятия — проблема, определяемая перспективным планом индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности воспитанников на логопедическом занятии, которое должно превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику воспитанников, содержание его деятельности, вектор личностного развития.

Цель логопедического занятия учитель — логопед определяет как решение триединой задачи — образовательной, развивающей, воспитательной.

В планируемых результатах логопедического занятия в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов ДОУ необходимо отразить умения и навыки воспитанников.

2.3. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте логопедического занятия, являются: задачи занятия, тип занятия и учебно-методический комплекс занятия.

Задачи занятия – ряд действий, структурирующих деятельность воспитанников на логопедическом занятии, которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач занятия, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности воспитанников на занятии.

Тип логопедического занятия играет служебную роль и определяется учителем — логопедом самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач.

Учебно-методический комплекс занятия должен отражать следующие разделы: форма проведения занятия (индивидуальная или подгрупповая), оборудование, дидактическое сопровождение, материалы на развитие речи воспитанников.

2.4. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте логопедического занятия, являются: перечисление этапов занятия, указание цели каждого этапа, деятельность учителя — логопеда, действия воспитанников.

Этапы логопедического занятия отражают структуру занятия и должны соответствовать типу занятия.

Цель этапа — это указание на результат деятельности, осуществляемой на данном этапе.

Деятельность учителя-логопеда — это действия, совершаемые для достижения цели каждого этапа логопедического занятия и реализация индивидуально- дифференцированного подходов.

Действия воспитанников как раздел технологической карты отражает деятельность детей на логопедическом занятии — действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной или подгрупповой форме работы.

3. Оформление технологической карты логопедического занятия

3.1. Технологическая карта логопедического занятия оформляется в виде конспекта или таблицы, в которой учитель — логопед фиксирует необходимую информацию.

3.2. Учитель — логопед самостоятельно определяет объем содержательной части технологической карты логопедического занятия ее оформления.

4. Порядок хранения технологической карты урока

4.1. Технологическая карта логопедического занятия хранится у учителя — логопеда, предоставляется администрации ДОУ, контрольным надзорным органам при затребовании.

Логопедическое занятие в ДОУ по ФГОС

Автор:учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна, МБДОУ д/с.№ 39, г. Арзамас, Нижегородская область.
Описание:в данной статье описывается то, чем занимается логопед на занятиях с детьми. Предназначена для родителей, учителей — логопедов, старших школьников (для выбора дальнейшей профессии).
Цель:знакомство с составляющими логопедического занятия.
Задачи:
— познакомить с работой логопеда с детьми;
— повысить интерес к профессии «логопед»;
— помочь молодым специалистам при планировании занятий.

Из каких частей состоят логопедические занятия?
Любой логопед, после всестороннего обследования ребёнка, начинает свою работу в разных направлениях.
Развитие артикуляционной моторики у детей:

Технологическая карта логопедического занятия в соответствии с требования ФГОС

Фазлыева Олеся Игоревна

Учитель-логопед, МОУ СОШ №6 с УИОП, ЯНАО, г. Надым

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фазлыева О.И. Технологическая карта логопедического занятия в соответствии с требования ФГОС // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 27.11.2018 ).

Форма занятия: групповое логопедическое

Класс: 2

Тема занятия: «Дифференциация букв п-т в словах и предложениях» Лексическая тема «Времена года», «Перелетные птицы».

Место и роль занятия в изучаемой теме: первое занятие по теме.

Тип занятия: изученного нового материала

Задачи занятия:

развивающие: создать условия для формирования умения различать буквы п-т в словах; расширения словарного запаса по теме «Времена года», «Перелетные птицы»; активизации познавательных интересов; развития внимания, зрительной и слуховой памяти; умения давать полные ответы на поставленные вопросы;

коррекционные: создать условия для предупреждения специфических ошибок на письме, оптической дисграфии;

воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса учащихся к чтению; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; учить уважать в общении и сотрудничестве одноклассника и самого себя.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия: учебно — познавательная, коммуникативная.

УУД, которые формируются в ходе занятия:

  • регулятивные: целеполагание, планирование;
  • познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

1) Понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя – логопеда.

2) Выделять из содержания занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

3) Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться;

4) Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Личностные:

1) Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности.

2) Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Оборудование: Компьютер, плазменный экран, презентация «Дифференциация п-т», индивидуальные зеркала; «звуковой мешочек»; пособие на дифференциацию букв п, т; карточки с буквами п и т из пластилина; стилизованное изображение букв п и т; картинка с изображением Торопыжки, картинки с изображением времен года и названием месяцев, картинки с изображением перелётных птиц.

План занятия:

I. Организационный этап.

II. Подготовительный этап

Мотивация учебной деятельности- 1мин.

Актуализация знаний по теме- 3мин.

III. Этап постановки цели и задачи- 1 мин

IV. Этап работы по теме- 15мин.

1. Логопед читает сказку «Торопыжкина беда».

2. Дифференциация букв п — т

3. Дифференциация звуков [п] — [т]

4. Дидактическая игра «Шифровка»

5. Закрепление моторного навыка букв с опорой на кинестетические ощущения.

6. Дидактическая игра «Звуковой мешочек».

V. Этап. Закрепление изученного материала. — 12мин.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Разведчики»

8. Физкультминутка. Дидактическая игра с мячом «Наоборот» -3 мин.

9. Временные понятия.

10. Графический диктант.

VI. Рефлексия деятельности (итог занятия)- 5 минут

Учебно-методический материал на тему:
Проектирование логопедического занятия в соответствиями с требованиями ФГОС в ДОУ.

Предварительный просмотр:

ЭНГЕЛЬССКИЙ РАЙОН САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад комбинированного вида №67» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Проектирование логопедического занятия в соответствиями с требованиями

Ментюкова Екатерина Сергеевна

г. Энгельс, тел. (8453) 55-30-21

Проектирование логопедического занятия в соответствиями с требованиями ФГОС в ДОУ.

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

  • совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
  • образовательная деятельность в режимных моментах;
  • организованная образовательная деятельность;
  • самостоятельная деятельность детей.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

с одним ребенком;

с подгруппой детей;

с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вида деятельности (игровая, познавательно — исследовательская, двигательная, продуктивная);
  • их интереса к данному занятию;
  • сложности материала.

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно — обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности.

При проектировании корригирующих занятий, логопед должен учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:

  • Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, старше и опытнее.
  • Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.
  • Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель — подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.
  • Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.
  • Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т.д.
  • Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).
  • Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.
  • Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т. д.
  • Допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
  • Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Структура логопедического занятия.

Проходит в виде подготовки к игре (дети готовят то, что им будет необходимо на занятии, под руководством взрослых), настраиваются на игру, а не успокаиваются.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Проходит в виде игры, игровой материал подбирается, учитывая индивидуальный уровень развития каждого ребёнка.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

– развитие общей моторики. Проходит в виде динамической паузы, не прерывая игровой процесс, а до или после него, для смены видов деятельности.

– развитие мелкой моторики. Предлагается на выбор использование пятигранных карандашей, шариков, прищепок, резиночек, кубиков и т. д.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

Предоставить детям возможность выдвигать собственные предположения, учить доказывать свою точку зрения, формировать адекватную самооценку, и оценку своих действий, не отождествляя, например, одно неудачное предположение с собственной оценкой в целом.

5. Развитие артикуляционной моторики.

Необходимо объяснить не только технику выполнения каждого упражнения, но и значение, смысл каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение.

6. Развитие дыхания и голоса.

Во время упражнений, выполняемых для развития дыхания, педагог не показывает, как выполнять упражнение, а выполняет упражнения вместе с детьми, так как в образовательном процессе педагог и воспитанники – партнёры.

7. Объявление темы.

Тему объявляет не педагог, а дети выдвигают предположения, после совместного рассматривания, наблюдения, беседы, разговора, экспериментирования, исследования, сравнения, обобщения (педагог подводит их к этому), тем самым формируя мотивацию к познанию нового. Любое предположение детей заслуживает внимания, и ни одна неправильная, на наш взгляд, гипотеза не должна быть резко опровержена, тем самым унижая ребёнка, убеждая его в собственной неполноценности. Необходимо помочь воспитаннику изменить свою точку зрения, путём собственных логических умозаключений, выводов.

8. Развитие фонематического слуха.

Ход занятия сопровождается значительной речевой практикой воспитанников, что предполагает общение с педагогами и детьми на равных.

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

Всегда сопровождается наглядным изображением, так как невозможно чётко и правильно воспроизвести звуковой состав слова, не зная его значения и не представляя зрительного образа.

10. Итог занятия.

Подведение итогов занятия ориентировано на формирование адекватной самооценки, оценки своей деятельности и положительного отношения к миру.

11. Оценка работы детей на занятии.

Оценивается не деятельность детей на занятии, а то, насколько материал занятия помог детям уточнить и обогатить свои знания.

Таким образом, понятно, что меняется вся система организации и проведения занятий. А в связи с этим должен измениться и образ педагога. Педагог общается с детьми на равных, его внешний вид должен соответствовать приятию детей, то есть, чтобы дети его приняли «за своего», ему необходимо легко вступать в сотрудничество с детьми на их уровне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

небольшой доклад об организации условий в соответствии с ФГТ по образовательной области «Коммуникация».

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешного выполнения программы является внедрение в образовательном процес.

Данная разработка рекомендована к использованию в работе с младшими дошколниками по ознакомлению с темой «Транспорт».

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми/ В статье представлен конспект ООД по развитию речи «Овощи», разработанный в с.

Итоговая аттестация на тему:«Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Краткая аннотация:–актуальность;–основная часть: цель.

Проводим музыкальные занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Требования к логопедическому занятию по фгос

Современное логопедическое занятиев свете внедрения ФГОС второго поколения.

Слайд 1.

Эпиграфом к современному обучению может служить следующая китайская пословица:

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

Притча об экономии воды

Начать с притчи:

В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о своих подданных и опасаясь голода, владыка издал указ, в котором говорилось о том, что поливать личные участки можно только два раза в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание. На городскую площадь вышли глашатаи и зачитали указ.

В тот же день с наступлением темноты напуганные горожане вышли поливать свои участки. Они так старались, что воды в пересыхающем озере не осталось. Город был обречен на вымирание. Владыка разгневался и приказал арестовать и казнить нарушителей указа.

В другой восточной стране также случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Он сообщил об истощении запасов воды в озере и предложил вместе искать пути выхода из создавшегося положения. После многочасовых споров, крика и потасовки горожане пришли к соглашению о необходимости экономии воды, для чего постановили: «Ограничить полив личных участков двумя днями в неделю». Общее решение принесло желаемые плоды: люди ограничили полив и действовали так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал.

На примере данной притчи ярко можно сопоставить традиционный и современный урок. Т.к. по новым стандартам требования к обучению изменились. В качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» и способности к саморазвитию и самосовершенствованию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Слайд 2. Логика построения занятия на основе системно-деятельностного подхода.

Слайд 3.

Ведь по данным ученых 20% учащиеся удерживают в памяти, если слышат материал; 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время как делают; 95%- если исследуют, создают сами.

Слайды 4-5.

Прежде чем, начнем говорить о современном уроке (занятии), сопоставим традиционный и современный урок. Для этого проведем небольшую практическую работу (в парах). Тем самым определим характер изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.

Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения)

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Современные требования к проведению логопедического занятия

Римма Яушева
Современные требования к проведению логопедического занятия

Школьная логопедическая служба носит вспомогательный характер, поэтому ее расписание составляется таким образом, чтобы не нарушать ход учебного процесса (занятия проводятся во второй половине дня, после основных уроков). Это малопродуктивное время. Дети приходят усталые, с грузом как положительных, так и отрицательных результатов. К тому же срабатывает стереотип: после уроков — значит наказание. Младший школьник не осознаёт важности занятий.

Ребенок с нарушением речи испытывает немалые трудности в овладении письмом, даже при старательном, аккуратном выполнении заданий допускает ошибки. Он перестает верить в свои силы, в возможность улучшить результаты и начинает безразлично относиться к занятиям, просто отсиживать их.

Каждый логопед хотел бы от своих учеников проявления живого интереса к предмету, концентрации внимания, заинтересованности в результате. Этого можно достичь, по-разному организуя занятия, используя яркую наглядность, игровые технологии.

В настоящее время в практике логопедии широкое применение получил комплексный подход к диагностике речевых нарушений, в котором огромное значение играет соблюдение общих принципов специальной педагогики, к которым относятся: деятельностный принцип, принцип системного подхода, динамического изучения, принцип опоры на зону актуального и ближайшего развития.

Соблюдение именно этих принципов составляет научную основу современного коррекционно – образовательного процесса. Исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало учение о закономерностях развития, компенсаторных и резервных возможностях психики ребенка, что нашло свое отражение в исследованиях Л. С. Высотского, С. А. Рубинштейна, А. н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и др.

Важны такие аспекты как, результативность, успешность, удобство в применении, простоту обработки фактологического материала, а также определить степень доступности и понятности для пользователя. Необходимо использовать различные анализаторы: слуховой (проговаривание вслух, «про себя», зрительный (картинный материал, схемы, таблицы, рисунки детей, двигательный (речевой материал, сопряженный с движением, физкультминутки, тактильный (пальчиковая гимнастика, конструирование).

При разработке занятий учитель – логопед должен опираться на систему частных принципов, которые можно разделить на несколько групп: психофизиологические, психологические, педагогические.

1. К психофизиологическим принципам относят:

• Принцип определения структуры дефекта с учетом принятых в современной логопедии классификаций речевых нарушений;

• Принцип опоры на сохранные анализаторы, основанный на учении о функциональных системах и их пластичности;

• Принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей;

• Принцип опоры на уровневую, иерархическую организацию психических процессов.

2. Психологические принципы:

• Принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности человека;

• Принцип опоры на ведущую деятельность возраста ребенка;

• Принцип организации деятельности с опорой на программное обучение;

• Принцип учета личности ребенка, его индивидуальных особенностей развития.

3. К педагогическим принципам относят:

• Принцип учета объема и качества используемого вербального и наглядно-иллюстративного материала;

• Принцип учета сложности вербального материала (фонетической, слоговой, семантической);

• Принцип учета эмоционального содержания материала.

Все принципы между собой тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и способствуют выбору наиболее оптимальных и эффективных коррекционно- образовательных путей.

При разработке логопедического занятия необходимо учитывать принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.

Объем учебного материала должен быть рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации детей.

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное к какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие. Так, например, упражнения, направленные на развитие моторики ребенка, одновременно укрепляют его внимание и моторную память; рисование помимо развития моторики положительно влияет на внимание, пространственные представления, мышление; таким образом, деление методических рекомендаций на разделы несколько условно, поскольку задача их едина. В каждом разделе задания располагаются от простых к сложным. Задания в зависимости от ведущей задачи должны отвечать закономерностям развития любой психической функции: от наглядной деятельности к образной, затем к словесно-логической и абстрактной.

В процессе обучения необходимо сочетать упражнения, направленные на развитие различных познавательных функций (например, в течение одного занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и на внимание). Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные аспекты детей данного возраста. Большое значение придается развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе.

В коррекционных программах, как правило, выделяется работа по следующим разделам: моторное развитие; восприятие; внимание и память; формирование пространственных представлений; критичность, контроль, программирование психической деятельности; развитие мышления. Каждый раздел направлен на развитие определенной познавательной способности и когнитивной сферы ребенка в целом и осуществляется в тесном сотрудничестве с психологом.

Несмотря на увеличение логопедических пунктов, и речевых групп в ДОУ, в общеобразовательные школы поступает большое количество детей с недоразвитием речи. Такие школьники испытывают трудности в овладении письменной речью, даже при исправлении устной.

Слово «эксперимент» с латинского языка переводится, как «проба, опыт», и одно из значений этого слова — опыт вообще, попытка осуществить что-либо.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей.

Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно.

Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен.

Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное из жизни, в изучении русского языка. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям.

На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Конструирование букв (палочки, ниточки, пуговицы, карандаши) этих букв.

Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть палочку или добавить и т. д.).

Игра «Слово рассыпалось (анаграмма). На доске слово измененным порядком бук (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна — насос, терка — актер)

Придумывание слов на определенный слог (например: мука, муха, музей, мусор, мул).

Подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме). Усложненным вариантом работы детей с моделью является игра-загадка.

Загадывается определенное слово, дети должны отгадать с помощью наводящих вопросов: оно живое? неживое? предмет? какой формы? из чего сделан?

Подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов — с ударением на первом, втором, третьем слоге и Т. д.

Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка — майка гайка — чайка.

Образование новых слов из букв данного слова. Например: мороженое — море, нож, морж и Т. д.

Подбор слов к данной рифме. Например: сок — лесок, носок, поясок, голосок и Т. д.

Работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).

Перестановка слов с целью получения нужной фразы, например: «Юли красивая кукла у».

Соединение частей разорванных предложений. Например: «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик».

Составление рассказа из двух текстов, прочитанных вперемешку.

Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.

Чтение текста с конца, чтобы осознать неудобство такого прочтения.

Развивающая игра «Читайка на шариках» (центр Воскобовича и другие подобные игры).

Разгадывание ребусов (особенно с использованием предлогов — умение выбрать нужный предлог).

Отгадывание кроссвордов (слова на определенную букву, тематические и др.).

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам.

Логопеды уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, компенсаторная функция игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми. Иначе говоря, игра это альтернатива действительности, и поэтому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры — развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.

Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только заходит речь об индивидуальных занятиях. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют как ребенка, так и взрослого. А от повторений никуда не деться — нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело дается постановка звука, и каждый, даже самый незначительный, шаг вперед стоит больших усилий ребенка и логопеда. Если этап автоматизации звука растягивается, логопеду в прямо м смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе ребенка на занятии, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Об игровых приемах в логопедической работе, разнообразии работы с наглядным материалом и многоцелевом его использовании говорилось не раз. Остановимся на формах занятий, точнее, формах их организации и проведения.

Итак, в какой форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вот несколько примеров (в каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания).

К нам пришел гость (гости):

— хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить;

— не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить;

— принес с собой разные задания и просит их выполнить.

Идем в гости. Отправляется или сам ребенок, или игровой персонаж.

По дороге приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей. Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.

Мы пришли в гости:

— удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;

— поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.

Посылка. Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или имя его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т. д., ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания.

Письмо. Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном виде. Ребенок вместе с логопедом выполняет задания, используя имеющийся в кабинете наглядный и дидактический материалы.

План. В кабинете находятся конверты с заданиями или игрушки, которые приготовил и свои задания.

Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания; план может подсказать порядок выполнения заданий (например, «Сначала выполним задание из синего конверта, потом из зеленого.» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее задание, посмотри по плану»).

Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад») В кабинете находится карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру).

Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой (можно использовать игрушки из киндер-сюрприза, ребенок выполняет задания, преодолевая преграды.

Про хождение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться на несколько занятий. В конце пути ребенка ждет сюрприз.

Поле чудес. На карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово.

Перевернув и узнав очередную букву, ребенок выполняет задание логопеда; читает слово сам или с его помощью. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.

Но заниматься одним видом деятельности ребенку надоедает. Поэтому надо менять вид деятельности, чередуя виды и методы работы на логопедическом занятии. Очень важно, чтобы каждый участник коррекционного процесса проявил активность на занятии.

Хотя фронтальное логопедическое занятие длится 30 – 45 минут, индивидуальное – 15 – 20 минут необходимо 1-2 раза проводить физкультминутку с применением речевого материала (учитывая тему занятия).

Основные требования проведения утренней гимнастики и физкультурного занятия ВАЖНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДГОТОВКИ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ: — Выполнение гигиенических условий и время проведения. — Наличие.

Как строить общение с детьми в соответствии с требованиями ФГОС. Введение ФГОС в дошкольном возрасте – актуально на сегодняшний день как никогда. В чём же состоит задача воспитателя, исходя из современных.

Конспект занятия по проведению основных видов движений для детей старшего дошкольного возраста Конспект на проведение основных видов движений для детей старшего дошкольного возраста Основные виды движений 1. Прыжки в длину с места.

Конспект занятия-развлечения к проведению международного праздника «День родного языка» Ведущая: Дорогие ребята, мы сегодня собрались, чтобы отметить Международный день родного языка. Родной язык — народа достоянье, Он с детства.

Методика написания и требования к программам дополнительного образования ФЗ «Об образовании» Статья 2. • П. 9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые.

Требования к мониторингу с позиций ФГОС дошкольного образования. Требования к мониторингу с позиций ФГОС дошкольного образования. Формы мониторинга индивидуального развития ребенка дошкольного возраста.

Требования к организации и проведению современного занятия Ситдикова Ирина Анатольевна, старший воспитатель, МАДОУ №79, г. Томск Требования к организации и проведению современного занятия У каждого.

Требования к речи педагога ДОО Определение речи Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека — его.

Требования к структуре и содержанию образовательных ситуаций В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным.

Требования к уголку книги в группах детского сада В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок.