Оглавление:
Энциклопедия по машиностроению XXL
Оборудование, материаловедение, механика и .
Освещение автомобильных дорог
Освещение автомобильных дорог [c.216]
Освещение автомобильных дорог, а также примыкающих к ним площадей и тротуаров с усовершенствованными (асфальт, бетон и др.) покрытиями в соответствии с [161 нормируется по средней яркости покрытия. Это объясняется тем, что освещенность и яркость дорожных покрытий в реальных условиях не связаны прямой зависимостью из-за различных углов падения света, состояния поверхности, степени ее влажности и др. Исключением из этого правила являются улицы и дороги в азиатской и севернее 66° северной широты в европейской частях СССР, где нормируется не средняя яркость покрытия, а средняя его освещенность. Это обстоятельство вызвано тем, что дорожные покрытия здесь длительное время находятся под снегом и по этой причине свет отражают в большей части диффузно. К этому же исключению по причине диффузного характера отражения относят и простейшие дорожные покрытия (грунт, щебень и т. п.). [c.70]
Нормы освещенности автомобильных дорог, основанные на показателе средней яркости покрытий проезжей части, должны быть от 0,4 до 1 нт. При такой норме яркости В наименьшая высота светильника, обеспечивающая создание контраста, необходимого для безопасности движения, может быть определена по формуле [57] [c.222]
Внутристанционные проходы и проезды предназначены для организованного пешеходного движения обслуживающего персонала станции, а также для движения автотранспорта к служебно-техническим зданиям и сооружениям, расположенным на территории станции. Интенсивность движения автотранспорта по внутристанционным проездам, за исключением проездов к грузовым дворам, как правило, очень мала. Проезды на территории станции проектируются по нормам СНиП П-Д.5-72 Автомобильные дороги. Нормы проектирования , а их освещение по [17]. По этим нормам наименьшая горизонтальная освещенность на поверхности полотна дороги составляет 2 лк. [c.129]
По данным проверки, проведенной НИИАТом на одной из автомобильных дорог [80], 77% автомобилей имели неисправную тормозную систему 51,4%—неисправное рулевое управление в8%—неисправные шины и ходовую часть 87,3%—неисправную систему освещения 54,7% — неисправные габаритные и сигнальные фонари у 72,6% автомобилей не имелось зеркала заднего вида или оно было неправильно установлено. [c.43]
Она же контролирует степень освещенности дорог, принимает участие в работе комиссий по приему в эксплуатацию автомобильных дорог и искусственных сооружений, проверяет, насколько они соответствуют требованиям безопасности движения. [c.6]
Установка искусственного освещения дорог и улиц населенных пунктов предусматривается на участках автомобильных дорог I категории с расчетной интенсивностью движения 10 000 авт./сут. и узлах пересечений I и II категорий с автомобильными или железными дорогами и подходы к ним по основным пересекающимся дорогам на расстоянии не менее 250 м. [c.36]
Освещению на складах подлежат места хранения материалов, фронт погрузочно-разгрузочных работ, служебные, производственные и бытовые помещения, автомобильные дороги и рельсовые пути у складов, а также территория склада. В складских помещениях светильники располагают над главным и боковыми проходами между штабелями, над приемочными и комплектовочными площадками. Создаваемое светильниками освещение должно быть ровным, не мерцающим и не ослепляющим глаза. [c.39]
Узлы автомобильных дорог при суммарной интенсивности движения на момент сдачи узла в эксплуатацию более 1000 автомобилей в сутки должны иметь электрическое освещение на всех подходах и съездах на расстоянии не менее 100 м от границ инженерного обустройства по всем направлениям движения. При расстоянии между освещенными участками менее 250 м предусматривают непрерывное освещение дороги. Средняя яркость покрытий освещенных участков дороги должны быть не менее 0,8 нт. [c.175]
Для освещения подъездных автомобильных дорог промышленных предприятий используют натриевые лампы низкого давления ввиду их высокой экономичности по сравнению с другими источниками света. На территории предприятий целесообразно использовать ртутные лампы или натриевые лампы высокого давления. [c.207]
Число полос движения дорог с многополосной проезжей частью, мероприятия по охране окружающей природной среды, выбор решений по пересечениям и примыканиям дорог, конструкции дорожных одежд, элементы обстановки, инженерные устройства (в том числе ограждения, велосипедные дорожки, освещение и средства связи), состав зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб с целью снижения единовременных затрат должны приниматься с учетом стадийности их строительства по мере роста интенсивности движения. Для автомобильных дорог I категории в горной и пересеченной местности, как правило, следует предусматривать раздельное трассирование проезжих частей встречных направлений с учетом стадийного увеличения числа полос движения и сохранения крупных самостоятельных форм ландшафта и памятников природы. [c.456]
Так как автомобильный транспорт обеспечивает перевозки круглосуточно, его движение ночью и в туман невозможно без эффективного автономного освещения дороги и близлежащих от нее объектов. Осветительные приборы (фары) обеспечивают водителю возможность получения информации о дороге и объектах на дороге. Фары составляют головное освещение автомобилей и являются мощными световыми приборами. [c.200]
Автомобильные световые приборы должны обеспечивать хорошую видимость и необходимую информативность в широком диапазоне расстояний и в различных погодных условиях, не вызывая ослепления участников дорожного движения в темное время суток. Большую часть информации о дорожной обстановке и состоянии автомобиля водитель получает через органы зрения. Безопасность движения зависит от видимости объектов на дороге, которая, в свою очередь, определяется интенсивностью освещения, типом и состоянием дорожного покрытия, характеристиками органов зрения водителя и объекта на дороге. С наступлением темноты видимость дороги и предметов на ней ухудшается вследствие недостаточной или неравномерной их освещенности. Видимость ухудшается также во время тумана, дождя, снегопада или пылевой бури, при уменьшении прозрачности лобового стекла, а также с увеличением расстояния до объекта различения. При движении в условиях ограниченной видимости увеличивается вероятность дорожно-транспортного происшествия. От дальности видимости зависит допустимая скорость движения автомобиля. Безопасность движения обеспечивается в том случае, если дальность видимости дороги превышает путь автомобиля при торможении. [c.182]
Параболоидные отражатели автомобильных фар увеличивают силу света лампы в нужном направлении в 200—400 раз и тем самым обеспечивают необходимую освещенность дороги на значительно больших расстояниях. Так, лампа силой света свыше 50 кд без отражателя обеспечивает освещенность I лк на расстоянии около 7 м. При наличии отражателя сила света в центре светового отверстия фары возрастает до 10 ООО—40 ООО кд и освещенность [c.190]
Автомобильные фары должны удовлетворять двум противоречивым требованиям хорошо освещать дорогу перед автомобилем и не ослеплять водителей транспортных средств при встречном разъезде. Ослепление светом фар водителей встречных автомобилей является серьезной проблемой, непосредственно связанной с обеспечением безопасности движения. В настоящее время она решается применением двухрежимных систем головного освещения с дальним и ближним светом. [c.191]
Источниками освещения дороги служат либо светильники, применяемые на улицах и некоторых загородных участках дорог, либо свет автомобильных фар. [c.339]
Государственная автомобильная инспекция, осуществляя функции по организации движения, стремится способствовать улучшению условий зрительного восприятия, например соответствующим размещением дорожных знаков, указателей и дорожного оборудования. Хорошо выполненные и правильно размещенные дорожные знаки и указатели информируют водителя, так что он может управлять автомобилем не снижая скорости. В настоящее время для хорошей видимости применяются освещаемые дорожные знаки и используются различные светоотражающие материалы. Правильное нанесение линий разметки проезжей части дорог не только информирует водителя, но и повышает безопасность движения. В последнее время большое внимание уделяется вопросу улучшения освещения дорог. [c.189]
Транспортные тракторы и тягачи имеют систему освещения, подобную автомобильной и оборудуются фарами, задними фонарями и подфарниками. Тракторные фары по конструкции подобны автомобильным, но вследствие малой скорости движения трактора рассчитаны на меньшую дальность освещения и поэтому имеют большой угол рассеивания. Транспортные трактора, которые могут эксплуатироваться на дорогах общего пользования, должны иметь те же основные осветительные приборы, что и автомобили. [c.272]
Для освещения дороги при ночной езде автомобили оснащаются фарами. В интересах собственной безопасности автомобилистов и безопасности всех других людей, пользующихся дорогой, фары должны отвечать определенным требованиям. Кроме того, фары должны обеспечивать достаточно хорошее освещение для того, чтобы в ночное время можно было ездить с высокой скоростью и преодолевать большие расстояния без существенного увеличения утомляемости водителя по сравнению с ездой в дневное время. При интенсивности и высоких скоростях современного автомобильного движения вопросы, связанные с устройством освещения, приобретают особенно большое значение. Кроме главных фар, которыми должны быть оснащены все машины, движущиеся со скоростью более 8 км/час, для освещения дороги могут быть использованы вспомогательные фары. [c.333]
Назначение рефлектора — перехватить возможно большую часть светового потока лампы и отразить его в виде сконцентрированного узкого-пучка на подлежащую освещению дорогу. В большинстве случаев рефлекторы автомобильных фар имеют параболическую форму в этом случае при расположении источника света в фокусе все лучи после отражения от рефлектора идут почти параллельным пучком (фиг. 55, а). В случае, если источник света находится не в фокусе (например, при неправильно установленных или неправильно сконструированных лампах, а также при неудовлетворительном креплении ламп в рефлекторах), световой пучок приобретает одну из форм, показанных на фиг. 55, б — д. Лучи в этом случае уже нейдут параллельно, а рассеиваются, вследствие чего дальность действия фар [c.335]
По америк. данным для автомобильного движения требуется при высоком качестве америк. дорог и упорядоченном движении средняя освещенность в 2,7 1х. [c.258]
Система местного освещения применяется тогда, когда на отдельных участках карьера (места бурения, экскаваторные забои, автомобильные и железные дороги, места разгрузочных и ремонтных работ и т.д.) по условиям работы требуется повышенная освещенность по сравнению с уровнем освещенности всей территории горных работ. [c.136]
Переездами считаются места пересечений железных дорог автомобильными дорогами в одном уровне, оборудованные соответствующими обустройствами. Согласно Инструкции по устройству и обслуживанию переездов ЦП-4288 и 117], наименьшая освещенность 5,3, 2 и 1 лк установлена в зависимости от категории переездов (I, П, П1 и IV). Категория переездов зависит от интенсивности и характера движения железнодорожного и автомобильного транспорта (табл. 7.1), в том числе от категорийности автомобильных дорог. Последняя, согласно СНиП П-Д.5-72, определяется общим народнохозяйственным значением дорог, расчетной интенсивностью движения или расчетной грузонапряженностью (например, для подъездных дорог промышленных предприятий категории III—II и IV—И). Расчетная интенсивность движения дорог I категории составляет более 7000 авт./сут, II категории — 3000 — 7000, III категории — 1000—3000, IV категории — 200—1000 hV категории — менее 200 авт./сут. [c.139]
Распределение ближнего света фар европейской системы регламентируется освещенностью в контрольных точках и зонах специального экрана (рис. 96, а). Экран предназначен для лабораторной проверки фар на соответствие их светораспределения европейским нормам и представляет собой имитацию перспективы двухполосной автомобильной дороги. ГОСТ 3544—75 устанавливает минимально и максимально допустимую освещенность для контрольных точек и зон экрана при проверке фар с лампой R2 (табл. 25). [c.194]
На зарубежных дорогах, оборудованных освещением, интенсивность движения ночью увеличилась и, несмотря на это, резко снизилось число дорожно-транспортных происществий. Поэтому следует считать освещение неотъемлемым элементом автомобильных дорог, облегчающим повыщение интенсивности движения с одновременным повышением в ночное время безопасности и удобств движения. [c.223]
АВТОСТРАДА, дорога, предназначенная исключительно для непрерывного (в течение дня и ночи) движения многотоннажных автомобилей и автомобилей с повышенными скоростями. Техиич. отличие А. от остальных автомобильных дорог заключается в особых мерах и сооружениях, обеспечивающих безопасность движения, как например пересечение с другими путями сообщения в разных уровнях (путепроводы, специальные въезды и съезды, сигнализация, освещение и др.). А.—термин итальянский и означает автомобильная дорога . В настоящее время автомобильной дорогой называют всякую сухопутную безрельсовую дорогу, приспособленную для автомобильного движения. В нашей терминологии автомобильных дорог различают автомагистрали, дороги, предназначенные преимущественно для транзитного движения, строящиеся по специальным назначениям и заданиям. [c.170]
На автомобильные дороги общего назначения погрузчикп выезжают в исключительных случаях, соблюдая при этом Правила дорожного движения. При езде по дороге ночью погрузчик должен быть оснащен средствами световой сигнализации н освещения. [c.120]
Исходные данные для проектирования. Основой для разработки проектно-сметной документации освещения открытых территорий являются чертежи планов путевого развития станций, генеральных планов застройки промышленных зон и поселков, топосъемка с нанесением всех коммуникаций, поперечные профили земляного полотна, инже-нерно-геологические характеристики грунтов и их удельные электрические сопротивления, а на станциях электрифицированных железных дорог еще и планы контактной сети. Помимо перечисленных данных, необходимы дополнительные сведения для обоснованного выбора нормируемых освещенностей тип станции, размеры пассажиропотока, категория переездов или размеры железнодорожного и автомобильного движения, данные о необходимости установки прожекторов для освещения ходовых частей подвижного состава. Для освещения пешеходных мостов и пассажирских платформ необходимы рабочие чертежи этих сооружений. [c.161]
Основные вопросы автомобильного освещения. Для освещения дороги применяют фары (фонари прожекторного типа), которые должны освещать дорогу перед автомобилем на расстоянии не менее 100 м. Для освещения на далеком расстоянии световой пучшс фары должен иметь больщую силу света — несколько десятков тысяч свечей. Поэтому в фаре, так же, как в прожекторе, предусматривается отражатель (рефлектор), направляюцщй световой поток лампы на участок дороги, который должен быть освещен. При лампах мощностью 30—50 вт, правильном оптическом расчете и (качественном выполнении фары можно достигнуть хорошего освещения дороги на расстоянии 200—300 м. [c.226]
Некоторые двухнитевые лампы последней конструкции имеют прямую нить ближнего света, которая смещена от оптической оси вверх и вбок, благодаря чему световой пучок ближнего света отражается отражателем вниз и несколько вправо, освещая сильнее правую сторону дороги и уменьшая освещенность левой стороны, по которой движутся встречные автомобили. Эта система принята в отечественных автомобильных фарах последнего выпуска, отличающихся также оригинальным рассеивателем, который позволил значительно улучшить освещение дороги при ближнем свете. [c.229]
Европейская и американская системы двухнитевых ламп основаны на разных принципах европейская система дает резкое уменьшение силы света лучей, идущих при ближнем свете горизонтально и выше оптической оси, что резко снижает освещенность дальних участков дороги американская система сохраняет достаточное освещение дороги при ближнем свете, допуская большую силу света лучей, идущих выше оптической оси. Уменьшение ослепляемости при ближнем свете в обоих случаях примерно одинаково, так как чем выше общая освещенность дороги, тем большая сила света фар встречного автомобиля не вызывает ослепления. Однако если один из встречных автомобилей оборудован американской системой ближнего света, а второй — европейской, то шофер автомобиля с европейской системх)й фар подвергается сильному ослеплению. Это обстоятельство, а также увеличение скоростей современных автомобилей и интенсивности движения на дорогах вызвали необходимость улучшения автомобильного освещения. Из разработанных в последнее время систем две получают широкое ргспространенне. [c.230]
Особенности электроосвещения тракторов. Транспортные тракторы и тягачи имеют такую же систему освещения, как и автомобили их оборудуют фарами, задними фонарями, а иногда и подфарниками (передними габаритными фонарями). Тракторные фары по конструкции подобны автомобильным, но, вследствие низкой скорости движения тракторов, рассчитаны на меньщую дальность освещения, за счет этого угол рассеяния у них больще. Транспортные тракторы, которые могут эксплуатироваться на дорогах общего пользования, должны иметь те же основные осветительные приборы, что и автомобили. [c.235]
Смотреть страницы где упоминается термин Освещение автомобильных дорог : [c.213] Смотреть главы в:
Как создать грамотное освещение на дорогах
Уличное освещение сегодня очень разнообразно и многофункционально, в отличие от внутренней подсветки жилых и нежилых помещений. Для его правильной организации нужно знать нормы и требования, а также соответствующий ГОСТ, без которых невозможно оценить весь спектр факторов, влияющих на наружный тип подсветки.
В уличном освещении важную роль играет подсветка автомагистралей, ведь от этого напрямую зависит безопасность дорожного движения, а также жизнь и здоровье людей. Поэтому здесь имеются жесткие нормы и требования соответствия параметров ГОСТ в используемом осветительном оборудовании.
Освещение автомобильных дорог, особенно в городах и населенных пунктах городского типа, является самым важным элементом наружной подсветки. Наша статья расскажет вам о том, какие нормы, требования и ГОСТы существуют в этом вопросе, а также как грамотно подобрать и установить светильники на дорогах населенных пунктов.
Особенности подсветки проезжей части
Для любого города, как и в населенных пунктах поменьше, подсветка дорог представляет собой важную задачу. Это, прежде всего, связано с тем, что малейшие нарушения со стороны организации системы освещения могут повлечь за собой человеческие жертвы.
Обратите внимание! Освещение улиц и дорог является одним из значимых факторов, который обеспечивает безопасность автомобилистов и пешеходов.
Освещение улицы и дороги
- полноценное освещение проезжей части в вечерние и ночные часы;
- создание максимально безопасных условий для вождения на дорогах и автомагистралей;
- светильники, размещенные вдоль проезжей части, должны давать достаточный уровень освещенности, чтобы водители даже в ночное время могли хорошо рассмотреть дорогу и увидеть на ней встречную машину или пешехода, идущего по обочине.
Освещение на дороге ночью
Для того чтобы освещение проезжей части в населенных пунктах было достаточным, проводятся специальные расчеты. Здесь уличное освещение опирается на несколько параметров:
- нормы и требования СНиП, которые касаются уровня освещенности;
- ГОСТ, который определен для осветительных приборов. Все светильники, имеющие люминесцентное, светодиодное или галогеновое освещение, должны отвечать требованиям соответствующего ГОСТ;
- мощность светового потока, который производят источники света (светодиодные, люминесцентные или галогеновые лампочки).
Обратите внимание! В организации уличного освещения большая роль отводится не столько осветительным приборам, сколько их источникам света. Лампочки, вкрученные в светильники, не должны иметь слепящий эффект и давать равномернее освещение конкретного участка на дороге.
Требования к подсветке дорожного полотна
Как уже отмечалось выше нормы, ГОСТ и требования, которые обязательно следует учитывать при создании наружного освещения на дорогах населенных пунктов, прописаны в регламентирующей документации – СНиП и СанПин. Причем больше всего в данной ситуации нужно опираться на нормы и ГОСТ, указанные в СНиП. В разных разделах этих документов четко прописаны нормы для каждой конкретной ситуации.
СНиП собой регламентирует необходимый уровень освещенности, при котором водители имеют возможность своевременно и адекватно оценивать дорожную ситуацию. Для проезжих участков в населенных пунктах необходимо рассчитать среднюю величину горизонтальной освещенности. Данный параметр должен быть следующим:
- для магистральных дорог и улиц, имеющих районное значение, средняя величина горизонтальной освещенности должна быть около 6 лм/кв.м;
- для дорог и улиц местного назначения, имеющих переходной тип покрытия — 4 лм/кв.м;
- при наличии на улицах и дорогах покрытия другого типа — 2 лм/кв.м.
Приведенные выше в СНиП показатели гарантируют тот факт, что водитель сможет хорошо различать на достаточном удалении приближающие транспортные средства, а также все неровности дорожного покрытия.
Обратите внимание! Неровности и различного рода изъяны на дороге могут стать причиной ДТП.
Кроме этого освещение на проезжей части не должно быть сильно ярким, иначе световой поток будет слепить водителей, что в конечном счете приведет к аварии.
Таким образом, нормы и требования, а также ГОСТ дают возможность для каждой отдельной ситуации организовать необходимый уровень освещенности. Световой поток, создаваемый системой освещения, не должен быть низким или чрезмерным. Чтобы организовать уличное освещение на оптимальном уровне, в СНиП и указаны конкретные нормы.
Особенности организации подсветки дорожного полотна
Освещение для дорог и улиц в вечернее и ночное время является неотъемлемой частью современного общества.
Ночное освещение города
При определении норм в СНиП за основу брались способности зрительного анализатора человека. Ночью зрение человека имеет возможность адаптироваться к плохой видимости и различать объекты в свете звезд при уровне освещенности в 0,1 люкс. Но чтобы человек имел возможность комфортно перемещаться по обочине дороге или ехать в автомобиле, уровень освещенности, создаваемый осветительными приборами, должен составлять не менее 2 люкс. Поэтому организация искусственного освещения автомагистралей и дорог в населенных пунктах является необходимостью.
Свет в данном случае должен отвечать следующим требованиям:
- давать равномерное освещение дорожного полотна. Для этого светильники следует устанавливать через равные промежутки, которые прописаны в СНиП;
Равномерное размещение столбов подсветки вдоль дороги
- световой поток следует направлять не в небо, а на дорогу;
- полноценное освещение пространства вокруг движущего транспортного средства, включая обочину и соседнюю полосу;
- наличие небольшого количества светового потока, который направлен по горизонтали. Такая подсветка позволяет увеличить дистанцию видимости и едущие навстречу машины будут намного заметнее даже глубокой ночью;
- неслепящее освещению дорог.
Обратите внимание! Большое внимание в подсветке следует обращать на автомагистрали. Эти дороги предназначены для быстрой езды, поэтому для них следует создавать наиболее комфортные условия для перемещения автотранспорта.
Рекомендации по организации подсветки дорожного полотна
При организации освещения дорог и автомагистралей светильники следует устанавливать на определенных участках. Число световых точек, а также их расположение определяются такими параметрами:
- характеристики дорожного полотка;
- предназначение дороги (автомагистраль, проселочный участок и т.д.);
- тип населенного пункта, через который проходит полотно (город, село и т.д.).
Поэтому светильники, с помощью которых формируется подсветка, будут различаться в зависимости от конкретного случая:
- для широких дорог светильники должны иметь мощность в 250-400 Ватт;
Обратите внимание! Главные дороги, вне зависимости от ширины, всегда освещаются лучше всего. Это связано с тем, что на них имеется повышенный риск дорожно-транспортных происшествий.
Освещение широких дорог
- для дорог второстепенного назначения светильники должны иметь мощность в 70—250 Ватт.
Кроме этого большое значение в создании подсветки дорожного полотна играют и сами светильники. От их правильности выбора зависит безопасность передвижения по населенным пунктам. Уличное освещение населенных пунктов будет тем интенсивнее, чем больше их площадь.
Правильно подбираем осветительные приборы для подсветки дорожного полотна
Именно от правильности выбора светильника и его размещения зависит качество уличного освещения. Подбор осветительной аппаратуры для дорог регламентирует ГОСТ. Для системы наружного освещения светильники должны отвечать ряду требований:
- иметь простое и неприхотливое обслуживание;
- обладать надежной защитой от разнообразных климатических условий (снег, дождь, град, сильные порывы ветра и т.д.);
- иметь высокий класс влагозащищенности (не менее IP55);
- обладать антивандальной защитой;
- потреблять минимум электроэнергии и при этом давать мощный световой поток;
Обратите внимание! Самыми выгодными по всем параметрам на сегодняшний день являются светодиодные источники света. Но из-за их высокой стоимости они часто заменяются галогеновыми или люминесцентными аналогами.
- продолжительный срок службы, как светильника, так и источников света;
- иметь простой дизайн и гармонично сочетаться с опорами. Особенно это важно (с эстетической точки зрения) для городских дорог:
- наличие оптической системы для создания направленного светового потока.
Наиболее часто осветительные приборы имеют подвесной способ крепления, что позволяет эффективно их закреплять на фасадах зданий или специальных опорах (светильники консольного типа). Расстояние между столбами должно равняться 50 метрам, а их высота может варьироваться от 5 до 12 метров в зависимости от существующих потребностей.
Подходить к освещению дорог и автомагистралей нужно с четким пониманием того, что от этого будут напрямую зависеть жизнь и здоровье людей. Поэтому учет норм, требований, а также ГОСТов в данной ситуации является необходимостью, без которой нельзя. Только в таком случае передвижение транспортных средств по дорогам будет комфортным и безопасным, а уличное освещение — правильным.
Нормы освещения дорог. Требования к освещенности улиц, площадей
На уровень безопасности дорожного движения достаточно большое влияние оказывает уровень освещенности автомобильных дорог, мест стоянки транспортных средств и т.д.
При проектировании устройства наружного освещения уличных площадей, автомобильных дорог должны обеспечиваться следующие требования:
- нормированные величины количественных, качественных показателей осветительных остановок;
- экономичность установок, рациональное использование электроэнергии;
- надежность работы осветительных установок;
- безопасность обслуживающего персонала и населения;
- удобство обслуживания и управления осветительными установками.
Используемые в осветительных установках оборудование и материалы должны соответствовать требованиям стандартов, техническому напряжению сети, условиям окружающей среды. Применение в осветительных установках открытых ламп без армирования не допускается.
При проектировании установок наружного освещения выбор опор и световых приборов должен производиться с учетом архитектурно планировочных особенностей освещаемой дороги, восприятия освещенной зоны в дневное и вечернее время.
Проектирование освещения дорог, улиц и площадей должно, как правило, выполняться в составе проектов благоустройства с учетом характеристик светоотражения дорожных покрытий и решений по озеленению.
Нормы, регламентирующие основные показатели наружного освещения, должны приниматься одинаковыми при любых источниках света, которые используются в осветительных установках, соответствовать требованиям СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения.
Расчет освещения площадей городов, улиц, дорог различного назначения должен производиться с учетом обеспечении нормируемых величин освещенности на соответствующих функциональных зонах площади. В действующих нормах по проектированию искусственного освещения освещенность определяется угловым размером объекта различения, контрастом его с фоном и коэффициентом отражения фона. Поверхности дорожного покрытия улиц, площадей, дорог, обладающие рассеянным отражением, характеризуются не яркостью, а светностью фона или, зная порядок величины коэффициента отражения, освещенностью. Это значительно упрощает расчеты и измерения, так как рассчитать или измерить освещенность можно достаточно просто.
Основным нормативным документом Украины, регламентирующим нормы освещённости для уличного освещения являются украинские строительные нормы и правила — ДБН В.2.5-28-2006 «Природное и искусственное освещение». Нормы освещенности обязательны для всех организаций, осуществляющих деятельность в области строительства и монтажа опоры наружного освещения в городских и сельских поселениях.
Освещение улиц, площадей, автомагистралей, автомобильных дорог с регулярным транспортным движением в городской местности должно соответствовать требованиям освещенности согласно СНИП 23-05-95.
Требуемые значения яркости и освещенности дорожного покрытия улиц, площадей и дорог
Устройство уличного освещения регламентируется ВСН 22–75 – «Инструкцией по проектированию наружного освещения городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов». По характеру предъявляемых требований к освещению все улицы и площади городов подразделяются на три категории: А – скоростные дороги, магистрали общегородского значения и т.п.; Б – магистральные улицы районного значения, дороги грузового движения и т.п.; В-улицы и дороги местного значения.
В отличие от всех других осветительных установок уровень освещения для дорог с асфальтобетонным покрытием нормируется не величиной освещенности, а величиной яркости поверхности дорожного покрытия в направлении наблюдателя, находящегося оси движения транспорта. Это объясняется тем, что асфальт в особенности мокрый, обладает резко выраженным зеркальным характером отражения, вследствие чего величина освещенности может характеризовать видимость. Для улиц и дорог, имеющих простейшие (грунтовые, щебеночные) или переходного типа (асфальтовые, укрепленные вяжущими) покрытия, допустимо характеризовать уровень освещения величиной освещенности. Поэтому ВСН 22–75 устанавливает норму освещения улиц и других проездов с асфальтобетонным покрытием в виде величины средней яркости (в пределах от 1,6 до 0,2 кд/м 2 ) в зависимости от категории улиц и плотности движения, а для улиц с простейшими переходного типа покрытиями – в виде величины средней горизонтальной освещенности (в пределах от 6 до 2 лк). ВСН 22–75 содержат ряд качественных требований к устройству уличного освещения, в том числе определяют наименьшую допустимую высоту подвеса светильников в зависимости от их характеристик, мощности и типа ламп, а также соотношение наибольшей и наименьшей величин яркости и освещенности и т.д.
Кроме нормирования яркости и освещенности проезжей части улиц и площадей в «Указаниях по проектированию уличного освещения» (СН 278–64) регламентируется ряд других, весьма важных свето- и электротехнических, а также эксплуатационных показателей и даются соответствующие рекомендации по их реализации. Такими вопросами являются: высота подвеса светильников по условиям ограничения ослёпленности, выбор наиболее экономичных типов светильников и источников света в зависимости от места их применения, размещение светильников на улицах и площадях, устройство общегородского, автоматического управления освещением и др.
Освещение улиц и дорог с нормированной средней яркостью 0,4 кд/м2 и выше или средней освещенностью 4 лк и выше должно выполняться светильниками, обеспечивающими широкое или полуширокое светораспределение.
Освещение внутренних проездов улиц, автостоянок, хозяйственных площадок мусоросборников в микрорайонах следует, как правило, по нормам выполнять светильниками прямого света.
Освещение аллей, пешеходных дорожек, а также центральных входов в парки, сады, стадионы, больницы, санатории, пансионаты и дома отдыха требуется выполнять светильниками рассеянного света.
Освещение площадок массовых игр и площадок перед эстрадами, аттракционами требуется осуществлять светильниками широкого светораспределения.
Наружное освещение улиц, дорог и площадей территорий городов следует по нормам выполнять светильниками, располагаемыми на опорах.
Нормы освещенности поверхностей регламентируются государственным документом: «Естественное и искусственное освещение» — СНиП 23-05-2010, которые являются актуализированной редакцией СНиП 23-05-95.
Как создать грамотное освещение на дорогах
Уличное освещение сегодня очень разнообразно и многофункционально, в отличие от внутренней подсветки жилых и нежилых помещений. Для его правильной организации нужно знать нормы и требования, а также соответствующий ГОСТ, без которых невозможно оценить весь спектр факторов, влияющих на наружный тип подсветки.
В уличном освещении важную роль играет подсветка автомагистралей, ведь от этого напрямую зависит безопасность дорожного движения, а также жизнь и здоровье людей. Поэтому здесь имеются жесткие нормы и требования соответствия параметров ГОСТ в используемом осветительном оборудовании.
Освещение автомобильных дорог, особенно в городах и населенных пунктах городского типа, является самым важным элементом наружной подсветки. Наша статья расскажет вам о том, какие нормы, требования и ГОСТы существуют в этом вопросе, а также как грамотно подобрать и установить светильники на дорогах населенных пунктов.
Особенности подсветки проезжей части
Для любого города, как и в населенных пунктах поменьше, подсветка дорог представляет собой важную задачу. Это, прежде всего, связано с тем, что малейшие нарушения со стороны организации системы освещения могут повлечь за собой человеческие жертвы.
Обратите внимание! Освещение улиц и дорог является одним из значимых факторов, который обеспечивает безопасность автомобилистов и пешеходов.
Освещение улицы и дороги
- полноценное освещение проезжей части в вечерние и ночные часы;
- создание максимально безопасных условий для вождения на дорогах и автомагистралей;
- светильники, размещенные вдоль проезжей части, должны давать достаточный уровень освещенности, чтобы водители даже в ночное время могли хорошо рассмотреть дорогу и увидеть на ней встречную машину или пешехода, идущего по обочине.
Освещение на дороге ночью
Для того чтобы освещение проезжей части в населенных пунктах было достаточным, проводятся специальные расчеты. Здесь уличное освещение опирается на несколько параметров:
- нормы и требования СНиП, которые касаются уровня освещенности;
- ГОСТ, который определен для осветительных приборов. Все светильники, имеющие люминесцентное, светодиодное или галогеновое освещение, должны отвечать требованиям соответствующего ГОСТ;
- мощность светового потока, который производят источники света (светодиодные, люминесцентные или галогеновые лампочки).
Обратите внимание! В организации уличного освещения большая роль отводится не столько осветительным приборам, сколько их источникам света. Лампочки, вкрученные в светильники, не должны иметь слепящий эффект и давать равномернее освещение конкретного участка на дороге.
Требования к подсветке дорожного полотна
Как уже отмечалось выше нормы, ГОСТ и требования, которые обязательно следует учитывать при создании наружного освещения на дорогах населенных пунктов, прописаны в регламентирующей документации – СНиП и СанПин. Причем больше всего в данной ситуации нужно опираться на нормы и ГОСТ, указанные в СНиП. В разных разделах этих документов четко прописаны нормы для каждой конкретной ситуации.
СНиП собой регламентирует необходимый уровень освещенности, при котором водители имеют возможность своевременно и адекватно оценивать дорожную ситуацию. Для проезжих участков в населенных пунктах необходимо рассчитать среднюю величину горизонтальной освещенности. Данный параметр должен быть следующим:
- для магистральных дорог и улиц, имеющих районное значение, средняя величина горизонтальной освещенности должна быть около 6 лм/кв.м;
- для дорог и улиц местного назначения, имеющих переходной тип покрытия — 4 лм/кв.м;
- при наличии на улицах и дорогах покрытия другого типа — 2 лм/кв.м.
Приведенные выше в СНиП показатели гарантируют тот факт, что водитель сможет хорошо различать на достаточном удалении приближающие транспортные средства, а также все неровности дорожного покрытия.
Обратите внимание! Неровности и различного рода изъяны на дороге могут стать причиной ДТП.
Кроме этого освещение на проезжей части не должно быть сильно ярким, иначе световой поток будет слепить водителей, что в конечном счете приведет к аварии.
Таким образом, нормы и требования, а также ГОСТ дают возможность для каждой отдельной ситуации организовать необходимый уровень освещенности. Световой поток, создаваемый системой освещения, не должен быть низким или чрезмерным. Чтобы организовать уличное освещение на оптимальном уровне, в СНиП и указаны конкретные нормы.
Особенности организации подсветки дорожного полотна
Освещение для дорог и улиц в вечернее и ночное время является неотъемлемой частью современного общества.
Ночное освещение города
При определении норм в СНиП за основу брались способности зрительного анализатора человека. Ночью зрение человека имеет возможность адаптироваться к плохой видимости и различать объекты в свете звезд при уровне освещенности в 0,1 люкс. Но чтобы человек имел возможность комфортно перемещаться по обочине дороге или ехать в автомобиле, уровень освещенности, создаваемый осветительными приборами, должен составлять не менее 2 люкс. Поэтому организация искусственного освещения автомагистралей и дорог в населенных пунктах является необходимостью.
Свет в данном случае должен отвечать следующим требованиям:
- давать равномерное освещение дорожного полотна. Для этого светильники следует устанавливать через равные промежутки, которые прописаны в СНиП;
Равномерное размещение столбов подсветки вдоль дороги
- световой поток следует направлять не в небо, а на дорогу;
- полноценное освещение пространства вокруг движущего транспортного средства, включая обочину и соседнюю полосу;
- наличие небольшого количества светового потока, который направлен по горизонтали. Такая подсветка позволяет увеличить дистанцию видимости и едущие навстречу машины будут намного заметнее даже глубокой ночью;
- неслепящее освещению дорог.
Обратите внимание! Большое внимание в подсветке следует обращать на автомагистрали. Эти дороги предназначены для быстрой езды, поэтому для них следует создавать наиболее комфортные условия для перемещения автотранспорта.
Рекомендации по организации подсветки дорожного полотна
При организации освещения дорог и автомагистралей светильники следует устанавливать на определенных участках. Число световых точек, а также их расположение определяются такими параметрами:
- характеристики дорожного полотка;
- предназначение дороги (автомагистраль, проселочный участок и т.д.);
- тип населенного пункта, через который проходит полотно (город, село и т.д.).
Поэтому светильники, с помощью которых формируется подсветка, будут различаться в зависимости от конкретного случая:
- для широких дорог светильники должны иметь мощность в 250-400 Ватт;
Обратите внимание! Главные дороги, вне зависимости от ширины, всегда освещаются лучше всего. Это связано с тем, что на них имеется повышенный риск дорожно-транспортных происшествий.
Освещение широких дорог
- для дорог второстепенного назначения светильники должны иметь мощность в 70—250 Ватт.
Кроме этого большое значение в создании подсветки дорожного полотна играют и сами светильники. От их правильности выбора зависит безопасность передвижения по населенным пунктам. Уличное освещение населенных пунктов будет тем интенсивнее, чем больше их площадь.
Правильно подбираем осветительные приборы для подсветки дорожного полотна
Именно от правильности выбора светильника и его размещения зависит качество уличного освещения. Подбор осветительной аппаратуры для дорог регламентирует ГОСТ. Для системы наружного освещения светильники должны отвечать ряду требований:
- иметь простое и неприхотливое обслуживание;
- обладать надежной защитой от разнообразных климатических условий (снег, дождь, град, сильные порывы ветра и т.д.);
- иметь высокий класс влагозащищенности (не менее IP55);
- обладать антивандальной защитой;
- потреблять минимум электроэнергии и при этом давать мощный световой поток;
Обратите внимание! Самыми выгодными по всем параметрам на сегодняшний день являются светодиодные источники света. Но из-за их высокой стоимости они часто заменяются галогеновыми или люминесцентными аналогами.
- продолжительный срок службы, как светильника, так и источников света;
- иметь простой дизайн и гармонично сочетаться с опорами. Особенно это важно (с эстетической точки зрения) для городских дорог:
- наличие оптической системы для создания направленного светового потока.
Наиболее часто осветительные приборы имеют подвесной способ крепления, что позволяет эффективно их закреплять на фасадах зданий или специальных опорах (светильники консольного типа). Расстояние между столбами должно равняться 50 метрам, а их высота может варьироваться от 5 до 12 метров в зависимости от существующих потребностей.
Подходить к освещению дорог и автомагистралей нужно с четким пониманием того, что от этого будут напрямую зависеть жизнь и здоровье людей. Поэтому учет норм, требований, а также ГОСТов в данной ситуации является необходимостью, без которой нельзя. Только в таком случае передвижение транспортных средств по дорогам будет комфортным и безопасным, а уличное освещение — правильным.