Законы субъектов рф как источник экологического права

Законы субъектов рф как источник экологического права

Нормотворчество субъектов Российской Федерации в сфере

природоохраны и использования природных ресурсов основано прежде

всего на ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой

природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение

экологической безопасности; особо охраняемые природные территории

(ч.1, п. «д»), вопросы владения, пользования и распоряжения землей,

недрами, водными и другими природными ресурсами (ч.1, п. «в»),

экологическое, водное, лесное законодательство, законодательство о

недрах, об охране окружающей среды (ч.1, п. «к») отнесены к предметам

совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Нормативное правовое регулирование названных отношений

осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной

ветвей власти субъектов РФ.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 76

Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ

издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними

законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно ч. 5

ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты

субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не

могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия

между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской

Федерации, действует федеральный закон

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование

природопользования и охраны окружающей среды с учетом

политических, социально-экономических, природно-климатических,

экологических, исторических и иных особенностей регионов.

Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в

разных формах: конституции (в субъектах РФ, имеющих статус

республик), уставы (в иных субъектах РФ), кодексы, законы и др.

Органы исполнительной власти субъектов принимают указы,

Например, в субъекте РФ — городе федерального значения Москве

приняты Законы: «О защите зеленых насаждений», «Об особо

охраняемых природных территориях в городе Москве», «Об обеспечении

благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства,

реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных

объектов в городе Москве», «О защите населения и территорий города от

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и

В Московской области приняты и действуют, например, Законы

«Об областной целевой программе «Экология Подмосковья на 2003-2004

годы» и «Правила застройки городов, поселков городского типа,

сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных

комплексов Московской области».

Необходимо также упомянуть, что в соответствии со ст. 78

Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти по

соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут

передавать им осуществление части своих полномочий, если это не

противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В то же время,

органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с

федеральными органами исполнительной власти могут передавать им

осуществление части своих полномочий. Статья 9 Федерального закона

«Об охране окружающей среды» закрепляет положение о том, что

разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной

окружающей среды, между органами государственной власти

Российской Федерации и органами государственной власти субъектов

РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации и

федеральными законами, а также договорами о разграничении

предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти Российской Федерации и органами государственной власти

В настоящее время заключены и действуют ряд соглашений в

данной области, среди которых можно отметить Соглашение от 5 июня

1993 г. между Правительством РФ и Правительством Республики

Татарстан о взаимодействии в области охраны окружающей среды;

Соглашение от 29 мая 1996 г. № 8 между Правительством РФ и

администрацией Ростовской области о разграничении полномочий в

сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и

Источники экологического права

Эколого-правовые нормы, институты и экологическое право как отрасль права являются содержанием эколого-правового регулирования.

Под источником права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными.

Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.

Источниками права являются: международные документы, Конституция РФ; конституционные законы; федеральные законы; акты Президента РФ (указы, распоряжения); акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Законодательство субъектов РФ: конституции, уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; акты глав субъектов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; акты местного самоуправления.

Источники экологического права — это нормативно-правовые акты, содержащие нормы экологического права.

Закрепление прав человека, как наиважнейших и жизненно необходимых для его существования, осуществляется не только на уровне государств, но и в международных актах. На международном уровне принято апеллировать к трем основным международным документам в области прав человека — Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Именно они легли в основу общепринятой классификации прав человека на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные. Во второй половине XX в. появилась тенденция выделять еще один вид прав — экологические права. Однако с точки зрения естественно-правовой теории они слишком тесно переплетены и явно тяготеют к личным правам человека. Право на благоприятную окружающую среду является важнейшей составляющей права на жизнь, поскольку право на жизнь, например, можно считать нарушенным, если государство законодательно не закрепит недопустимость сбрасывания ядовитых отходов в окружающую среду и не закрепит ответственность в случае нарушения указанной нормы. Кроме указанных актов существует множество международно-правовых документов по вопросам экологии, в которых участвует Россия. При этом, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрено внутренним законодательством, применяются нормы международного договора.

Важнейшим источником, в том числе и экологического права в России является Конституция РФ. Нормы Конституции РФ можно разбить на две группы: первая — непосредственно посвященная экологическим отношениям, вторая — опосредованно участвующая в их регулировании. К первой относятся ст. 9, 36, 42, 58, 72; ко второй — ст. 1, 2, 7, 8, 17 — 19, 45 — 48, 57. Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Нормы экологического права, закрепленные в Конституции РФ, нуждаются в конкретизации, поскольку не являются непосредственно действующими. Необходимо установление механизмов для поддержания благоприятной среды. Сюда относится формирование органов, которые будут следить, чтобы благоприятная среда не нарушалась, законодательное закрепление стандартов в области охраны окружающей природной среды, установление ответственности за неисполнение таких стандартов. Такие механизмы зафиксированы в первую очередь на федеральном уровне. Так, И.А. Игнатьева указывает: «В настоящее время экологическое законодательство состоит из 24 законодательных актов», которые конкретизируют нормы, заложенные в Конституции, и устанавливают механизм их действия. Так, Федеральный закон РФ от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» дает определение понятия «радиационная безопасность»; разграничивает полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области радиационной безопасности; устанавливает систему органов, которые должны заниматься обеспечением радиационной безопасности; устанавливает основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения. Федеральный закон РФ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» построен по тому же принципу, что и Федеральный закон «О радиационной безопасности населения», однако наряду с общими требованиями не содержит нормативов по выбросам ядовитых веществ в воздух, а только определяет органы, которые вправе разрабатывать такие нормативы как на федеральном, так и региональном уровне. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также имеет скорее декларативный, чем конкретно направленный характер. Однако в нем присутствует тщательно разработанная терминологическая база, что является немаловажным для законодателя, распределены полномочия в области охраны окружающей среды между центром, регионами и органами местного самоуправления, устанавливается принцип платности за вредное воздействие на окружающую среду.

Указанный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Данный Закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды. Законом установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Данный Закон имеет также немаловажное значение в вопросе соотношения экологического права с другими смежными отраслями права. Согласно его ст. 2 отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» перечисляются виды нормативов воздействия на окружающую среду, однако ни один норматив непосредственно в законе не установлен. Практически все нормативы вредного воздействия на окружающую природную среду — как указывает В.И. Евтушенко и Е.А. Кравцова, — устанавливаются подзаконными нормативными актами, что является нежелательным и может вести к злоупотреблениям чиновниками своим служебным положением путем изменения нормативов выбросов в пользу заинтересованных лиц, которыми в первую очередь являются крупные производители.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» состоит из шестнадцати глав: Общие положения; Основы управления в области охраны окружающей среды; Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды; Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; Нормирование в области охраны окружающей среды; Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций; Природные объекты, находящиеся под особой охраной; Государственный мониторинг окружающей среды; Контроль в области охраны окружающей среды; Научные исследования в области охраны окружающей среды; Основы формирования экологической культуры; Ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; заключительные положения.

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования. К ним относятся: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года № 36-ФЗ (регулирует земельные отношения — отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории), Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ (регулирует лесные отношения), Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (регулирует водные отношения), а также Градостроительный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарноэпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Поскольку в системе источников экологического права пока еще не создан единый систематизированный законодательный акт, особое место в регулировании экологических отношений занимают следующие федеральные законы: «О недрах» от 21 февраля 1992 года, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года № 68-ФЗ, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, «О животном мире» от 22 марта 1995 года № 52-ФЗ, «Об экологической экспертизе» от 19 июля 1995 года № 174-ФЗ, «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ, « Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 года № 33-ФЗ, «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 года № 92-ФЗ, «О природных, лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 27 января 1995 года № 26-ФЗ и другие.

В последние годы в российской литературе обсуждается вопрос о создании Экологического кодекса РФ, который должен заменить действующие нормативные акты экологического и природоохранного законодательства. За рубежом имеется опыт, как систематизации, так и кодификации экологического законодательства. Систематизация, а затем и кодификация проведены во Франции и Швеции, в феврале 2007 года принят Экологический кодекс республики Казахстан. Разработан проект Экологического кодекса в ФРГ, обсуждается возможность принятия Европейского экологического кодекса.

Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Нормотворчество субъектов Российской Федерации в сфере природоохраны и использования природных ресурсов основано прежде всего на ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (ч. 1, п. «д»), вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (ч. 1, п. «в»), экологическое, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (ч. 1, п. «к») отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти субъектов РФ.

Необходимо отметить, что, в соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.

Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах: конституции (в субъектах РФ, имеющих статус республик), уставы (в иных субъектах РФ), кодексы, законы и др. Органы исполнительной власти субъектов принимают указы, постановления, распоряжения.

Структура экологического законодательства. Федеральный закон “Об охране окружающей среды” в системе экологического законодательства.

Важнейший источник экологического права — Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (принят Государственной Думой РФ 20.12.2001 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2001 г.). Данный закон включает в себя 16 глав и 84 статьи и регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Закон является природоохранным и специальным источником экологического права и определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологизированные нормативные акты иных отраслей права в системе источников экологического права.

1.3. Источники экологического права

Под источниками права вообще понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными.

Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты).

Большинство норм экологического права содержится в кодифицированных законодательных актах — земельном, лесном, водном кодексах, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», а также в международных нормативных правовых актах. Причем согласно ст.15 Конституции РФ международные нормативные правовые акты являются составной частью нашей правовой системы и имеют приоритетное значение. Если международным договором установлены иные правила, отличные от предусмотренных внутренних законодательством, то применяются правила международного договора.

Под источниками экологического права понимаются формы его внешнего выражения — нормативные акты, принятые уполномоченными на то органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.

Конституция РФ — основной источник экологического права. В ней определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. Главное для экологического права то, что в Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.

В ст. 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в п. «д» статьи 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры. Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственное правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правом и приняли свои законы, например, Республики: Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Карелия, Марий Эл, Северная Осетия, Тува, Хакасия, Чувашия, Саха (Якутия); области: Брянская, Омская, Орловская, Оренбургская, Ростовская, Свердловская; Приморский край и др.

Таким образом, нормы Конституции устанавливают: экологические права и обязанности граждан РФ (ст. 42, 58); право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, 36); компетенцию государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды (ст. 71, 72, 114). Действующая Конституция Российской Федерации создала легитимную основу российской государственности, заложила новую систему отношений между центром и регионами.

Большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральные законы — акты высшей юридической силы, действие которых распространяется на всю территорию РФ.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является основополагающим в системе экологического законодательства. Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В нем систематизированы нормы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду; экономического механизма охраны окружающей среды; нормирования качества окружающей среды; государственной экологической экспертизы; экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов; чрезвычайных экологических ситуаций; особо охраняемых природных территорий и объектов; экологического контроля; экологического воспитания, образования, научных исследований и др. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водным и иными отраслями законодательства. Законодательные источники экологического права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные экологические законы. К. первым ныне относятся Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации. Эти кодексы являются актами отраслевой кодификации экологического права. Ко второй группе относятся упомянутый закон «Об охране окружающей среды», Федеральные законы «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», а также некоторые другие. Кроме того, к источникам экологического права относятся акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие экологические отношения.

Правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства содержатся в Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и др.

Особое место занимают международные договоры, которые подробно изучаются в специальной части курса экологического права, а также в рамках международного публичного права.

Вопросы и задания для самопроверки: 1.

Что означают понятия «экология», «экологическое право»? 2.

Охарактеризуйте основные концепции взаимодействия общества и природы. 3.

Назовите основные экологические функции государства. 4.

Дайте краткое определение предмета экологического права. 5.

На каких принципах основано экологическое право? 6.

Какие существуют методы экологического права? 7.

Какова система экологического права? 8.

Дайте определение понятия «Источники экологического права». 9.

Какова роль Конституции Российской Федерации как источника экологического

Перечислите виды источников экологического права.

14. Федеральные законы как источники экологического права

Федеральные законы регулируют отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной де­ятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являю­щуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

15. Акты Президента рф и Правительства рф как источники экологического права

Данные виды НПА объединяет то, что они могут служить источниками ЭП, а также то, что они носят подзаконный характер.

Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Пример: Указ «Об особо охраняемых природных территориях РФ»; Указ «О Концепции перехода РФ к устойчивому развитию» и т.д.

Правительство издает постановления и распоряжения. В случае их противоречия Конституции, ФЗ и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ или обжалованы в суде. Пример: Постановления Правительства «Об утверждении Правил образования рыбохозяйственных заповедных зон»; «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» и т.д.

16. Нормативные акты министерств и ведомств как источники экологического права

НПА министерств и ведомств издаются на основе и во исполнение ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

НПА министерств и ведомств издаются только в виде:

Пример: Приказ Госкомэкологии РФ «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ»; Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении Долгосрочной гос.программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья».

17. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в системе источников экологического права

Согласно Конституции РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Законы и иные НПА субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить ФЗ.

Органы законодательной власти субъектов принимают:

— конституции (в республиках);

— уставы (в иных субъектах);

— кодексы (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана);

Органы исполнительной власти субъектовпринимают:

Пример: В Татарстане и в Башкортостане приняты Законы «О растительном мире», в Москве — Закон «О защите зеленых насаждений» и т.д.

Лекция 2. Источники экологического права

2.1. Понятие и особенности источников экологического права

Источники экологического права – это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, т. е. нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой. К этим источникам можно отнести законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации.

Источники экологического права, как и источники других отраслей права имеют специфические особенности:

1. Глобальный трансграничный характер экологических проблем предопределяет важность международно-правовых актов.

2. Нормы экологического права содержаться не только в специальных природоохранных законах, но и в законах, традиционно относимых к другим отраслям права: уголовном, гражданском, административном и т. д.

Источники экологического права классифицируются по юридической силе:

– международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;

– законы (конституционные, федеральные);

– акты Президента РФ;

– акты Правительства РФ;

– конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

– акты министерств, федеральных служб и федеральных агентств;

– акты органов местного самоуправления;

Так же подразделяются на общие (Конституция РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды») и специальные (Федеральный закон «О животном мире», Федеральный закон «Об экологической экспертизе», Лесной, Земельный, Водный кодексы и др.).

Еще одна немаловажная классификация подразделяет нормативные правовые акты на материальные – устанавливают права, обязанности, а также ответственность участников отношений (например, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и др.) и процессуальные, которые регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды (например, Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 155 «О лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия», Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности», Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.12.2007 № 848 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов» и др.).

Законы субъектов рф как источник экологического права

6. Источники экологического права

Под источниками экологического права понимаются объективированные в документальном виде акты правотворчества, т. е. нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой. Это понятие источников экологического права (законодательства) в узком смысле. В широком смысле оно охватывает и иные совокупности правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей.

Наиболее распространено деление источников экологического права на три группы:

– нормативные юридические акты;

– прецедентные индивидуальные (в основном судебные) акты;

Более подробная классификация разделяет их:

– на законодательные акты;

– нормативные акты органов управления (исполнительной власти);

– судебную практику и судебный прецедент;

– правовую доктрину (юридическую науку);

– нормативные акты общественных организаций;

– нормативные акты частных организаций;

Систему экологических нормативно-правовых актов, являющихся источниками экологического права, можно строить по нескольким критериям.

1. По юридической силе образующих ее актов весь массив экологических актов разделяется на конституции, законы и подзаконные акты:

– на уровне Федерации: Конституция РФ; конституционные законы; законы (Основы законодательства, действующие законы РСФСР, РФ, федеральные законы, кодексы); указы Президента РФ (и распоряжения); постановления Правительства РФ (и распоряжения); ведомственные нормативные акты;

на уровне субъектов Федерации: конституции субъектов РФ; законы; акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

локальные акты (органов местного самоуправления, организаций).

2. По форме источники права (акты) делятся на оформленные в качестве законов и приравненных к ним актов (Основы, кодексы) распоряжения, приказы, решения, инструкции, методические рекомендации, положения, правила, порядки и т. п. Особое место занимают федеральные и региональные целевые программы, которые могут быть приняты законом или постановлением Правительства РФ. Надо различать форму акта утверждения (указ, постановление, приказ) и собственно акта (инструкция, правила, положение и пр.).

3. По субъекту принятия акта источники права делятся на принятые парламентом, главой исполнительной власти, Правительством РФ, руководителем (или коллегией) министерства, ведомства, высшим судебным органом и т. п.

При характеристике источников экологического права, как и всех отраслей права, основным источником является Конституция РФ.

Особое место среди источников экологического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. Статья 15 Конституции РФ гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Система источников экологического права наделена механизмом устранения противоречий, возникающих в ней, – через Конституционный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд, а также через органы прокуратуры РФ, которые своими решениями признают незаконными и недействительными нормативно-правовые акты, принятые с нарушением правил, существующих в системе иерархии нормативно-правовых актов.

Экологическое право

В соответствии с Федеративным договором и Конституцией РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти субъектов РФ.

Какова предметная сфера правового регулирования экологических отношений на уровне субъектов РФ? Согласно Федеративному договору, а также Конституции РФ, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. По предмету совместного ведения субъекты Федерации осуществляют совместное с Федерацией правовое регулирование. Вне этих предметов субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование. Обращаем внимание, что в перечень отраслей законодательства, регулируемых совместно, не включены три отрасли – законодательство об охране атмосферного воздуха, о животном мире и о растительном мире вне лесов. Какие же отношения из этих трех отраслей законодательства образуют предмет собственного регулирования субъектов Федерации? На этом вопрос ответить непросто, имея в виду, что законодательство об охране окружающей среды включает нормативные правовые акты об охране всех природных ресурсов. Выходит, что для собственного правового регулирования остается правовое регулирование использования животного мира, растительного мира вне лесов и атмосферного воздуха.

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.

Принципиально важное правило закреплено в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это правило служит достижению целей: а) обеспечения единообразного правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере, б) обеспечения правопорядка в стране.

Если же имеется противоречие между федеральным законом и нормативным актом субъекта РФ, принятым по предметам собственного правового регулирования, то применяется акт субъекта Федерации.

Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках-субъектах РФ это – конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.

При характеристике источников права окружающей среды, создаваемых федеральными органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, важно упомянуть соглашения о взаимной передаче части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Возможности развития договорных отношений между указанными органами предусмотрены ст. 78 Конституции РФ. Такие отношения развиваются довольно активно, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В частности, соглашения в данной сфере заключены между Правительством РФ и правительствами Башкортостана, Свердловской области и др. Они служат не только средством достижения целей оптимального решения экологических задач с учетом национальных и региональных условий, но и обеспечения политической стабильности в стране.