Оглавление:
Статья 11. Полномочия органов опеки и попечительства в сфере защиты прав, законных интересов детей
Информация об изменениях:
Законом Самарской области от 16 января 2017 г. N 12-ГД в статью 11 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
Статья 11. Полномочия органов опеки и попечительства в сфере защиты прав, законных интересов детей
Органы опеки и попечительства в сфере защиты прав, законных интересов детей:
— осуществляют устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, не имеющих условий для воспитания в семье, подготовку документов в целях установления опеки и попечительства, помещения в приемную семью, усыновления, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передачу в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью, в том числе осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, подготовку заключения о возможности быть приемными родителями, подготовку проектов договоров о приемной семье; подбор лиц, способных к выполнению обязанностей усыновителей, опекунов, попечителей;
— подготавливают материалы, необходимые для усыновления (удочерения), а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение), установлена опека или попечительство;
— оказывают помощь приемным родителям, опекунам и попечителям в воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;
— дают заключения о возможности раздельного проживания опекуна и попечителя с подопечным, о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации, усыновления (удочерения);
— участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с воспитанием детей, нуждающихся в государственной помощи, и иных случаях, предусмотренных законодательством;
— проводят обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, представляют заключения в суд по спорам, связанным с содержанием, воспитанием и образованием детей;
— участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей;
— готовят документы для решения вопроса о вступлении в брак граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
— дают согласие на изменение имени и фамилии ребенка до достижения им возраста 14 лет;
— оказывают помощь опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. СХЕМЫ И КОММЕНТАРИИ
Схема 125. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей относятся
Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов закреплено в ст. 56 СК. Там же установлено, что защита прав и интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их.
Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей.
друг друга, обращают внимание на ту роль, которую призваны выполнять органы. опеки и попечительства в делах подобного рода. При этом они не только защищают. права ребенка, но и представляют интересы государства.
Если при обследовании отсутствие родительского попечения подтверждается, органы опеки и попечительства обязаны определить ребёнка на время в одно из детских или медицинских учреждений (детский дом, школу-интернат и т. п.) либо передать лицам.
о всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения. Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники. ребенка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении.
(попечительство), органы опеки и попечительства действуют в соответствии с. п.2 ст.123 СК (см. комментарий к этой статье). … опеки и попечительства передается сюда на полное государственное попечение, существовавшая ранее опека (попечительство.
Надзор за деятельностью попечителя (помощника) осуществляют органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного. С жалобой на его действия в эти органы могут обратиться как сам подопечный, так и (в его интересах) любые другие лица.
Каковы полномочия, права и обязанности сотрудников органов опеки?
Полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства закреплены в ст. 77 и ст. 121 Семейного кодекса РФ, а также в Главе 2 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Согласно п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства:
выявляют детей, оставшихся без попечения родителей,
обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 Семейного кодекса РФ),
осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
Также, согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан:
- незамедлительно уведомить прокурора,
- обеспечить временное устройство ребенка,
- в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
Что касается непосредственно деятельности по опеке и попечительству, то согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» она осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства в этой области являются:
1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» на органы опеки и попечительства могут быть возложены и иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Для выполнения вышеперечисленных задач органам опеки и попечительства предоставляются следующие полномочия (ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»):
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
3) установление опеки или попечительства;
4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
5) освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
6) выдача в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст. 38 Гражданского кодекса РФ;
8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со ст. 36 Гражданского кодекса РФ;
10) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, в порядке, определенным Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;
13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» федеральными законами и законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства.
Формы документов , используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).
Защита прав детей оставшихся без попечения родителей
Защита прав и интересов детей без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется исполнительными органами.
Дети – главная ценность в жизни каждого родителя, которые являются не только самыми близкими людьми, но и непосредственными субъектами реализации родительских прав и обязанностей взрослых людей. Однако некоторые обстоятельства и ситуации способны лишить детей внимания и опеки родителей, что может быть спровоцировано процедурой ограничения, лишения родительских прав, пропажи или смерти родителей.
Так как подрастающее поколение является основой развития общества и страны, то государство разработало исполнительные и правовые механизмы, которые позволяют обеспечить лишенным родителей и опеки детям достойный уход, условия проживания и достаточно внимания для развития, самореализации и образования. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется ответственными исполнительными органами, которые специализируются на организации опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей.
Перечень случаев, когда дети считаются оставшимся без попечения родителей
Судьба и благополучие всех детей небезразличны государству, поэтому законодательная база предусматривает особое отношение к детям, которые остались без опеки родителей. Подобные процессы предусматриваются и гарантируются не только отечественными юридическими актами, но и закрепляется в международных правовых нормативах.
В соответствии с законодательством, дети и подростки, которые на определенный или ограниченный срок, постоянно или временно были лишены своего привычного семейного окружения, имеют законное право на социальную опеку, всестороннюю помощь, правовую поддержку и защиту со стороны государства.
Такими же привилегиями имеют возможность воспользоваться дети, которые с целью обеспечения собственных интересов были лишены своего привычного окружения определенными действиями со стороны судебных или исполнительных органов.
Согласно с действующей законодательной базой в сфере семейного права, детьми, которые были лишены попечения родителей, считаются следующие категории граждан:
- Лица, которые не достигли совершеннолетия до 18 лет и до этого момента были лишены родительской опеки;
- Граждане в возрасте от 18 до 23 лет, при условии, что они были лишены родительского внимания и опеки до наступления совершеннолетия.
Подспорьем для отношения детей к данной категории является лишение лиц всех проявлений опеки и попечения, к которым относятся полноценный уход, надежная охрана, должное воспитание и забота о психическом и физическом здоровье.
Основные ситуации, в связи с которыми дети и подростки могут считаться лишенными родительского внимания, могут сопровождаться следующими обстоятельствами:
- Смерть родителей или единственного родителя, если опека ребенка возлагалась только на одного гражданина;
- Родители были лишены судебными органами родительских прав при наличии серьезных оснований;
- Родители были признаны недееспособными в связи с наличием серьезных нарушений психики или же развития опасных болезней в хронической форме;
- Родители находятся в местах лишения свободы;
- Родители всячески уклоняются и избегают воспитания собственных детей, не соблюдают обязанностей по защите интересов и прав несовершеннолетних;
- Родители детей были изначально не известны и не установлены государственными органами;
- Лица добровольно отказались забирать детей из любых государственных учреждений: лечебных, воспитательных, социальных и др.;
- Граждане были официально признаны умершими или безвестно отсутствующими.
Соответственный статус лица, лишенного родительской опеки приобретают не только те дети, которые по каким-либо причинам утратили внимание родных родителей, но и при отобрании детей у лиц, на которых законом были возложены обязанности приемных родителей. Вопрос отсутствия ответственного лица, которое выполняет действия по уходу, заботе и финансовому обеспечению несовершеннолетних, не может быть закрыт без судебного или административного разбирательства.
Права детей, оставшихся без попечения родителей
Несовершеннолетние дети и лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые подпадают под действие соответствующего законодательства и были лишены родительской опеки или же прибывают в государственных организациях по защите детей, лишенных попечительства, имеют все стандартные права:
- Право общаться со своими родителями и членами семьи при проживании в полной семье, неполной, а также в процессе пребывания в государственных учреждениях или трудных жизненных обстоятельствах;
- Получать защиту прав и законных интересов со стороны родителей или же должностных лиц, особенно – в процессе злоупотребления правами со стороны посторонних лиц;
- Выражать свое мнение при решении любого вопроса, которое является решающим для защиты интересов ребенка. Мнение ребенка должно учитываться при ведении судебных разбирательств и принятии решений со стороны государственных учреждений.
Помимо общих прав, которые гарантируются всем детям, включая особые категории несовершеннолетних и лицам в возрасте от 18 до 23 лет, дети, лишенные родительской опеки, имеют права на следующие гарантии и возможности:
- Финансовое содержание и материальное обеспечение.
- Правильное воспитание.
- Полноценное образование.
- Всестороннее развитие.
- Уважение со стороны общества и государственных учреждений.
- Защита прав и интересов со стороны государственных органов.
- Получение полагающихся социальных пенсий, алиментов, пособий и других социальных выплат.
- Сохранение прав собственности или пользования на жилье.
- Получение жилой площади со стороны государственных учреждений в соответствии с законодательной базой.
Таким образом, дети, которые по каким-либо причинам были лишены родительской опеки, имеют законное право на защиту и обеспечение соблюдения прав со стороны социального общества, непосредственного окружения и государственных учреждений.
Органы опеки и попечительства
Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки. Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой. Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями:
- В процессе судебного разбирательства;
- Впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства.
Государственные органы по обеспечению опеки и попечительства на законной и правовой основе имеют следующие полномочия и обязанности:
- Выявление и учет детей, которые были лишены родительского внимания.
- Обращение с исковыми заявлениями для установления опеки и попечительства.
- Надзор и контроль над обеспечением всех прав и возможностей подопечных.
- Контроль над совершением сделок с имуществом, а также управлением несовершеннолетних.
- Представление законных интересов и обеспечение прав подопечных.
- Проверка условий жизни, надлежащего воспитания и ухода за несовершеннолетними.
- Надзор за деятельностью опекунов и государственных организаций в отношении несовершеннолетних.
Таким образом, государство полностью гарантирует соблюдение всех прав детей, которые были лишены родительской опеки по причинам добровольного устранения родителей или из-за сложных жизненных обстоятельств.
Статья 26. Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их усыновлении (удочерении)
Информация об изменениях:
Законом Свердловской области от 23 июля 2001 г. N 41-ОЗ в статью 26 настоящего Закона внесены изменения
Статья 26. Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их усыновлении (удочерении)
1. Органы опеки и попечительства в Свердловской области обязаны осуществлять защиту прав и интересов детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их усыновлении (удочерении).
2. Органы опеки и попечительства по месту жительства граждан, желающих усыновить (удочерить) ребенка, оставшегося без попечения родителей, дают в порядке, установленном федеральным законодательством, заключение о их возможности быть усыновителями.
Заключение о возможности быть усыновителями дается органами опеки и попечительства на основании акта обследования условий жизни граждан, желающих усыновить (удочерить) ребенка, составляемого должностными лицами органа опеки и попечительства и утверждаемого руководителем органа опеки и попечительства. Заключение о возможности быть усыновителями действительно в течение одного года.
3. Органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, предоставляют суду при рассмотрении дела об усыновлении (удочерении) заключение о соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка. Заключение о соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка предоставляется по инициативе органа опеки и попечительства, по запросу суда или по заявлению граждан, желающих усыновить (удочерить) ребенка.
4. Органы опеки и попечительства участвуют в рассмотрении в суде дел об усыновлении (удочерении) в порядке, установленном федеральным законодательством.
5. Если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком либо являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также в других случаях, исходя из интересов ребенка, орган опеки и попечительства по месту нахождения усыновленного (удочеренного) ребенка обязан потребовать отмены усыновления (удочерения) в судебном порядке.
6. Порядок передачи детей на усыновление иностранным лицам и лицам без гражданства устанавливается федеральным законодательством.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления (ст. 121 СК. РФ).
К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей относятся:
— выявление детей, оставшихся без попечения родителей;
— учет детей, оставшихся без родительского попечения;
— выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения;
— осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Указанные функции являются исключительной компетенцией органов опеки и попечительства в силу прямого указания закона.
В п. 1 ст. 121 СК РФ названы наиболее распространенные причины, по которым дети утрачивают попечение родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей недееспособными; болезнь, длительное отсутствие родителей; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
В п. 1 ст. 122 СК РФ предусмотрена обязанность должностных лиц учреждений и граждан сообщать об известных им фактах утраты детьми родительского попечения в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Получив такие сведения орган опеки и попечительства обязан в течение трех дней провести обследование условий жизни ребенка и при подтверждении полученных сведений обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Статья 123 СК РФ закрепляет четыре реально существующих формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
— передача под опеку или попечительство;
— передача на воспитание в приемную семью;
— устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.
Возможно также использование иных форм, обеспечивающих интересы детей.
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОСНОВНЫЕ НОВЕЛЛЫ
Несовершеннолетние наряду с инвалидами, престарелыми, беременными женщинами, лицами, страдающими психическими расстройствами относятся к числу тех лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества и поэтому нуждаются в особой защите своих прав и интересов.
В российском праве несовершеннолетний – это человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами государства.
В международных актах используется термин «несовершеннолетний» (малолетний, ребенок). Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 говорит, что несовершеннолетний- это о человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее.
Несовершеннолетние дети не являются или являются частично участниками гражданско- правовых отношений. Чтобы являться таковым для человека нужно быть правоспособным и дееспособным. Гражданская правоспособность — это признанная законом способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается за гражданами с рождения и прекращается с их смертью. Например, грудной ребенок может быть собственником дома, квартиры, вклада в банке и т. д.
Гражданская дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста (ст. 21). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной дееспособностью. Дети до 6 лет гражданской дееспособностью не обладают.
Как мы видим, чтобы осуществлять и защищать в полной мере свои права, гражданин должен быть совершеннолетним, т.е. достигшим возраста 18 лет, или эмансипированные до этого возраста по определенным причинам. А до достижения этого возраста права детей осуществляют и защищают родители или законные представители. Среди таких представителей органы опеки и попечительства занимают особое место.
Статья 56 Семейного кодекса РФ говорит нам о том, кто может выступать субъектом защиты прав и законных интересов ребенка, это – родители. В наше время нередки случаи, когда несовершеннолетние дети лишаются родителей по каким- либо причинам. Тогда их представляют лица, заменяющие родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки и попечительства, прокурор и суд.
Органы опеки и попечительства непосредственно включены в единый механизм осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан в области гражданских, семейных, жилищных отношений. Органы опеки и попечительства участвуют в установлении форм устройства и воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, осуществляют контроль за исполнением законными представителями несовершеннолетних возложенных на них полномочий. Без разрешения органов опеки и попечительства не могут быть совершены сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних. Участие органов опеки и попечительства в процессе осуществления сделок несовершеннолетними предопределено неполной дееспособностью детей. Эти органы выступают дополнительным контрольным звеном в определении законности и допустимости совершения сделок с имуществом ребенка после действий (содействия) родителей, усыновителей, опекунов (попечителей).[2]
Органы опеки и попечительства как элемент механизма защиты прав детей является комплексным и по сфере имущественных и неимущественных отношений, в которые он включен: гражданские, семейные, жилищные. В то время как вопросы регулирования указанных отношений отнесены либо к исключительному ведению РФ (гражданское законодательство), либо совместному ведению РФ и субъектов РФ (семейное, жилищное законодательство). С 1 января 2008 г. полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству переданы органам государственной власти субъектов РФ. До этого функции органы опеки и попечительства выполняли органы местного самоуправления. В настоящее время органы опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.[3]
Выделим самые главные функции данного органа:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) учет детей, оставшихся без попечения родителей ;
3) выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения;
4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей;
5) освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.[1]
В целях защиты прав несовершеннолетнего над ним устанавливается опека или попечительство.
Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, которые признаны судом недееспособными вследствие психического расстройства. Сущность опеки представляется в том, что вместо ребенка возрастом до 14 лет, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо- опекун. Эти лица являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени своих подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном.
Попечительство отличается от опеки содержанием обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей. Оно устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны, над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.[4]
Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо- попечитель -помогает частично дееспособному осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение такими лицами сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно). Попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего. Наряду с этим попечитель охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании подопечных, обеспечивать им уход и лечение, защищать их права и интересы, заботиться об их обучении и воспитании, если подопечные – несовершеннолетние, а также обязаны проживать совместно с подопечными.[5] Если несовершеннолетние достигли 16 лет – с разрешения органа опеки и попечительства возможно раздельное проживание.
Все положения об органах опеки и попечительстве изложены в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015). Этот закон в последние годы не потерпел кардинальных изменений. Но отдельные пункты все же подверглись преобразованиям. Например, в части 3 статьи 19 вошли новые положения о банковском счете подопечного, а именно о том, что опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного на счет, при условии, что указанные денежные средства застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает размер возмещения по вкладам (изменение, внесенное Федеральным законом от 04.11.2014 N 333-ФЗ). Тогда как в старой редакции норма звучала так: опекун или попечитель вносят денежные средства подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации.
В случае, если суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, превышает предусмотренный размер возмещения по вкладам, банк не позднее следующего рабочего дня уведомляет опекуна или попечителя, а также орган опеки и попечительства о сумме такого превышения и о последствиях такого превышения. (изменение, внесенное Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ).
Таким образом, органы опеки и попечительства являются одним из основных элементов системы защиты прав детей в нашей стране, и развитие законодательства РФ об обеспечении и защите прав несовершеннолетних развивается на принципах преемственности с включением элементов новизны, востребованных гражданским оборотом.
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве».- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Магдесян Г.А. Правовое положение органов опеки и попечительства в правоотношениях по опеке и попечительству // Законность и правопорядок в современном обществе.- 2013.- № 15.- С. 31-35.
Ахмедова З.А. Вопросы совершенствования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми // Юридический вестник ДГУ.- 2015. – № 4.- С.114-117
Нечаева А. М. История законодательства об опеке и попечительстве над несовершеннолетними// Законы России: опыт, анализ, практика.- 2013.- № 4.- С. 3-8.
Грибков А.М. ФЗ «Об опеке и попечительстве»: основные проблемы и пути развития// Юридическая наука и практика: история и современность. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции.- 2014.- С. 108-110.
Защита прав ребенка
Предыдущая статья была посвящена правам ребенка, а в настоящей заметке мы затронем вопрос защиты этих прав.
Важно понимать принципиальное различие понятий «защита права» и «охрана права», так как зачастую они смешиваются. В соответствии со сложившейся в науке традицией понятие «охрана гражданских прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав, т.е. к ним относятся все меры, с помощью которых обеспечивается развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии. В то время как «защита права» подразумевает под собой меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании.
Статья 56 Семейного кодекса РФ (Далее – СК РФ) говорит нам о том, кто может выступать субъектом защиты прав и законных интересов ребенка, это – родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки и попечительства, прокурор и суд. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то в соответствии со статьей 147 СК РФ защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений.
Ребенку, признанному полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, а также приобретшему полную дееспособность в связи с вступлением в брак, СК РФ предоставил право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
Право ребенка на защиту включает также возможность самостоятельного принятия им некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими обязанностей по воспитанию и образованию ребенка. В таких ситуациях статья 56 СК РФ предоставила ребенку право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Последствия такого обращения ребенка могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК РФ), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69 и 73 СК РФ).
Гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление СК РФ обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.
Гражданский кодекс Российской федерации в 12 статье излагает те способы, которыми осуществляется защита гражданских прав. В том числе это могут быть:
- восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
- признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
- самозащита права;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- возмещение убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсация морального вреда;
- прекращение или изменение правоотношения;
- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Что касается международных актов, которые также входят в систему российского права, то статья 12 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и его зрелостью.
Данная норма имплементирована в СК РФ. В статье 57 предусмотрено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
СК РФ не указывает, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции же такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды.
Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов.