Оглавление:
Примерная форма договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Настоящая форма разработана в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» и положениями Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Договор
об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц
[ число, месяц, год ]
[ Наименование кредитной организации ], в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ Устава, положения, доверенности ], именуемое в дальнейшем «Кредитная организация», с одной стороны, и
[ Наименование организации-агента ], в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ Устава, положения, доверенности ], именуемое в дальнейшем «Банковский платежный агент», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. По условиям настоящего договора Банковский платежный агент [ от своего имени или от имени кредитной организации ] и за счет Кредитной организации обязуется осуществлять прием платежей физических лиц и последующие расчеты с Кредитной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.2. Банковский платежный агент осуществляет деятельность по приему платежей в следующих случаях:
1) принятие от физических лиц денежных средств, направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
2) принятие платежей, направленных на исполнение денежных обязательств физических лиц по оплате товаров (работ, услуг) или для зачисления на их банковский счет;
3) осуществление операций с использованием платежных карт, не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики.
1.3. Банковский платежный агент не вправе передоверить другим лицам осуществление приема платежей физических лиц.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Кредитная организация обязана осуществлять контроль за соблюдением Банковским платежным агентом порядка осуществления приема платежей физических лиц в соответствии с правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, установленными Банком России, требований законодательства о банковской деятельности и законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2.2. Банковский платежный агент при приеме платежей физических лиц обязан:
1) соблюдать порядок осуществления приема платежей физических лиц в соответствии с правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, установленными Банком России;
2) использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов по приему платежей;
3) сдавать в Кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой отдельный банковский счет (счета);
4) использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
5) обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:
— адреса места приема платежей;
— наименования и места нахождения Кредитной организации и ее идентификационного номера налогоплательщика;
— номера лицензии Кредитной организации на осуществление банковских операций;
— реквизитов настоящего договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
— размера вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом, а также видов и размеров иных расходов физического лица, связанных с осуществлением приема платежей физических лиц, осуществлением физическими лицами операций с использованием платежных карт, а также с передачей Кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам;
— номеров контактных телефонов Банковского платежного агента и Кредитной организации, а также информации о способах направления претензий;
— номеров контактных телефонов Банка России, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей физических лиц.
2.3. Банковский платежный агент при приеме платежей физических лиц вправе взимать с плательщика вознаграждение.
2.4. Банковский платежный агент в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.
2.5. Банковский платежный агент при приеме платежей физических лиц вправе использовать платежные терминалы или банкоматы.
3. Прием платежей с использованием платежных терминалов или банкоматов
3.1. Платежные терминалы или банкоматы, применяемые при приеме платежей физических лиц, осуществлении физическими лицами операций с использованием платежных карт, а также при передаче кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам, должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:
1) предоставление физическим лицам информации, предусмотренной подпунктом 5 пункта 2.2 настоящего договора;
2) прием от физических лиц информации о наименовании получателя платежа, наименовании платежа, размере вносимых банковскому платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
3) прием денежных средств, вносимых физическими лицами;
4) печать кассовых чеков и их выдачу физическим лицам после приема внесенных денежных средств.
3.2. Банкоматы, используемые банковским платежным агентом при приеме платежей физических лиц, должны обеспечивать в автоматическом режиме прием от физических лиц денежных средств для зачисления на их банковский счет, передачу Кредитной организации распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам, а также составление документов, подтверждающих соответствующие операции.
3.3. Применяемые Банковским платежным агентом платежные терминалы или банкоматы должны включать в свой состав контрольно-кассовую технику, а также обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.
Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежных терминалов и банкоматов, применяемых банковским платежным агентом, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
3.4. В случае изменения адреса места установки платежного терминала или банкомата Банковский платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала или банкомата.
4. Размер и порядок выплаты вознаграждения
4.1. За осуществление деятельности по приему платежей Кредитная организация уплачивает Банковскому платежному агенту вознаграждение в размере [ % ] от суммы каждого принятого платежа.
4.2. Вознаграждение перечисляется Банковскому платежному агенту на расчетный счет в течение [ срок ] с момента выставления последним счета на сумму вознаграждения.
5. Ответственность Сторон
5.1. Исполнение обязательств Банковского платежного агента перед Кредитной организацией при осуществлении соответствующих расчетов обеспечивается [ вписать нужное — неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с кредитной организацией ].
5.2. Сторона, причинившая своими действиями другой Стороне убытки, обязана возместить их в полном объеме.
6. Срок действия договора, основания и порядок его прекращения
6.1. Настоящий договор заключен без определения срока окончания его действия.
6.2. Настоящий договор прекращается вследствие отказа одной из Сторон от его исполнения.
6.3. Сторона, отказывающаяся от настоящего договора, должна уведомить другую о прекращении договора не позднее чем за тридцать дней.
6.4. Сторона, отказавшаяся от исполнения настоящего договора, возмещает убытки, причиненные другой Стороне прекращением договора.
7. Заключительные положения
7.1. По взаимному согласию Сторон настоящий договор может быть изменен и/или дополнен.
7.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору должны быть оформлены в письменном виде и подписаны обеими Сторонами.
7.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, — по одному для каждой из Сторон.
7.4. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.
Агентский договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц
АГЕНТСКИЙ ДОГОВОР
об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц
в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Оператор по приему платежей», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Платежный субагент», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ДОГОВОРЕ
1.1. Поставщик – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства Плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства Плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
1.2. Оператор по приему платежей – платежный агент – юридическое лицо, заключившее с Поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с правом привлечения Платежных субагентов.
1.3. Абонент – физическое лицо, заключившее с Поставщиком Абонентский договор.
1.4. Абонентский договор – договор между Поставщиком и Абонентом на предоставление услуг (работ, товаров).
1.5. Услуги (товары, работы) – услуги, оказываемые Поставщиком Абоненту на основании Абонентского договора, перечень которых устанавливается Поставщиком.
1.6. Платеж – наличные денежные средства, уплачиваемые Плательщиком в пользу Поставщика за Услуги.
1.7. Плательщик – любое физическое лицо, вносящее Платеж от имени Абонента, в том числе и сам Абонент.
1.8. Лицевой счет Абонента – аналитический счет Абонента в автоматизированной системе расчетов Поставщика с Абонентами за предоставленные Услуги.
1.9. Пункт приема Платежей – программно-технический комплекс Платежного субагента, устройство для приема Платежным субагентом от Плательщиков денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица Платежного субагента (далее – Платежный терминал).
2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
2.1. В соответствии с условиями настоящего Договора Платежный субагент обязуется от своего имени и за счет Оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от Плательщиков в соответствии с условиями настоящего договора в пользу Поставщиков, в том числе осуществлять последующие расчеты с Оператором по приему платежей, а Оператор по приему платежей обязуется уплачивать Платежному субагенту вознаграждение за оказываемые услуги.
2.2. Денежное обязательство Плательщика перед Поставщиком считается исполненным в размере внесенных Платежному субагенту денежных средств, за минусом вознаграждения (комиссии) взимаемого Платежным субагентом с Плательщика за оказываемую услугу, с момента их внесения в Платежный терминал Платежного субагента.
2.3. Прием Платежей Платежным субагентом осуществляется ежедневно.
2.4. Прием Платежей по настоящему договору осуществляется в Пунктах приема платежей по адресам согласно Приложению №3.
3. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТОРОН
3.1. Платежный субагент принимает Платежи от Плательщиков в рублях РФ и при соблюдении следующих условий: при внесении Платежа Плательщиком указывается информация, позволяющая однозначно идентифицировать Абонента, а именно номер Лицевого счета Абонента в автоматизированной системе расчетов Поставщика либо иной реквизит, позволяющий Поставщику однозначно идентифицировать Абонента. Указанный Плательщиком номер Лицевого счет является действующим на момент внесения Платежа.
3.2. Платежный субагент обязан после приема Платежа передавать Оператору по приему платежей данные о каждом принятом Платеже с использованием электронных технических средств, обеспечивающих Оператору по приему платежей передачу данных Поставщику для внесения последним соответствующих изменений в Лицевой счет Абонента. Изменения должны вноситься на основании данных, указываемых Плательщиком, без ошибок и искажений. Платежный субагент несет полную ответственность за переданные Оператору по приему платежей ошибочные сведения о принятых Платежах. Технологическое взаимодействие технических средств Сторон осуществляется по электронным каналам связи с использованием технических средств сторон договора.
3.3. Непосредственно после осуществления приема от Плательщика денежных средств, Платежный субагент выдает Плательщику квитанцию (чек) (Приложение №4), которая подтверждает факт исполнения Абонентом денежного обязательства по оплате услуг Поставщика. Квитанция (чек) должна содержать следующие сведения:
- наименование документа – квитанция (кассовый чек) с указанием номера квитанции (кассового чека и контрольно-кассовой техники);
- наименование оплачиваемой услуги (товара, работы);
- общую сумму принятых денежных средств;
- размер вознаграждения (комиссии), уплачиваемого Плательщиком, в случае его взимания;
- дату, время приема денежных средств;
- адрес места приема денежных средств (адрес места расположения Платежного терминала);
- наименование и место нахождения Платежного субагента и его ИНН;
- номера контактных телефонов Поставщика, Оператора по приему платежей и Платежного субагента.
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
4.1. Права и обязанности Оператора по приему платежей.
4.1.1. Оператор по приему платежей обязан принимать от Платежного субагента все исполненное по поручению в рамках настоящего Договора.
4.1.2. Оператор по приему платежей обязан принимать и учитывать в своей системе информацию, переданную Платежным Субагентом о принятых Платежах для последующей передачи информации Поставщику, а также самостоятельно осуществлять контроль за полнотой и своевременностью зачисления принятых Платежей путем проверки расчетов и сумм, зачисленных Платежным субагентом денежных средств на расчетный счет Оператора по приему платежей. Если в ходе проверки будут выявлены какие-либо несоответствия, Оператор по приему платежей обязуется не позднее банковских дней с момента выявления таких несоответствий письменно уведомить о результатах проверки Платежного субагента.
4.1.3. Оператор по приему платежей обязан своевременно передавать принятую от Платежного субагента информацию о Платежах Поставщику, для зачисления последним Платежей принятых Платежным субагентом на лицевые счета Абонентов.
4.1.4. Оператор по приему платежей обязан направлять Платежному субагенту релизы и рекламно-информационные материалы об Услугах (товарах, работах) Поставщика, а также сведения об их изменении. Оператор по приему платежей обеспечивает Платежного субагента всей необходимой информацией о деятельности Поставщика на рынке услуг (товарах, работах), проводимой тарифной политике и т.д.
4.1.5. Оператор по приему платежей обязан извещать Плательщиков о возможности совершения Платежей за Услуги в пунктах приема Платежей Платежного субагента, а также предоставлять Плательщикам по их просьбе информацию о местонахождении пунктов приема Платежей, в том числе публикуя соответствующую информацию на собственном Интернет-сайте.
4.1.6. Оператор по приему платежей обязан сообщать Платежному субагенту не позднее, чем за рабочих дней, об изменении своих реквизитов (почтовых, банковских).
4.1.7. Оператор по приему платежей обязан своевременно предоставлять Платежному субагенту информацию необходимую для выполнения Платежным субагентом условий настоящего договора.
4.1.8. Не позднее рабочих дней со дня получения от Платежного субагента по электронной почте соответствующего агентского отчета (п.5.2. настоящего договора) об оказанных услугах и расчете суммы вознаграждения (далее по тексту – «Отчет»), при отсутствии замечаний, дополнений по отчету, утвердить его и отправить Платежному субагенту по адресу электронной почты оригинал отчета Оператор по приему платежей направляет не позднее рабочих дней с момента получения оригинала Отчета от Платежного субагента на почтовый адрес Платежного субагента. В случае невыполнения данного требования в установленные сроки и отсутствии мотивированных возражений об отказе в их подписании, отчет считается принятым Оператором по приему платежей. При наличии замечаний, дополнений по отчету Стороны обязуются не позднее рабочих дней урегулировать возникшие разногласия по отчету.
4.1.9. Выделить ответственного сотрудника Оператора по приему платежей для взаимодействия с Платежным субагентом по вопросам технического и программного взаимодействия по передачи данных Платежным субагентом Оператору по приему платежей по принятым Платежам.
4.1.10. Оператор по приему платежей своими силами и за счет собственных средств обеспечивает Платежного субагента информационно-технологическим сопровождением для регистрации принятых Платежным субагентом Платежей в системе Оператора по приему платежей.
4.1.10.1. Оператор по приему платежей обеспечивает вывод в Пунктах приема платежей Платежного субагента следующих данных:
- адреса места расположения платежного терминала;
- наименования и места нахождения Оператора по приему платежей и его ИНН;
- наименование Поставщика;
- реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между Поставщиком и Оператором по приему платежей, Оператором по приему платежей и Платежным субагентом;
- размера вознаграждения (комиссии), уплачиваемого Плательщиком Платежному субагенту (при взимании);
- номеров контактных телефоном Поставщика и Оператора по приему платежей, а также Платежного субагента.
4.1.11. Оператор по приему платежей обязан хранить информацию о принятых Платежах в пользу Поставщика в электроном виде, подтверждающую прием Платежей Платежным субагентом, в течение лет с даты совершения Платежа. По запросу Платежного субагента Оператор по приему платежей обязуется представлять необходимые документы в течение рабочих дней.
4.2. Права и Обязанности Платежного субагента.
4.2.1. Платежный субагент обязан исполнять принятое на себя по настоящему Договору поручение в соответствии с условиями Договора. Своевременно перечислять Оператору по приему платежей принятые Платежным субагентом от Плательщиков Платежи, в соответствии с условиями настоящего Договора.
4.2.2. Платежный субагент не вправе привлекать третьих лиц для осуществления приема платежей.
4.2.3. Платежный субагент обязан довести условия приема Платежей до сведения каждого Плательщика, при этом Платежный субагент сам выбирает способ уведомления Плательщика об условиях приема Платежей.
4.2.4. Платежный субагент обязан предоставлять Оператору по приему платежей электронно сведения о принятом Платеже непосредственно после приема Платежа. Сведения предоставляются с использованием электронных каналов связи.
4.2.5. В случае невозможности выполнить поручение по настоящему договору Платежный субагент обязан в течение рабочих дней сообщить об этом Оператору по приему платежей по адресу электронной почты .
4.2.6. Предоставлять Оператору по приему платежей по его письменному запросу, направленному Платежному субагенту по электронной почте , информацию об обстоятельствах приема Платежей, необходимую для рассмотрения заявлений (претензий) Плательщиков, в течение рабочих дней с момента получения запроса.
4.2.7. Платежный субагент имеет право размещать информацию о приеме Платежей в пользу Поставщиков в соответствующих пунктах приема Платежей.
4.2.8. Платежный субагент обязуется один раз в месяц в течение срока действия настоящего договора по адресу электронной почты информировать Оператора по приему платежей об изменении названий, места нахождения пунктов приема Платежей и закрытии существующих пунктов приема Платежей.
4.2.9. Платежный субагент обязуется письменно информировать Оператора по приему платежей по адресу электронной почты о введении в эксплуатацию новых пунктов приема Платежей один раз в месяц, с указанием адресов новых пунктов приема Платежей.
4.2.10. Соблюдать требования по обеспечению безопасности конфиденциальной информации при передаче Оператору по приему платежей сведений о принятых Платежах с использованием электронных технических средств.
4.2.11. В случае прекращения полномочий Платежного субагента по приему Платежей от физических лиц Оператором по приему платежей, Платежный субагент обязан в течение часов прекратить прием Платежей с момента получения Платежным субагентом соответствующего письменного уведомления от Оператора по приему платежей.
4.2.12. Платежный субагент имеет право использовать логотипы Поставщиков во всех осуществляемых видах рекламы и информационных материалах, связанных с исполнением настоящего Договора.
4.2.13. Платежный субагент имеет право взимать с Плательщиков комиссию (вознаграждение). Взимаемая комиссия (вознаграждение) является прибыль Платежного субагента и не подлежит распределению между Оператором по приему платежей и Платежным субагентом.
5. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ МЕЖДУ СТОРОНАМИ. АГЕНТСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ. ОТЧЕТЫ ПЛАТЕЖНОГО СУБАГЕНТА
5.1. В рамках настоящего Договора Стороны устанавливают следующие отчетные периоды:с 1-го по последний день отчетного месяца.
5.2. Платежный субагент не позднее числа месяца следующего за отчетным составляет и передает Оператору по приему платежей в электронном виде на электронную почту: агентский отчет, по форме, установленной в Приложении №2 к настоящему Договору в котором указывается общий размер Агентского вознаграждения за отчетный месяц. Оригинал агентского отчета Платежный субагент высылает Оператору по приему платежей заказным письмом либо передает иным способом в течение календарных дней с момента утверждения отчета Оператором по приему платежей в соответствии с п.4.1.8. настоящего договора.
5.3. Платежный субагент обязуется производить перечисление денежных средств Оператору по приему платежей на расчетный счет в виде авансовых платежей до приема Платежей, в размере необходимом для выполнения действий по приему Платежей. Все взаиморасчеты между Оператором по приему платежей и Платежным субагентом осуществляются в банковские дни.
5.4. В случае недостаточности денежных средств перечисленных Платежным субагентом в соответствии с п.5.3. настоящего договора полученные Оператором по приему платежей данные о Платежах считаются непринятыми, а информация Поставщику, обеспечивающая внесение изменений в лицевые счета Абонентов, не передается до пополнения Платежным субагентом счета Оператора по приему платежей указанного в п.5.3. настоящего договора.
5.5. За исполнение настоящего договора Оператор по приему платежей уплачивает Платежному субагенту вознаграждение. Ставка вознаграждения Платежного субагента за прием Платежей, устанавливается в процентном соотношении от суммы принятых Платежей в соответствии с Приложением №1 являющегося неотъемлемой частью настоящего договора. Вознаграждение Платежного субагента НДС не облагается.
5.6. Оператор по приему платежей обязуется произвести оплату Платежному субагенту агентского вознаграждения в течение рабочих дней с даты получения от Платежного субагента указанного в п.5.2. настоящего договора отчета Платежного субагента, либо в тот же срок предъявить Платежному субагенту письменные возражения относительно размера выставленного Платежным субагентом агентского вознаграждения.
6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
6.1. Любая информация, полученная одной из Сторон при исполнении обязательств по настоящему Договору от другой Стороны, признается конфиденциальной и не подлежит разглашению без согласования с противоположной Стороной.
6.2. Стороны обязуются сохранять строгую конфиденциальность получения от другой стороны технологической, финансовой, коммерческой и другой информации и примет все возможные меры, чтобы предохранить полученную информацию от разглашения.
6.3. Передача информации третьим лицам, опубликование или иное разглашение такой информации, в том числе после прекращения настоящего Договора, может осуществляться только с согласия другого участника, независимо от причин прекращения настоящего Договора.
6.4. В случае установления факта разглашения конфиденциальной информации, виновная Сторона обязуется возместить пострадавшей Стороне все убытки, причиненные таким разглашением.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
7.1. За неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств по настоящему Договору, виновная Сторона возмещает другой Стороне реально причиненные убытки в полном размере в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
7.2. Оператор по приему платежей отвечает за действия Платежного субагента перед Поставщиком.
7.3. За неисполнение Сторонами друг перед другом денежных обязательств, по требованию потерпевшей Стороны, виновная Сторона уплачивает пеню в размере % от суммы задолженности за каждый день просрочки.
7.4. Платежный субагент не несет ответственности за содержание информации, представленной Оператором по приему платежей для размещения на информационных материалах.
7.5. Уплата штрафных санкций не освобождает Стороны от надлежащего выполнения ими своих обязательств по настоящему Договору.
7.6. Обязанность виновной Стороны уплатить санкции, предусмотренные настоящим Договором, наступает на основании письменной претензии, выставленной соответствующей Стороной. Отсутствие претензии является несоблюдением досудебного порядка рассмотрения споров.
7.7. Платежный субагент не несет ответственности за убытки, которые могут возникнуть у Поставщика, Оператора по приему платежей, Плательщиков, Абонентов, третьих лиц, в связи с неправильностью, неполнотой информации, предоставляемой Оператором по приему платежей в соответствии с п.4.1.6. настоящего договора.
7.8. Платежный субагент не несет ответственности по спорам и разногласиям, возникшим между Поставщиком и Плательщиком, Поставщиком и Агентом в отношении оказания услуг, а также во всех случаях, когда подобные споры и разногласия не относятся к предмету настоящего договора.
7.9. Платежный субагент не несет ответственность перед Поставщиком, Абонентами, Плательщиками в случае ненадлежащего исполнения Оператором по приему платежей обязательств по договору между Оператором по приему платежей и Поставщиком.
8. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ
8.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из Договора, если причиной неисполнения (ненадлежащего исполнения) являются обстоятельства непреодолимой силы (стихийные бедствия, пожары, техногенные аварии и катастрофы, аварии на инженерных сооружениях и коммуникациях, массовые беспорядки, военные действия, террористические акты, бунты, гражданские волнения, забастовки, нормативные акты органов государственной власти и местного самоуправления, препятствующие исполнению Сторонами своих обязательств по Договору, и так далее), то есть чрезвычайные и непреодолимые при данных условиях обстоятельства, наступившие после заключения Договора.
8.2. Наступления форс-мажорных обстоятельств должна подтверждаться компетентными организациями.
8.3.Сторона Договора, просрочившая исполнение обязательства, не вправе ссылаться на обстоятельства, возникшие после наступления срока исполнения обязательства.
8.4.Сторона, которая не в состоянии выполнить свои договорные обязательства в следствии наступления обстоятельств непреодолимой силы, незамедлительно письменно информирует другую Сторону о начале и прекращении указанных выше обстоятельств, но в любом случае, не позднее календарных дней после начала их действия.
8.5.В случае неуведомления другой стороны о наступлении и прекращении обстоятельств непреодолимой силы, заинтересованная сторона не вправе ссылаться на них как на основания для освобождения от ответственности, за исключением случая, когда наступление подобных обстоятельств препятствует также и уведомлению.
8.6.При наступлении обстоятельств непреодолимой силы срок исполнения обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого продолжают действовать такие обстоятельства, без возмещения каких-либо убытков.
8.7.Если обстоятельства непреодолимой силы действуют более календарных дней, стороны вправе расторгнуть Договор.
9. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ
9.1. Стороны обязуются все споры и разногласия по настоящему Договору разрешать путем переговоров и учета взаимных интересов. Претензионный порядок разрешения споров и/или разногласий для Сторон обязателен. В случае не достижения соглашения спор и/или разногласия будут решаться Арбитражным судом Алтайского края в соответствии с действующем законодательством Российской Федерации. Претензии, вытекающие из настоящего Договора, рассматриваются в течение календарных дней с момента их получения.
10. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ПОРЯДОК ЕГО РАСТОРЖЕНИЯ
10.1. Договор вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами и действует по « » 2014 г. Если ни одна из сторон не заявит о прекращении договора не позднее чем за дней до окончания срока его действия, то договор автоматически пролонгируется на каждый последующий календарный год. Количество пролонгаций неограниченно.
10.2. Любая из Сторон имеет право расторгнуть настоящий Договор во внесудебном одностороннем порядке, с обязательным письменным предварительным уведомлением об этом другой Стороны не менее чем за календарных дней до предполагаемой даты расторжения, при условии проведения Сторонами взаиморасчетов.
10.3. Денежные обязательства сторон, а также обязательства, определяющие ответственность сторон за нарушение Договора, сохраняются до момента их полного исполнения.
11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
11.1. Факсовые копии или электронные письма являются юридическими документами для обеих Сторон, и действуют до момента обмена оригиналами. Оригиналы документов, отправленные с использованием факсимильной связи и электронных писем, отправляются противоположной стороне в течение рабочих дней, со дня отправки факсовой копии или электронного письма.
11.2. Настоящий договор может быть изменён или дополнен по соглашению сторон, путём подписания соответствующего дополнительного соглашения. Все изменения и дополнения к настоящему договору действительны, если они совершены в письменной форме за подписями уполномоченных представителей сторон.
11.3. Во всем том, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством РФ.
11.4. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.
12. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ
12.1.Настоящий договор содержит следующие Приложения:
- Приложение №1 – Список Поставщиков и размер вознаграждения Платежного субагента;
- Приложение №2 – Форма Отчета Платежного субагента.
- Приложение № 3 – Список пунктов приема Платежей.
- Приложение № 4 – Форма квитанции (чека).
Прием платежей через третьих лиц
Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги через банки, почтовые отделения, терминалы, кассы расчетных центров – обычное дело в настоящее время. Скорее, прием платы в кассу исполнителя услуг стал редкостью. Законодательство, регулирующее прием платежей, неизменно уже два года. Тем не менее вопросы у управляющих домами остаются. В данной статье освежим теоретические знания по обозначенной проблеме и рассмотрим некоторые практические аспекты их применения.
Согласно п. 15 ст. 155 ЖК РФ УК и иное юридическое лицо (ИП), которое в соответствии с ЖК РФ вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. В настоящей статье рассмотрим два варианта получения платежей граждан – через кредитные организации и юридических лиц, не являющихся таковыми. Регулированию деятельности платежных агентов по приему платежей физических лиц посвящен одноименный Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее – Закон о платежных агентах). Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о национальной платежной системе) и от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) урегулирована деятельность кредитных организаций по переводу денежных средств. Закон о национальной платежной системе и обновленная редакция Закона о платежных агентах вступили в силу одновременно – с 29.09.2011, существенно изменив применявшийся ранее алгоритм взаимодействия между участниками расчетов. Однако обо всем по порядку.
Платежные агенты: прием платежей
Чтобы разобраться в правах и обязанностях УК и платежных агентов, необходимо в первую очередь ввести следующие понятия (ст. 2 закона):
–поставщик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за исключением кредитной организации, которые получают денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) или которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ;
–плательщик – физическое лицо, вносящее платежному агенту денежные средства в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
–платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по при-ему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
–оператор по приему платежей – платежный агент, являющийся юридическим лицом, который заключает с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
–платежный субагент – платежный агент, являющийся юридическим лицом или ИП, который заключает с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (п. 1 ст. 3 Закона о платежных агентах). Здесь следует обратить внимание на отличие платежного агента от агента, деятельность которого урегулирована ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Платежный агент не совершает юридические действия (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия – принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.
Закон о платежных агентах возлагает на поставщика и в большей степени на платежного агента определенные обязанности, исполнение которых в конечном итоге должно обеспечить безопасность платежей физических лиц (ст. 4). Перечислим некоторые из них:
- платежный агент должен иметь договор с поставщиком, заключенный в соответствии с законом, без договора запрещено принимать платежи физических лиц;
- оператор по приему платежей вправе осуществлять деятельность только после постановки на учет в Росфинмониторинге;
- платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов;
- поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей должен использовать специальный банковский счет;
- кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по при-ему платежей.
Использование специальных банковских счетов заслуживает отдельного внимания. Специальный счет используется для ограниченного числа операций (в частности, его владелец не вправе самостоятельно определять направления списания средств с него за рамками, установленными законом, точно так же с этого счета не могут взыскиваться в принудительном порядке денежные средства). Так, спецсчет платежного субагента предназначен для зачисления на него принятых от плательщиков денежных средств (их надо сдавать в банк) и списания на банковский счет оператора и свой банковский счет (в части вознаграждения, если оно удерживается из сумм, подлежащих перечислению оператору). Спецсчет оператора используется для зачисления сумм, принятых от плательщиков, со специального счета платежных субагентов и списания сумм на спецсчет поставщика и на свой банковский счет (в части вознаграждения). На спецсчет поставщика зачисляются суммы со спецсчета оператора и списываются суммы на банковский счет самого поставщика. Если платежный агент не сдаст все полученные от плательщиков деньги для зачисления на спецсчет, ему грозит административный штраф по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (размер штрафа для юридических лиц варьируется от 40 000 до 50 000 руб.). По этой же норме штрафуются платежные агенты и поставщики, не использующие спецсчета для ведения расчетов.
Имея общие представления об обязательствах поставщика, платежи к которому идут от клиентов через платежных агентов, рассмотрим несколько конкретных ситуаций, обозначив в них права и обязанности сторон. О кредитных организациях, которые не могут быть платежными агентами, мы поговорим ниже.
Ситуация 1
УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги полностью вносится УК. Компания привлекла к начислению и сбору платы, печати и рассылке платежных документов единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Последний имеет собственную кассу, а также заключил договор с лицом, владеющим сетью терминалов, о приеме платежей.
УК является поставщиком. Значит, она обязана иметь спецсчет, на который будет перечисляться плата за жилищно-коммунальные услуги со специального счета ЕРКЦ. Следует перечислять средства с этого спецсчета на банковский счет УК и в дальнейшем вести расчеты с контрагентами. ЕРКЦ выступает в роли оператора по приему платежей, он также обязан открыть и использовать спецсчет. ЕРКЦ не вправе перечислять полученные от плательщиков денежные средства сразу РСО – только на спецсчет УК. Владелец сети терминалов – платежный субагент, деятельность которого законна, только если в договоре между оператором и поставщиком указано право оператора привлечь платежного субагента (п. 7 ст. 4 Закона о платежных агентах). Вознаграждение ЕРКЦ предусмотрено договором, заключенным с поставщиком. Потребителей необходимо уведомить о том, что плата за услуги вносится платежным агенту и субагенту (п. 63 Новых правил предоставления коммунальных услуг), например, включив соответствующее условие в договор управления либо разместив информацию в платежном документе. По запросу плательщиков УК обязана предоставить информацию о платежном агенте, принимающем платежи в ее пользу (п. 3 ст. 4 Закона о платежных агентах).
Ситуация 2
УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. По решению общего собрания собственников помещений плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях МКД, вносится напрямую РСО. Платежи вносятся через сеть платежных терминалов. Кто оплачивает услуги по приему платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях?
Согласно п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ наниматели и собственники помещений могут вносить плату РСО по решению общего собрания, внесение платы РСО признается выполнением нанимателями и собственниками помещений своих обязательств перед УК. Таким образом, плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, в данной ситуации согласно ЖК РФ вносится РСО. В пункте 15 ст. 155 ЖК РФ речь идет о праве лиц, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата, взимать ее с привлечением платежных агентов.
Одновременно в силу п. 1 ст. 2 Закона о платежных агентах поставщиком является лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с этим представляется, что РСО признается поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, а УК – в оставшейся части платы. Поэтому оператор по приему платежей будет принимать платеж потребителя частично по договору с УК, частично по договору с РСО. Такое возможно, если УК и РСО имеют договорные отношения с одним и тем же оператором по приему платежей. Этот момент целесообразно согласовать в договоре ресурсо-
снабжения. Вознаграждение оператора устанавливается договором, заключенным с каждым поставщиком. Соответственно, УК будет оплачивать оператору лишь услуги по приему той части платы, которая вносится непосредственно ей. Несмотря на то, что по общему правилу расходы на сбор платы за коммунальные услуги возлагаются на их исполнителя (в случае с УК они возмещаются за счет платы за управление МКД), законодательство, по мнению автора, не содержит оснований для того, чтобы РСО выдвигала УК требования по оплате расходов на прием платы за коммунальные услуги, которая по решению общего собрания собственников помещений вносится напрямую РСО.
Ситуация 3
УК избрана в качестве способа управления МКД. В договоре управления сделана оговорка о том, что УК выступает в роли агента собственников помещений при заключении договоров ресурсоснабжения. Договоры ресурсоснабжения заключены от имени УК, она получает плату за коммунальные услуги от потребителей через оператора по приему платежей. Кто является поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги? Вправе ли оператор перечислять полученную плату за коммунальные услуги непосредственно РСО?
В данной ситуации УК выступает в роли агента по правилам ГК РФ, то есть заключает сделки в интересах потребителей. Последние вносят плату управляющей организации, исполняя обязанности перед ней (по возмещению расходов, понесенных при исполнении заключенных для них сделок – договоров ресурсоснабжения). Следовательно, УК является поставщиком в целях применения Закона о платежных агентах. Поэтому оператор по приему платежей обязан перечислить все поступившие денежные средства на спецсчет УК. Между РСО и УК отсутствует соглашение о сборе средств потребителей для РСО. Значит, УК не является платежным агентом для РСО, а последняя не выступает в роли поставщика и не обязана иметь специальный счет. Денежные средства со спецсчета УК должны быть списаны на ее расчетный счет, с которого и ведутся расчеты с РСО.
Ситуация 4
УК оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, находящемся в непосредственном управлении собственников помещений. Собственники помещений заключили договор с ЕРКЦ на начисление платежей. УК получает от ЕРКЦ плату за содержание и ремонт общего имущества, плата за коммунальные услуги передается РСО.
Правовым основанием деятельности ЕРКЦ по приему платы за жилое помещение и коммунальные услуги является не договор с собственниками помещений, а договоры с УК и каждой из РСО. УК и РСО выступают в роли поставщиков. Соответственно, каждая из них должна иметь спецсчет и оплачивать вознаграждение ЕРКЦ в части получаемой платы.
Ситуация 5
УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается через платежных агентов. Каков статус УК?
При внесении в адрес УК платы за пользование коллективной антенной собственники помещений исполняют свои обязательства перед оператором связи – владельцем данного оборудования. Между УК и собственниками помещений нет договора по поводу оказания соответствующих услуг и осуществления расчетов за них, по-этому УК не является поставщиком (лицом, получающим денежные средства за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги). Таковым признается оператор связи. Соответственно, УК приобретает статус платежного агента – оператора по приему платежей, обязана встать на учет в Росфинмониторинге, иметь отдельный спецсчет для расчетов с поставщиком и соблюдать иные требования законодательства. Если договор, заключенный между оператором связи и УК, не соответствует требованиям Закона о платежных агентах, прием платежей в адрес оператора связи является незаконным. Добавим, что УК как оператор по приему платежей вправе привлечь платежного субагента для при-
ема платы, причитающейся оператору связи. Платежный субагент зачислит все принятые от плательщиков суммы на свой спецсчет и перечислит их на спецсчет УК. Затем УК должна перечислить на спецсчет оператора связи суммы оплаты его услуг, а на свой расчетный счет – остальные суммы (оплату собственных услуг).
Аналогичные выводы справедливы для ситуации, когда УК включает в платежные документы отдельной строкой оплату иных «чужих» услуг (например, страховых).
Кредитные организации: перевод платежей
Как было сказано выше, кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (п. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах). Однако кредитные организации вправе совершать такую банковскую операцию, как перевод денежных средств, под которым понимаются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю денежных средств плательщика (п. 12 ст. 3 Закона о национальной платежной системе). В силу п. 2 ст. 5 того же закона перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета. В рамках данной статьи рассмотрим перевод денежных средств без открытия банковских счетов как операцию, наиболее напоминающую прием платежей, и практику, наиболее распространенную в целях внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Переводы денежных средств без открытия банковских счетов осуществляются по поручению физических лиц (п. 9 ст. 5 Закона о банках). В силу ст. 8 Закона о национальной платежной системе распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 1). Такое распоряжение исполняется оператором в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (п. 10).
Подробная регламентация правил осуществления переводов без открытия банковских счетов представлена в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденном ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П. Так, кредитные организации осуществляют данный перевод посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя (п. 1.4). В распоряжении о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе должны быть указаны (п. 5.7):
- реквизиты плательщика, получателя средств, банка;
- сумма перевода;
- назначение платежа;
- иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.
Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком. На основании распоряжений плательщиков – физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму с направлением банку получателя средств, получателю средств согласованным с банком получателя средств, получателем средств способом реестра или распоряжений плательщиков – физических лиц (п. 5.9).
Вниманию УК на УСНО
Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента (юридическое лицо, за исключением кредитной организации) для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о национальной платежной системе). Банковский платежный агент действует от имени оператора и использует специальный банковский счет для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств (пп. 1, 3 п. 3 той же статьи). В свою очередь, банковский платежный агент вправе привлечь банковского платежного субагента. Банковские платежные агенты и субагенты не имеют никаких правоотношений с получателями средств.
Подчеркнем, что между получателем средств (УК) и кредитной организацией не может быть заключен договор о приеме платежей в пользу УК: перевод средств осуществляется по поручению физического лица – плательщика. Вместе с тем между УК и банком может быть заключен договор об обмене информацией о платежах, в котором допустимо устанавливать вознаграждение банка (Информация ЦБ РФ от 12.08.2011). Действия банка по такому договору не являются банковской операцией. Как указано в Письме ЦБ РФ от 21.11.2011 № 166-Т, кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом. Выходит, что кредитная организация вправе перечислить плату за жилое помещение и коммунальные услуги оператору по приему платежей, только если в распоряжении плательщика в качестве получателя назван именно оператор.
Разница между операциями по приему платежей и переводу денежных средств состоит в их правовых основаниях. Деятельность по приему платежей ведется на основании договора, заключенного с их получателем (поставщиком): плательщики обращаются к платежному агенту, называют поставщика, и если у данного агента есть договор с ним, то агент принимает платеж (реквизиты специального банковского счета поставщика известны платежному агенту заранее). Деятельность по переводу денежных средств без открытия счета основана на волеизъявлении плательщика: банк перечисляет принятые денежные средства по тем реквизитам, которые предоставил плательщик (на банковский счет получателя).
Организация, управляющая МКД, заключила договоры с оператором по приему платежей (об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) и с банком (об информационном обмене). Реквизиты какого счета необходимо указывать в платежных документах, выставляемых потребителям?
Платежный документ должен содержать номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя (пп. «б» п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Отсутствие в нем всех реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств, не только ограничивает право плательщика на выбор способа оплаты услуг, но и предоставляет преимущество тем лицам, которым реквизиты УК известны в силу заключенных договоров (в частности, платежным агентам либо банкам, с которыми заключены договоры об информационном обмене). Налицо ограничение конкуренции (постановления ФАС ВСО от 24.12.2012 по делу № А69-205/2012, от 18.12.2012 по делу № А69-290/2012, ФАС МО от 27.12.2011 по делу № А40-131220/10-17-826). Если в платежном документе будет указан специальный банковский счет, результат будет тот же: банки не смогут перевести денежные средства, так как они осуществляют переводы только на обычные банковские счета. Таким образом, в платежном документе следует указывать номер расчетного счета УК и реквизиты банка, в котором он открыт. Это не будет препятствием для приема платежей платежными агентами, ведь последние имеют информацию о спецсчете из заключенных с УК договоров.
Ситуация 7
УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается как через банки, так и через платежного агента.
Комментарий к данной ситуации применительно к приему платы через платежного агента был дан выше (см. ситуацию 5): УК является оператором по приему платежей, оператор связи – поставщиком, для расчетов по плате за пользование коллективной антенной они должны использовать специальные счета.
Одновременно следует учитывать, что Закон о платежных агентах не регулирует отношения, связанные с деятельностью по осуществлению расчетов в безналичном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 1). Следовательно, если потребители оплачивают выставленные счета (в том числе услуги, связанные с использованием коллективной антенны) путем перевода денежных средств (с банковского счета или без открытия такового), Закон о платежных агентах не применяется: средства поступают на расчетный счет УК, она рассчитывается с оператором связи.
Эти два вида правоотношений существуют параллельно, значит, в договоре между оператором связи и УК следует предусмотреть их в полной мере.
Прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги через юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, налагает на УК необычные обязанности – в частности, иметь специальный банковский счет (платежи от агентов поступают только на него). Бывает, что и УК сама становится платежным агентом – если включает в платежный документ плату за услуги, которые сама не оказывает (это не касается случая, когда в силу договора управления УК в интересах потребителей заключает договоры ресурсоснабжения), и принимает плату за эти услуги через собственные кассы либо с привлечением платежного агента. Требования к платежному агенту совсем другие. Они были подробно описаны в статье.
Если не заключать договоры с платежными агентами, собственники помещений будут вносить плату через банки. Заключение договоров с банками необязательно (и без него платежи будут приняты), но последние заинтересованы в получении вознаграждения с получателя, поэтому часто предлагают заключить соглашение об информационном обмене.