Экспертиза картин третьяковская галерея

ЗАЯВКА НА ПРОВЕДЕНИЕ ON-LINE ОЦЕНКИ

С 2014 года НИНЭ имени П.М. Третьякова проводит Официальную Оценку Произведений Искусства в соответствии с регламентами РФ об оценочной деятельности! Для удобства наших клиентов мы разработали два варианта услуги «Оценка».

  • Если Вам необходимо сориентироваться в предполагаемой стоимости предмета, Вы можете воспользоваться приведенной ниже формой on-line оценки. В течение недели мы пришлем Вам результаты оценки на электронную почту.
  • Если Вам требуется официальный сертификат об оценке, необходимый как для страхования коллекции или предмета, так и для нотариальных процедур, то Вы можете заказать полный анализ потенциальной рыночной стоимости. Для этого вы можете связаться с нами любым удобным для Вас способом (координаты для связи указаны на странице «Контакты»). Стоимость услуги зависит от сложности заказа и составляет от 5000 руб.

Обращаем Ваше внимание, что оценка икон без указания датировки не производится

Деятельность по оценке произведений искусства на территории РФ не лицензируется Государственными инстанциями, однако для юридической достоверности отчёта об оценке в страховых компаниях и нотариальных конторах оценщику необходимо иметь ряд документов, подтверждающих его компетенцию.

* Также можно скачать бланк Сбербанка для оплаты: Бланк для оплаты
* Заказ консультации о стоимости, означает Ваше согласие со следующей офертой:
Оферта на оказание консультационных услуг

Оплата онлайн производится через платежную систему Chronopay. Мы принимаем к оплате пластиковые карты следующих международных платежных систем:

После подтверждения заказа, Вы будете перенаправлены на защищенную платежную страницу Chronopay, где Вам необходимо будет вести данные для оплаты. После успешной оплаты на указанную Вами электронную почту будет направлен электронный чек. Вы также можете посмотреть данные платежа в Личном кабинете.

Все операции по пластиковым картам осуществляются с помощью электронного платежного шлюза ChronoPay. Компания ChronoPay специализируется на обеспечении безопасности карточных онлайн-платежей. При осуществлении платежа ChronoPay принимает данные Вашей пластиковой карты. Затем эта информация по защищенному каналу связи SSL передается на авторизационный сервер ChronoPay. Данные Вашей карты передаются только в зашифрованном виде. Для передачи информации ChronoPay использует специальные технологии безопасности карточных онлайн-платежей Verifed by Visa и MasterCard Secure Code. Все операции по Вашей карте осуществляются при полном соблюдении требований VISA International, MasterCard и других платежных систем. Безопасность обработки интернет-платежей через ChronoPay гарантирована международными сертификатами безопасности PCI DSS. Кроме того, платежная страница, поддерживаемая компанией ChronoPay, использует хостинг компании RackSpace – один из наиболее безопасных хостингов в мире. В соответствии с требованиями международных платежных систем, данные Вашей карты после завершения платежа не сохраняются ни в онлайн-магазине, ни на авторизационном сервере ChronoPay.

По вопросам изменения или отмены заказа, пожалуйста, обращайтесь в службу поддержки НИНЭ им. П.М. Третьякова по телефонам +7 (495) 507 3546, +7 (495) 953 7493 или электронной почте [email protected].
По всем вопросам о совершенных платежах, пожалуйста, обращайтесь в круглосуточную службу поддержки Chronopay.
Для звонков из России: 8 (800) 5555 66 7 (звонок бесплатный)
Для звонков из-за пределов России: +7 (495) 3800 32 7
Для звонков из США: +1 (800) 350 6821 (звонок бесплатный)
Возврат платежа может быть осуществлен только на ту банковскую карту, с которой он был произведен, срок возврата средств составляет 3-14 рабочих дней и зависит от банка-эмитента карты.

Правовая информация

ООО «Научно-исследовательская независимая экспертиза им. П. М. Третьякова»
Адрес фактический: 119017, Москва, Б. Толмачевский пер., д. 16
Адрес юридический: 119017, Москва, Б. Толмачевский переулок, д. 16

ОГРН 1157746860138
ИНН 7706426756
КПП 770601001

Расчетный счет №40702810140020001933
Корреспондентский счет №30101810400000000225
Среднерусский Банк ПАО «Сбербанк России»
БИК 044525225

Экспертиза картин третьяковская галерея

Ежегодная конференция, посвященная проблемам экспертизы и атрибуции произведений искусства, является крупным научным форумом, на котором происходит общение сотрудников больших и малых музеев Росси, стран ближнего зарубежья, и подводятся итоги научных исследований по различным направлениям искусства. За прошедшие годы на конференциях были введены в культурную среду ранее неизвестные работы старых мастеров — Тициана, Ж.-Б.Шардена, Ф.Рокотова, В.Боровиковского, К.Брюллова, С.Коровина, К.Малевича, П.Филонова, М.Шагала и др. В этом году читается более 50 докладов.

Атрибуция и технологические исследования масляной живописи традиционно занимают в программе конференции значительное место. Исследования каждого конкретного случая позволяют получить дополнительную информацию по технике живописи как известных художников, так и тех, изучение которых только начинается.

Большой интерес как специалистов, так и широкой публики, вызывают доклады, посвященные проблемам атрибуции икон. Актуальной темой здесь является вопрос подделок древнерусского искусства, важный не только для современного антикварного рынка, но также для работы с музейными коллекциями, поскольку подделки икон появились в различных собраниях уже в XIX веке.

Отдельным блоком рассматриваются вопросы атрибуции декоративно-прикладного искусства: керамики, ювелирных изделий, фарфора, Павлово-Посадских шалей и т.п., что помогает уточнить и в некоторых случаях разработать методику этого вида исследований.

По материалам конференции объединение «Магнум Арс» совместно с Государственной Третьяковской галереей ежегодно выпускают сборники научных трудов, которые отражают наиболее важные достижения в области экспертизы и атрибуции изобразительного искусства.

Экспертные услуги

Защищая вместе с нами свои интересы при покупке и продаже произведений искусства, вы помогаете сохранять бесценные культурные сокровища.
ДИПЛОМ МОСКОВСКОГО ФОНДА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Рады сообщить Вам о скором открытии филиала нашей лаборатории в Праге.
Контакты для связи: [email protected]

  • Доступ
  • Хранение
  • Экспертиза
  • Заключение

Предоставление физического доступа к произведению искусства

Вы можете самостоятельно доставить произведение искусства в лабораторию

Москва, Раушская наб., д. 14, 6 этаж. Телефон +7(903) 726-23-45

Мы можем произвести выезд экспертной группы и мобильной лаборатории

При отсутствии возможности доставить произведение искусства в лабораторию

На все время экспертизы произведение депонируется в хранилище А класса.

Контроль условий хранения осуществляет профессиональный реставратор.

Алгоритм проведения технико-технологической экспертизы:

  • Определение состояния сохранности произведения
  • Помещение в надежное хранилище (класс А)
  • Фотофиксация в УФ, ИК и при нормальном освещении.
  • Рентгенофлюоресцентный анализ для определения элементного состава красочного слоя.
  • Отбор проб для проведения физико­химических исследований пигментной группы
  • Исследование проб методом ИК­спектроскопии
  • Исследование проб методом микрохимии и кристаллооптических исследований
  • Рентгенографирование
  • Изготовление и исследование шлифов

Виды искусствоведческой экспертизы:

  • Анализ выводов технико­-технологической экспертизы
  • Стилистический анализ
  • Справочная литература

Для атрибуции или подтверждения авторства мы привлекаем экспертов мирового уровня, в том числе из европейских и американских музеев.

Мы предоставляем заключение на бланке с несколькими уровнями защиты от мошенников.
Мы предупредим Вас, как только заключение будет готово.
Заключение экспертов и произведение искусства нужно забрать по адресу: Москва, Раушская наб., 14, офис 608. +7(903) 726-23-45

  • цель
  • заявка
  • cтоимость
  • отчет

Определение цели оценки

Страхование произведений искусства

Кредитование под залог произведений искусства

Капитализация компании за счет имущества

Вступление в наследство

Приобретение и продажа искусства

Мы оцениваем Мы не занимаемся

Произведения искусства (от древности до современного искусства)

Объектами археологических раскопок

(из этических соображений)

Определение стоимости по методике «Арт Консалтинг»

Рекомендовано Marsch,
принимается британским рынком перестрахования

Выдача оценочного отчета

РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ
СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ

  • Доступ
  • Смета
  • ДОГОВОР
  • Реставрация

Предоставление физического доступа к произведению искусства

Вы можете самостоятельно доставить произведение искусства в лабораторию

Москва, Раушская наб., д. 14, 6 этаж. Телефон +7(903) 725-59-15

Мы можем произвести выезд экспертной группы и мобильной лаборатории

При отсутствии возможности доставить произведение искусства в лабораторию

Предоставление реставрационных и консервационных услуг

  • Доступ
  • Фотография
  • Сохранность
  • паспорт

Предоставление физического доступа к произведению искусства

Вы можете самостоятельно доставить произведение искусства в лабораторию

Москва, Раушская наб., д. 14, 6 этаж. Телефон +7(903) 725-59-15

Мы можем произвести выезд экспертной группы и мобильной лаборатории

При отсутствии возможности доставить произведение искусства в лабораторию

Выдача паспорта произведения искусства

Лукашин Денис Евгеньевич

Борисов Андрей Николаевич

Заместитель генерального директора, руководитель лаборатории, дипломированный химик-технолог

Киреева Вилена Николаевна

Научный руководитель лаборатории технологической экспертизы, кандидат культурологии

Алешин Владимир Анатольевич

Специалист физических и неразрушающих методов исследования

Морозов Андрей Алексеевич

Специалист кристаллооптических и физико­-химических методов исследования

Вопросы и ответы

27/12/2014
Наталья Иванова

Содержание вопроса: О продаже произведений искусства говорят, что продаются не сами произведения, а бумаги на них. Без экспертных заключений, убедительных для художественного рынка, некая картина, подписанная «Шишкин» — воспринимается как неизвестно когда написанное произведение неизвестного автора.

27/12/2014
спросила Наталья Иванова

Содержание вопроса: О продаже произведений искусства говорят, что продаются не сами произведения, а бумаги на них. Без экспертных заключений, убедительных для художественного рынка, некая картина, подписанная «Шишкин» — воспринимается как неизвестно когда написанное произведение неизвестного автора.

27/12/2014
спросила Наталья Иванова

Содержание вопроса: О продаже произведений искусства говорят, что продаются не сами произведения, а бумаги на них. Без экспертных заключений, убедительных для художественного рынка, некая картина, подписанная «Шишкин» — воспринимается как неизвестно когда написанное произведение неизвестного автора.

Наша компания редко, но регулярно участвует или организует профессиональные мероприятия, связанные с рынком искусства и драгоценностей. Если вы хотите быть в курсе, оставьте Ваш контакт.

Проведением экспертизы, устанавливающей подлинность и происхождение предметов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и драгоценностей, в том числе драгоценных камней и ювелирных изделий, а также оценкой их стоимости.

У нас есть возможности для решения множества задач, связанных с управлением большими коллекциями (от выбора инвестиционной концепции до экспертного регулирования сделок, помощи в организации хранения и т. д.) и приобретением произведений (например, в подарок)

Наши клиенты — это более 5000 институций и частных лиц, в том числе:

Госорганы — Администрация Президента РФ, Федеральная Служба Охраны, органы внутренних дел и прокуратуры разных уровней, судебные органы, Министерство культуры, Государственная таможенная служба, а также другие министерства, федеральные службы и государственные структуры.

Страховые компании — «Альфа-Страхование», «Ингосстрах», «Ренессанс Страхование», «РЕСО-Гарантия», «РОСНО», «УралСиб» и другие.

Коллекционеры — Петр Авен, Виктор Бондаренко, Виктор Вексельберг, Андрей Деллос, Александр Добровинский, Емельян Захаров, Дмитрий Маликов, Айдан Салахова, Алишер Усманов, Михаил Фридман.

А также российские музеи , аукционные дома, государственные и частные художественные фонды, адвокатские бюро.

Мы — единственная компания в России , чьи результаты экспертизы и стоимостной оценки признаются Британским рынком перестрахования Lloyd’s of London.

У нас обширный опыт работы с крупными собраниями произведений искусства. Так, в 2006 году мы оценили одну из самых крупных частных коллекций из 222 произведений живописи и графики. Оценочная стоимость коллекции составила более 150 миллионов долларов США .

Мы выступали в качестве оценщиков крупнейшего в мире закрытого ПИФа художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект». На март 2011 году объем стоимости чистых активов фонда составил 14,06 миллиардов рублей.

В 2012 году наша компания приняла участие в судебном разбирательстве между фондом Виктора Вексельберга «Аврора» и аукционным домом Christie’s в качестве экспертного консультанта:

нами была проведена технико-технологическая экспертиза картины, подлинность которой подвергалась сомнению. В результате анализа была установлена датировка произведения Бориса Кустодиева «Одалиска», приходящаяся на последний год жизни художника.

Высший суд Лондона вынес приговор в пользу «Авроры», обязав Christie’s вернуть фонду деньги за «Одалиску».

Пользуясь обширными связями среди российских и зарубежных коллекционеров и тонким знанием их предпочтений, наша компания может способствовать продаже произведений искусства.

Если в России нет рынка на те или иные произведения, или их продажа за рубежом представляется более выгодной, мы проведем переговоры с иностранными галереями и аукционами и обеспечим сопровождение сделки.

В группу компаний «Арт Консалтинг» входят две аукционные площадки, предназначенные для быстрой реализации крупных коллекций.

Они могут быть использованы в целях обеспечения ликвидности залогов, как того и требует законодательство РФ.

Кроме того, мы оказываем услуги по формированию подарочных фондов, открыты к сотрудничеству с девелоперами, архитекторами-декораторами в области формирования крупных коллекций для интерьерных решений.

Технико-технологическая экспертиза произведений искусства позволяет с высокой степенью точности установить время создания произведения.

Совместно с Институтом физической химии и Государственным Научно-Исследовательским Институтом Реставрации были разработаны и запатентованы уникальные методики определения возраста произведения искусства, в первую очередь живописи и графики. Исследования по выявлению времени создания произведений искусства проводятся в нашей научной лаборатории специалистами-технологами.

Услуги предоставляются по фиксированному тарифу вне зависимости от ориентировочной рыночной стоимости произведения.

На время проведения экспертных работ объекты исследования депонируются в специально оборудованном хранилище.

Искусствоведческая экспертиза произведений искусства осуществляется экспертами узкой специализации, преимущественно музейными сотрудниками с большим стажем работы. Эксперты входят в саморегулируемую экспертную организацию «НОЭКСИ» (Национальная организация экспертов в области искусства).

Экспертиза представляет собой выводы всестороннего исторического и искусствоведческого исследования, с привлечением музейных аналогов.

Для каждого отдельного произведения искусства мы приглашаем только тех экспертов, чье имя уже признано на рынке.

Оценка произведений искусства основана на методике, созданной согласно требованиям федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценочной деятельности сотрудниками компании при научной поддержке исследователей арт-рынка.

Наша методика может использоваться в следующих случаях:

  • — кредитование
  • — капитализация общества с ограниченной ответственностью за счет имущества
  • — торговые сделки
  • — внутренний учет
  • — опись и инвентаризация имущества
  • — наследное дело
  • — раздел имущества
  • — судебные разбирательства и т. д.

Кроме того, мы предоставляем услуги по оценке драгоценных ювелирных украшений и сертификации драгоценных камней.

Экспертиза картин в Москве

Экспертиза проводится бесплатно для Владельца произведений, если произведения реализуются через нашу организацию.

Также экспертный совет Аукционного дома бесплатно для Владельца проводит предварительную экспертизу в присутствии Владельца.

Для экспертизы Вы можете:

1. Принести картину к нам в галерею, предварительно согласовав время визита по телефону +7 495 510 6778.

2. Прислать на электронный адрес [email protected] фотографию картины, ее оборота и подписи (если имеется). Укажите также размеры, технику исполнения (например: холст, масло или иное) и провенанс (история происхождения).

Объединение «Магнум Арс» гарантирует подлинность реализуемых произведений, поэтому нашим профессиональным кредо является обязательная экспертиза картин. Все произведения, выставленные в галерее или на аукционах «Магнум Арс», прошли исследование на экспертном совете Объединения.

Произведения старинной авторской живописи имеют экспертные заключения наиболее авторитетных по соответствующему автору специалистов и организаций. Реализуемые Объединением Магнум Арс произведения имеют заключения экспертов таких организаций, как Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря и другие.

При приеме произведения на аукцион или на комиссию, Магнум Арс производит все необходимые действия для проведения технологической и стилистической экспертизы картины с привлечением соответствующих специалистов и организаций, а также берет на себя все расходы, связанные с экспертизой картин.

В случае, если экспертиза картины не подтверждает авторство, произведение возвращается владельцу без компенсации расходов Объединения на экспертизу. При реализации произведения расходы Магнум Арс на экспертизу картины также не учитываются. Первичная консультация и экспертиза картин проводятся бесплатно экспертным советом Объединения.

По всем вопросам, связанным с экспертизой картин и первичной консультацией обращайтесь в экспертный совет Объединения Магнум Арс.

Атрибуция с пристрастием

Картина без провенанса (истории ее появления и перемещения из рук в руки) и атрибуции может стоить, например, $300. Но, если экспертиза признает ее творением известного мастера, цена может увеличиться на несколько порядков. Фактически весь рынок держится на мнениях экспертов. Что дает владельцам фальшаков неограниченные возможности в получении добавочной стоимости.

Собственно, никто из участников рынка и не скрывает, что проблема с выдачей положительных заключений на картины, подлинность которых вызывает сомнения, существует. Недавно в газете «Совершенно секретно» была опубликована статья «Как мы теряем национальное достояние». Герой публикации, тогда еще сотрудник отдела экспертизы Государственной Третьяковской галереи Мильда Виктурина сообщала, что некоторые работники галереи за определенную плату готовы написать положительное заключение на «сомнительную» картину.

Госпожа Виктурина, уволившаяся из Третьяковской галереи по собственному желанию, в телефонном разговоре рассказала корреспондентам «Денег» следующую историю: Несколько месяцев назад к нам на экспертизу принесли картину «Работа в саду» предположительно Натальи Гончаровой. После проведения стилистической и технологической экспертизы все члены нашей экспертной группы сочли, что работа не имеет к Гончаровой никакого отношения. Но потом начались странные вещи. Сначала мне предлагали взятку в $500, а потом, когда я отказалась, была назначена повторная экспертиза, от которой отстранили всех экспертов нашей группы. В итоге картина была атрибутирована как подлинная. Подобных случаев было немало. Выводы делайте сами.

Сотрудники Третьяковской галереи не согласны с Мильдой Виктуриной. Лидия Гладкова, заведующая отделом технико-технологической экспертизы: Ошибки, безусловно, бывают у всех — ошибались даже такие великие эксперты, как Грабарь, Остроухов, Федоров-Давыдов. Причины могут быть разные, но с развитием технических средств ошибок случается все меньше и меньше. Мы работаем с эталонами, с подлинниками, на основе которых создан обширный банк данных, куда входят рентгенограммы, снимки фактуры красочного слоя, фотографии картин в ультрафиолете, результаты химических исследований. Двойная экспертиза картины — искусствоведческая и технико-технологическая — является настоящим научным исследованием. А вот то, что рассказывает Мильда Виктурина, — абсолютно исключено. Ведь один из наших главных принципов — коллегиальность принятия решений, а экспертное заключение всегда подписывается как минимум двумя специалистами: искусствоведом и технологом.

Реакция «картинных» дилеров на признания Мильды Виктуриной была неоднозначной. Одни говорят, что все так и есть, и даже приводят конкретные расценки на услуги различных экспертов (от 1 до 10% цены, за которую картина может быть продана). Другие, наоборот, считают, что все неправда, и поддерживают точку зрения Третьяковки. В любом случае этот заочный спор хорошо иллюстрирует реальную ситуацию на рынке, когда разные эксперты дают на одну и ту же картину положительные и отрицательные заключения, что и порождает слухи об их ангажированности.

Михаил Каменский: Атрибуция оказывает прямое влияние на рыночную стоимость произведения. Но эксперты, работающие в специализированных организациях — таких, как Третьяковская галерея, Центр имени Грабаря, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, НИИ реставрации, Исторический музей, Эрмитаж, Русский музей,— не несут юридической ответственности за правильность атрибуции, так как она трактуется как их научно-обоснованное мнение, а не утверждение.

Георгий Путников: Проблема с экспертами является отражением проблемы рынка в целом. Сейчас много новых коллекционеров, которые в основном и являются жертвами изготовителей фальшаков. Таким коллекционерам никакие эксперты не помогут. Когда они станут опытнее, проблема решится сама собой. А вообще я твердо убежден, что экспертиза должна быть частной. Другое дело, что так уж исторически сложилось, что все необходимые для работы экспертов ресурсы сосредоточены в крупнейших музеях и государственных галереях. Частные эксперты с именем, которые смогут работать самостоятельно, появятся на рынке лет через десять, не раньше.

Аркадий Ипполитов, куратор проекта «Эрмитаж—Гуггенхайм»: Экспертиза должна быть только независимой. Никакой музей не заинтересован в понижении качества своей коллекции и не признает ничего такого, что может повредить ее престижу. Эрмитаж всегда будет настаивать, что «Мадонна Литта» — подлинник Леонардо, так как работа Леонардо повышает престиж музея.

Почти МММ

Вопрос усиления ответственности атрибуторов уже который год обсуждается на различных конференциях, но воз и ныне там. Валерий Дудаков: Законодательно решить этот вопрос, наверное, можно. Эксперт должен отвечать — правом заниматься этой деятельностью, своими средствами, да чем угодно. Но вопрос не решается, и происходит это потому, что, как ни странно, это никому не выгодно. Дилерам — потому, что лишит их источника огромных доходов. Покупателям (а коллекции некоторых на 100% состоят из фальшаков) — потому, что они не успеют избавиться от дорогостоящих работ. Самим музеям, где работает большинство экспертов,— потому, что они и так находятся в бедственном положении, а если эксперты будут давать обтекаемые заключения, клиенты уйдут к экспертам других музеев, более сговорчивым. Это напоминает большую игру типа МММ или ГКО. Все знают, что когда-нибудь все рухнет, но каждый надеется, что ему-то как раз и повезет.

С теми, кто пытается нарушить правила этой игры, не церемонятся. Александра Шатских, старший научный сотрудник сектора русского искусства Государственного института искусствознания, эксперт по русскому авангарду: В 1998 году меня попросили сделать заключение по работам русского авангарда из коллекции сына знаменитого дадаиста Курта Швиттерса. На восемь из них я дала отрицательное заключение. После этого я подверглась публичной травле, в ее организации я подозреваю известную галерею Гмуржинской (Кельн), которой очень невыгодно, чтобы эти работы были признаны подделками. Уже дошло до того, что я просто боюсь физической расправы. Дело в том, что все эти картины сын Курта Швиттерса в свое время получил от галереи Гмуржинской, отдав взамен работы своего отца, и теперь внук Курта попросил вернуть работы своего деда обратно. Этого, естественно, Гмуржинская делать не хочет.

Все опрошенные нами заинтересованные лица отмечают, что в последние два года производители подделок работают с перевыполнением плана. Георгий Путников: Так или иначе, стоящие картины вымываются с рынка — оседают в частных коллекциях. Спрос же на предметы искусства остается прежним. Он и рождает предложение: сейчас активно подделывают художников второго и третьего ряда, которые на рынке стоят $5-15 тыс.. Алексей Гарин, исполнительный директор компании «Альфа-Арт»: Подделок стало заметно больше, это факт.

Следствием увеличения количества подделок и отсутствия ответственности со стороны экспертов за свои сертификаты может быть только одно — резкий обвал рынка, что, собственно, и случилось на Западе в начале девяностых. Валерий Дудаков: Спросом будут пользоваться только работы со стопроцентной гарантией, все остальное резко упадет в цене, в результате оборот рынка снизится в два-три раза. Это может случится уже в течение ближайшего года.

Не исключено, правда, что именно такого рода кризис нужен художественному рынку. Георгий Путников: Глядишь, и коллекционеры станут внимательнее, и эксперты ответственнее, а дилеры будут сами гарантировать покупателю подлинность работ. Подобный кризис просто необходим для формирования действительно серьезного рынка предметов искусства в России

Алексей ХОДОРЫЧ, Милена ОРЛОВА, Василий АНДРЕЕВ, КоммерсантЪ-Деньги

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА
имени П.М.Третьякова

НИНЭ имени П.М. Третьякова создана в 2008 году для формирования цивилизованного рынка подлинных произведений искусства, внедрения принципиально нового подхода к исследованию и атрибуции.

Основными направлениями деятельности является работа по установлению авторства, подтверждению подлинности произведений изобразительного искусства (живопись, графика, иконопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство) и выявлению подделок.

Эксперты отдела живописи

Эксперты отдела графики

Эксперты отдела ДПИ

Эксперты отдела иконописи

Правовая информация

ООО «Научно-исследовательская независимая экспертиза им. П. М. Третьякова»
Адрес фактический: 119017, Москва, Б. Толмачевский пер., д. 16
Адрес юридический: 119017, Москва, Б. Толмачевский переулок, д. 16

ОГРН 1157746860138
ИНН 7706426756
КПП 770601001

Расчетный счет №40702810140020001933
Корреспондентский счет №30101810400000000225
Среднерусский Банк ПАО «Сбербанк России»
БИК 044525225

Экспертиза: пароли и явки

Документы, подтверждающие подлинность произведения искусства, — одна из главных составляющих его цены на арт-рынке

Нынешней осенью в Москве стало одной экспертной организацией больше: открылся Центр художественной экспертизы им. И.Е.Репина. Сейчас у коллекционера, желающего подтвердить подлинность своей картины, есть выбор — довериться государственным экспертам или частным. В любом случае это дело непростое, поэтому мы предлагаем историю и обзор российского рынка экспертизы произведений искусства.

Скандалы и интриги

Любая красивая схема инвестиций в искусство разваливается как карточный домик, если появляется сомнение в подлинности объекта инвестиций. Обнаружить подделку в своей коллекции — тяжелый удар не только для профессионального инвестора, но и для любого владельца произведений искусства. Везде и всегда подделывают то, что хорошо покупают, — внутренний российский антикварный рынок почувствовал рост активности фальсификаторов в 1990-х, когда резко возросло количество платежеспособных клиентов. В 2000-х годах, когда покупатели легко расставались с деньгами, русского классического искусства (особенно первых имен) на рынке становилось все меньше, а произведений «спорных» — все больше. В итоге с середины 2000-х все выше стал подниматься вал скандальных историй, от которых страдали и репутации продавца и покупателя, и привлекательность рынка в целом.

В 2004 году шокирующим было снятие с торгов Sotheby’s полотна Ивана Шишкина Пейзаж с ручьем, которое, невзирая на подтверждение подлинности от Государственной Третьяковской галереи, оказалось подретушированной работой голландского художника Маринуса Адриана Куккука. В 2005–2008 годах шло расследование «дела Преображенских», когда в частной коллекции обнаружились десятки поддельных картин, в том числе передвижника-пейзажиста Александра Киселева. Уважаемый сообществом эксперт Владимир Петров, первый вскрывший новый метод фальсификаторов — покупать на европейских торгах дешевых западных художников, «перелицовывать» их и выдавать за более дорогих русских, — вынужден был отозвать два десятка своих экспертиз. В 2007–2009 годах Владимир Рощин совместно с существовавшей тогда специальной федеральной службой, Росохранкультурой, частично опираясь на архивы Владимира Петрова, выпустил пять Каталогов подделок произведений живописи. Третьяковская галерея вынуждена была начать внутреннее расследование, обнаружив в каталогах подозрительные полотна, на которые музейные эксперты уже дали положительные заключения. Скандальным отзвуком этих историй стала Выставка подделок, которую в 2012 году устроил коллекционер Игорь Возяков: при повторном исследовании картины, купленные им в начале 1990-х и снабженные музейными экспертизами, оказались подделками, причем подписи на отрицательных экспертизах в некоторых случаях были теми же, что и на положительных. Тянущееся сейчас судебное разбирательство между коллекционером Андреем Васильевым и экспертом Еленой Баснер по поводу полотна Бориса Григорьева В ресторане, которое оказалось поддельным, — это также крайне болезненное эхо «экспертных» скандалов (и эксперт, и коллекционер до этой истории были сообществу равно симпатичны и уважаемы им).

Лука Лейденский (?) (круг (?)). Зубной врач. XVI в. Дерево, масло. 79×54 см/Лука Лейденский. Зубной врач. 1523. Гравюра. Рейксмузеум, Амстердам

Эта картина, купленная на аукционе в шведском городе Уппсала, первоначально датировалась XVII столетием и рассматривалась как работа позднейшего последователя Луки Лейденского. Однако когда произведение попало на экспертизу в ГосНИИР, его специалисты предположили, что оно может принадлежать самому выдающемуся автору.

На авторство Луки Лейденского указывает сюжет. Среди его работ известна гравюра Зубной врач (1523, Рейксмузеум, Амстердам), повторяющая (или предваряющая) композицию исследуемого произведения. Живописный вариант богаче: задник насыщен архитектурными деталями, пространство развивается в глубину, фигуры мягче и детальнее моделированы, в то время как другие известные позднейшие живописные копии с гравюры Луки Лейденского Зубной врач всего лишь воспроизводят оригинал. В творчестве самого художника есть прецеденты прямой связи гравированных (или графических) изображений и живописных версий. Одним из его принципиальных художественных приемов было наличие развитого подготовительного рисунка. Изучение достоверно подлинных произведений этого мастера показывает, что он использовал рисунок не только для подробной композиционной работы, но и для моделировки форм. В исследуемой картине выявляется подготовительный рисунок, по своим функциям близкий к такому подходу.

Одну из дополнительных возможностей для исследования этого произведения открывает попытка изучения текста на стилизованном изображении свитков слева вверху. При этом на гравюре какой-либо текст отсутствует. Пока ясно только то, что он написан на старонемецком языке, который был распространен в некоторых областях Нидерландов в XVI–XVII веках. Дальнейшее изучение данного текста при помощи голландских коллег, в частности Бернарда Ферме, возможно, предоставит новый материал к пониманию связи этой картины с творчеством Луки Лейденского.

Наиболее полную информацию о произведении дает комплексная экспертиза. Искусствоведческая (или знаточеская) экспертиза существует несколько веков — сколько существуют вопросы определения авторства произведений искусства.

Экспертиза технико-технологическая у нас стала развиваться примерно с 60‑х годов ХХ века на основе опыта реставраторов. Сегодня она предполагает исследование основы, грунта, красочного слоя и связующего вещества. Среди методов — рентгенографирование, исследование в ультрафиолетовых лучах, инфракрасное сканирование, микроскопическое исследование и так далее.

И искусствоведческая, и тех­нико-технологическая экспертизы — это сравнение с эталонами, то есть с другими работами автора, с базой рентгенограмм, которые сделаны на эталонных работах автора, с графологической базой (с образцами его подписей и почерка), с базой красок, которыми пользовался художник. А поскольку большинство произведений искусства в России находится в музеях, логично, что эталонные базы по их различным характеристикам сформировались именно в музеях или в государственных организациях, занимавшихся реставрацией и экспертизой.

Куда пойти коллекционеру

Сейчас в Москве шесть организаций, занимающихся экспертизой произведений искусства. Не так уж мало, тем более что легендарное изобилие антикварного рынка 1990-х годов ушло в историю. Сегодня клиенты экспертных центров по большей части профессионалы: галеристы, дилеры или коллекционеры. Старейшие экспертные организации страны — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И. Э. Грабаря и Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) — порядок своей работы не изменили, они действуют более или менее автономно, опираясь на собственных специалистов и свое оборудование (иногда консультируясь со специалистами-музейщиками). Для молодых частных организаций рабочая практика — пригласить для консультаций коллег-искусствоведов из музеев (в особо важных случаях и по желанию клиента может быть организован целый консилиум) или провести часть технологических исследований на собственном оборудовании и силами своих специалистов, а другую часть — в «Арт Консалтинге» или в лаборатории Московского музея современного искусства. Во всех организациях потенциального заказчика готовы сориентировать по стоимости работ и даже сказать сразу, когда полотно не представляет серьезной художественной ценности и не стоит тратить деньги на экспертизу.

Роберт Фальк. Портрет мальчика. 1910-е. Частное собрание

На экспертизу в НИНЭ им. П.М.Третьякова поступила поздняя работа Роберта Фалька с изображением букета. Оборот у картины был закрашен серой краской. Известно, что Фальк разрезал свои ранние произведения, закрашивал изображение и использовал оборотную сторону, поэтому, по рекомендации эксперта и с согласия владельца, пригласили реставратора, который смыл краску с оборота. Там действительно оказалась часть другой картины — чьи-то ноги. Стилистически фрагмент с ногами можно было отнести к 1910-м годам, это еще раз подтвердило уверенность в том, что написанный букет — работа Фалька. В НИНЭ подготовили заключение на картину и отдали заказчику. Через некоторое время в руки одного коллекционера одновременно, от разных дилеров, попали две работы. Одна — с экспертизой НИНЭ, «букет с ногами», а вторая — верхняя часть от этих ног, с портретом на другой стороне (более поздним по времени написания). Так, совместив фрагменты, коллекционер стал обладателем прекрасной картины Фалька 1910-х годов большого размера по цене двух поздних работ (что по стоимости несопоставимо).

Отдел научной экспертизы был создан в структуре ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря в 1969 году согласно приказу Министерства культуры (на базе существовавшей с 1965 года лаборатории технологии советской живописи). Первую комплексную экспертизу там провели в 1968 году. Главными направлениями работы отдела в те годы были исследования произведений живописи и графики для закупочной комиссии Министерства культуры РСФСР и исследования музейных фондов. Сегодня ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря приоритетно выполняет плановую работу по госзаказу, но принимает на экспертизу и произведения от частных лиц и организаций. Все виды искусствоведческих и технико-технологических работ выполняются силами сотрудников центра на собственном оборудовании, лишь в особых случаях привлекаются коллеги из музеев. Каждую картину, принятую на экспертизу, ведет искусствовед, интерпретирующий и обобщающий результаты исследований, которые официально утверждаются на экспертном совете отдела, заседающем раз в неделю. Стоимость проведения комплексной экспертизы колеблется в диапазоне 25–40 тыс. руб., с учетом понижающих и повышающих коэффициентов, зависящих от сложности исследования и художественной значимости произведения.

Анна Киселева
Заведующая отделом научной экспертизы ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря
Мы не принимаем на работу сотрудников, у которых есть связи с антикварным бизнесом.
Сложно оценить, больше или меньше подделывают сегодня русское искусство: явные грубые подделки отсекаются нашими специалистами еще на стадии первичного осмотра, для исследования они не принимаются. Самые серьезные случаи — когда работу малоизвестного автора выдают за произведение его более востребованного современника. В таком случае искусствоведческие и технико-технологические исследования позволяют установить имя подлинного автора или по крайней мере обоснованно отвести фальсифицированное авторство.

Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным экспертным сообществом, можно считать подготовку кадров. Специальность эта очень востребованна, но остаются в ней немногие. Мы внимательно отбираем молодых специалистов-искусствоведов, которые в перспективе могут стать экспертами, отдавая предпочтение выпускникам МГУ, так как там сильная фундаментальная подготовка. Корпоративная этика не позволяет нам принимать на работу сотрудников, у которых есть связи, допустим через родственников, с антикварным бизнесом. Немногие могут работать экспертами еще и потому, что это психологически тяжелая работа. Даже если человек может провести все исследования и правильно интерпретировать их результаты, существует боязнь высказать свое мнение, боязнь принятия на себя ответственности за свое решение, а без этого экспертом быть невозможно.

Отдел (первоначально — сектор) экспертизы был организован в ГосНИИР в 1973 году. В те годы значительная часть работы отдела была связана с научным обследованием церковных собраний на территории СССР. Представление об экспертизе для частных лиц как о виде профессиональной деятельности стало зарождаться в начале 1980-х годов. В частности, сотрудники института были включены в состав экспертной комиссии, которая обслуживала работу Магазина-салона № 1 на Смоленской набережной и в задачу которой входило выявление работ музейного характера, оценка произведений, поступавших в открытую продажу.

Сегодня отдел комплексной научной экспертизы работает для музеев и госструктур, занимается научными, методическими и информационными разработками и одновременно проводит исследования для частных лиц и организаций. Исследования выполняются (с использованием собственного оборудования) специалистами отдела при участии, когда это необходимо, других подразделений института, все специалисты здесь высочайшей квалификации. Цены на проведение исследований составляют в среднем от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (при этом существует ориентировочная базовая цена, в которую уже включен определенный объем работ).

Юлиан Халтурин
Ведущий научный сотрудник отдела комплексной научной экспертизы ГосНИИР
Экспертизу пытаются привязать к правилам и требованиям рынка
Можно отметить три серьезные проблемы современной российской (и не только российской) экспертизы. Первое — это искаженное восприятие экспертизы вообще. Будучи научной деятельностью, имея ограничения во времени и опираясь на существующий сегодня уровень знаний, она по определению не может претендовать на то, чтобы быть истиной в последней инстанции. Ни один из существующих ныне стилистических или технологических методов сам по себе не может гарантировать безошибочность результата. В этом смысле требование заказчика выполнить какое-либо одно, кажущееся ему безошибочным исследование всегда учитывается, но не может являться определяющим для специалистов. В то же время, если необходимый, с точки зрения экспертов, метод не может быть применен, наш специалист, скорее, откажется от высказывания своего мнения.

Вторая проблема — в том, что экспертизу часто рассматривают как сферу услуг, находящуюся в полном распоряжении антикварного рынка. Тем самым экспертов и само исследование пытаются безоговорочно привязать к правилам и требованиям рынка, втянуть так или иначе в участие в сделках. Рынку, к сожалению, не столько важны результаты исследования, сколько необходима весомая «бумага», которая поможет продать произведение. Подобная ситуация чревата снижением качества работы и возникновением отложенных рисков.

Третья проблема — сложность подготовки кадров для такой специфической профессии, требующей не только профессиональных навыков, но и определенных черт характера.

В 1990-х годах, при полной стихийности рынка, подделок было гораздо больше. Например, мы различаем подделки русского авангарда. Фальсификаторы 1970–1980-х годов, оставаясь анонимными, узнаваемы по руке, по приему. На волне моды на авангард появлялись и совсем свежие работы, где, практически не скрываясь, использовались синтетические материалы, что быстро выявляется при современном уровне исследований. Сегодня очевидно, что обращение за экспертным заключением становится нормой.

Александр Герасимов. Сталин и Ворошилов в Кремле. Конец 1930-х – начало 1950-х. Холст, масло. 116×180 см

На экспертизу в «Арт Консалтинг» поступила работа Александра Герасимова Колхозное стадо. При проведении экспертизы на рентгене выявился второй слой живописи. Когда работу отдали реставраторам, оказалось, что ранее на этом холсте художником был написан известный сюжет с двумя вождями, Иосифом Сталиным и Климом Ворошиловым. После смерти Сталина, при Никите Хрущеве, предписывалось уничтожить все изображения прежнего руководителя страны. Александр Герасимов, видимо пожалев холст, написал сверху по вождям колхозное стадо. Владелец пожелал размыть часть красочного слоя, явив зрителям необычный коллаж.

«Арт Консалтинг» — первая российская негосударственная компания, занимающаяся экспертизой произведений искусства, — была организована группой частных лиц в 2003 году. Ее создатели правильно оценили обстановку: цены на картины русских художников уже ставили рекорды на аукционах, создавались частные коллекции, а банки и страховые компании начали проявлять интерес к страховым и залоговым операциям с искусством.

В процессе создания компании пришлось много консультироваться с экспертами, коллекционерами, антикварами по поводу концепции развития новой структуры. Одним из первых шагов стало формирование внутреннего рейтинга экспертов-искусствоведов, с которыми стоит сотрудничать, а следом — аналогичного списка экспертов-технологов. Сегодня «Арт Консалтинг», преобразованная в группу компаний, сохраняет сильные позиции в сфере технологической экспертизы, разрабатывая и патентуя собственные методики, а также занимается оценкой, реставрацией, логистикой, таможенным оформлением, консультирует по вопросам страхования и кредитования и развивает новое направление — геммологию.

Денис Лукашин
Управляющий партнер и один из совладельцев компании «Арт Консалтинг»
Осталась большая проблема — «перелицовки»
В свое время «Арт Консалтинг» располагалась на территории РОСИЗО, где хранятся произведения искусства, в том числе авторства не очень известных художников первой половины ХХ века, — чистые эталонные работы, которые никто не подделывал (это было бессмысленно с точки зрения продаж). И мы их изучали, отрабатывали на них методику технологической экспертизы, составили компонентный ряд и базу данных о том, когда в промышленном производстве появлялись определенные компоненты. Конечно, есть уникальные случаи. Например, Кончаловский экспериментировал с составами грунта, кто-то экспериментировал с красками. Но практически все элементы картины: холст, краски, грунт, связующее — изготавливались промышленным способом, так что эта база данных позволяет ориентироваться при датировке картин, написанных в первой половине ХХ века.

Сейчас подделок на антикварном рынке стало меньше, эра разгула, полной анархии закончилась лет пять назад. Откровенные явные фальшивки появляются редко, эта волна в основном спала. Но осталась большая проблема — «перелицовки». Время от времени появляются и картины со всем «пакетом документов» от лучших музеев — а технологическая экспертиза их сразу отметает. Эти вещи куда-то пропадают, а потом могут опять появиться.

НИНЭ им. П. М. Третьякова

В 2008 году, когда Александр Чвала и Александр Попов (после окончания РГГУ работавший сотрудником отдела экспертизы ГТГ) открыли Научно-исследовательскую независимую экспертизу им. П. М. Третьякова, на российском антикварном рынке (а в Москве особенно) ощущалась острая нехватка экспертных организаций: сказывались последствия прекращения «работы с населением» отдела ГТГ, занимавшегося экспертизой. Идея создания экспертного центра была вполне логичной, и вскоре НИНЭ им. П. М. Третьякова стала активно использовать преимущества частной компании — без ограничений привлекать к сотрудничеству искусствоведов и технологов из любых организаций (с НИНЭ сотрудничает около 70 искусствоведов). Сегодня спрос на проведение экспертных заключений здесь стабильный, примерно с 5%-ным ежегодным ростом; в последнее время на рынок выходят работы, по которым экспертиза проводилась лет 10–15 назад, и новые владельцы хотят быть уверенными в своих приобретениях. Можно прогнозировать и всплески активности клиентов в течение года: весной и осенью в связи с Российским антикварным салоном и под Новый год; за экспертизой также часто обращаются покупатели после лондонских русских торгов. Расценки на проведение экспертизы колеблются в диапазоне от 22 тыс. до 55 тыс. руб. по важным работам (есть градация, связанная с художественным значением картины), но бывают и исключительные случаи по суперсложным заказам. Например, консилиум нескольких специалистов по поводу четырех больших работ Виктора Васнецова (считавшихся утраченными) с проведением дополнительных исследований в итоге стоил около 300 тыс. руб., что все равно несопоставимо с рыночной стоимостью этих произведений. В то же время расценки на экспертизу недорогой графики и живописи начинаются со скромных 5 тыс. и 12 тыс. руб. Рассматривается возможность введения в НИНЭ практики страхования ответственности экспертов.

Александр Попов
Административный директор и партнер в НИНЭ им. П.М.Третьякова
Мне предлагали открыть экспертный центр, чтобы в нем было «не так строго»
В последнее время есть ощущение, что подделок на рынке меньше. Возможно, все стали осмотрительнее: и галеристы, дорожащие своей репутацией, и покупатели, у которых появился опыт. Но совсем проблема подделок не исчезла. Когда НИНЭ уже некоторое время стабильно работала, мне поступило предложение открыть еще один экспертный центр, но с условием: чтобы в нем было «не так строго».

Если оценивать общий объем работы, то за пять лет (2008–2013 годы) мы изучили более 7 тыс. предметов, то есть больше 1 тыс. произведений в год. Прошлый, 2013 год оказался ударным: наши специалисты исследовали около 2,7 тыс. предметов. Мы работаем и с частными лицами, и с организациями, и заказы бывают очень интересные. Например, для гостиницы «Метрополь» мы исследовали все ее антикварные предметы, около 1,6 тыс. произведений, в том числе живопись, мебель и бронзу.

Эксперты-антиквары

В 2008 году российский «профсоюз антикваров», Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (по профессиональным интересам которых все скандалы с экспертизой били в первую очередь), обнародовал на своем сайте список экспертов, прошедших внутреннюю аккредитацию в организации и заслуживающих доверия, по мнению антикварного сообщества. Эксперт считается аккредитованным при МКААД, если 75% от общего числа членов были согласны с его кандидатурой. Конфедерация делится на секции (от древнерусского искусства и русского искусства XVIII–XIX веков до ковров, тканей и букинистики с нумизматикой), и внутри каждой выдвигались свои имена. В число аккредитованных экспертов вошли не только музейные специалисты и сотрудники экспертных организаций, но и некоторые антиквары, долгое время работающие с произведениями определенных художников. Эксперт, аккредитованный МКААД, не может быть специалистом по большому количеству авторов и по длительному историческому периоду (допустим, по всему русскому искусству всего XIX века), и в настоящее время есть эксперты даже по одному художнику.

Марина Молчанова
Вице-президент по экспертизе МКААД, директор галереи «Элизиум»
Я сторонница того, чтобы при музеях были экспертные организации
Если нас спрашивают, где сделать экспертизу, мы можем рекомендовать людей, вошедших в наш список, как специалистов экстра-класса. Но он не утверждается раз и навсегда, раз в три года проходит переаккредитация, и, если за это время заключения эксперта ставились под сомнение, он может не войти в обновленный список. Сама конфедерация никак не связана с экспертами и не влияет на их работу. Эксперты ничего не обязаны делать для МКААД, они просто должны поддерживать чистоту рынка.

То, что музеям запрещено сегодня проводить экспертизу, с одной стороны, хорошо (музеев больше не касаются проблемы несостоявшихся сделок на антикварном рынке). Но, с другой стороны, я сторонница того, чтобы при музеях были экспертные организации. Потому что основа экспертизы — это сравнение с эталонными вещами, а все эталоны находятся в музейных собраниях. Нужно брать живопись или графику, вносить в музей и ставить рядом с этими эталонами. Экспертным организациям, которые тесно сотрудничают с музеями, легче, эксперты — музейные специалисты много помнят, но, с моей точки зрения, нужно, чтобы картины при сравнении могли физически находиться рядом с эталонами.

Центр им. И. Е. Репина

Весной 2014 года заявил о своем открытии Центр художественной экспертизы им. И. Е. Репина. Коллекционер и галерист Виктор Шпенглер, владелец и руководитель центра, говорит, что создавал эту структуру прежде всего потому, что экспертная деятельность ему действительно интересна. Опираясь на 20-летний опыт работы на антикварном рынке, он счел необходимым развивать именно это направление.

Виктор Шпенглер
Владелец и руководитель Центра художественной экспертизы им. И.Е.Репина
Бывало, что эксперты искренне ошибались
В 2000-е годы ситуация на отечественном рынке искусства складывалась неоднозначно. Существовал класс недобросовестных дилеров, которые хотели любым способом получить «бумагу» с печатью государственной экспертной организации. Заключение экспертизы с печатью государственной институции внушало доверие покупателю. В такой ситуации некоторые эксперты стали весьма востребованными и даже влиятельными участниками арт-рынка, поскольку от их слова зависел успех той или иной сделки.

Я сам продолжительное время являлся клиентом многих экспертных организаций Москвы и знаю, что ситуации в экспертизе возникали разные. Бывало, что эксперты искренне ошибались. Были случаи давления со стороны руководства. В меньшей степени, но давление деньгами тоже имело место быть. «Экспертные» конфликты того времени были своего рода кризисом при болезни, что парадоксальным образом помогло рынку очиститься.

Лаборатория ММОМА

Пополнились и ряды государственных структур, занимающихся экспертизой. С 2007 года отсчитывает начало своей деятельности Научно-исследовательская лаборатория Московского музея современного искусства (ММОМА), которая сотрудничает как с государственными организациями, так и с частными лицами и фирмами. По словам начальника лаборатории Виталия Семикина, она оснащена самым современным спектральным и хроматографическим оборудованием для проведения технологических исследований, в частности при оценке временных рамок создания произведений.