Оглавление:
Налог на добавленную стоимость: механизм взимания НДС, общая характеристика элементов налога. Новации
Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к числу основных налогов и занимает наибольший удельный вес в доходах федерального бюджета (за 2007 год 37%). Является косвенным многоступенчатым налоговым платежом. Бремя уплаты налога лежит на конечных потребителях товаров, работ и услуг.
Порядок исчисления и уплаты НДС определен гл. 21 НК РФ.
лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ и выступающие плательщиками НДС в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
С 1 января 2008 г. не являются плательщиками НДС юридические лица-иностранные организаторы Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения в городе Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года.
В соответствии со ст. 145 НК организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Для этого необходимо соблюдение условия: налоговая база по НДС в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев не должна превышать без НДС 2 млн. руб. Данная норма не применяется в отношении налогоплательщиков, реализующих подакцизные товары, а также лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Для получения права на освобождение от уплаты НДС налогоплательщик должен представить в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого лицо использует право на освобождение, следующие документы:
выписку из бухгалтерского баланса (для организаций) или выписку из Книги учета доходов и расходов (для индивидуальных предпринимателей, а также для лиц, применявших упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и перешедших на общий режим налогообложения);
выписку из Книги продаж;
копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Объектом налогообложения признаются следующие операции (ст. 146 НК РФ):
реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Перечисленные выше объекты не подлежат обложению НДС, если они совершаются в интересах органов государственной власти и местного самоуправления в рамках выполняемых ими полномочий. Также не являются объектами налогообложения операции, не признаваемые реализацией (п. 3 ст. 39 НК РФ); операции по реализации земельных участков (долей в них); передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам) и другие хозяйственные операции (п. 2 ст. 146 НК РФ).
Освобождаются от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ:
1. операции, имеющие социальное значение (например, реализация медицинских товаров по перечню, утвержденному Правительством РФ, медицинских услуг, услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты; реализация услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях; услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими организациями);
2. услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, а также морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом в пригородном сообщении;
3. услуги учреждений культуры и искусства;
4. банковские операции (за исключением инкассации) и др.
Налоговая база (ст. 210 НК РФ) включает все полученные налогоплательщиком доходы за минусом предусмотренных законом льгот и определяется по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В состав налоговой базы включаются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной, натуральной форме и в форме материальной выгоды (рис. 12.3.1).
Налоговая база по доходам, которые получены в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), определяется как их стоимость, рассчитанная исходя из рыночных цен. Этот показатель увеличивается на сумму НДС и акцизов и из него исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг.
Доходы в форме материальной выгоды возникают в следующих случаях (ст. 212 НК РФ):
1. при получении заемных средств в рублях под процент более низкий, чем 2/3 (3/4 — в 2008 г.) ставки рефинансирования Центрального банка, а при получении заемных средств в валюте — под процент ниже 9% годовых. С 2008 г. не признается доходом материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилья, если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета. Для этого физическое лицо должно предоставить соответствующее уведомление от налогового органа (письмо Минфина от 06.03.2008 г. № 03-04-06-01/48).
2. при приобретении товаров или услуг в соответствии с гражданско-правовым договором у лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;
3. в случае выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг.
Особенности определения налоговой базы предусмотрены в отношении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках (ст. 214.2 НК РФ):
по рублевым вкладам — в 2008 г. как разница между суммой процентов, начисленной по договору, и суммой процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования Центробанка РФ, действующей в течение периода, за который начислены проценты; В 2009 г. по рублевым депозитам придется заплатить НДФЛ в случае превышения суммы процентов по вкладу исходя из ставки рефинансирования ЦБ, увеличенной на пять процентных пунктов.
по валютным вкладам — исходя из 9 % годовых.
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 77 ; Нарушение авторских прав
Общая характеристика НДС;
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой косвенный налог, являющийся надбавкой к цене товара. Порядок исчисления и взимания НДС регулируется главой 21 НК РФ.
НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.
НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Теоретически НДС представляет собой долю в процентах от стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения (т.е. на каждой стадии прохождения товара от поставщика исходного сырья до потребителя конечной продукции).
В Российской Федерации НДС был введен с 1 января 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налоги с оборота и продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, ценовые пропорции и финансы предприятий и организаций.
Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части федерального бюджета.
НДС выступает косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара (работ, услуг), которая оплачивается конечным потребителем. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей.
При продаже товара предприятие компенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и добавляет налог на вновь созданную на самом предприятии стоимость. Эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется государству.
Если товар ввозится на территорию РФ, то его обложение НДС производится в соответствии с таможенным законодательством России и инструкцией Государственного таможенного комитета РФ.
62. НДС: субъекты, объект налогообложения, налоговая база
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой косвенный налог, являющийся надбавкой к цене товара. Порядок исчисления и взимания НДС регулируется главой 21 НК РФ.
Плательщиками данного налога признаются:
• лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза
Объектом налогообложения признаются следующие операции (п. 2 ст. 146 НК):
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Не признаются объектом налогообложения:
— передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
-передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
— операции по реализации земельных участков (долей в них);
Не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации:
1) медицинские товары отечественного и зарубежного производства
2)медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
7) услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования
8) ритуальные услуги, работы (услуги) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил,
9) почтовые марки (за исключением коллекционных марок),
Операции, освобождаемые от налогообложения, имеют два разных правовых режима: императивный и уполномочивающий. Сущность уполномочивающего режима заключается в наличии у налогоплательщика права, но не обязанности, отказаться от освобождения перечисленных операций от обложения НДС.
Налоговая база при реализации товаров определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с НК. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с НК и таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Общая характеристика НДС
Налоговые вычеты
Ставки НДС, их применение
Общая характеристика НДС
Тема 5. Налог на добавленную стоимость
2. Налоговая база, особенности её исчисления по видам деятельности
Внедрение НДС в налоговые системы развитых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954 г. Распространение налога на добавленную стоимость в странах Европы ускорило принятие в 1967 г. I и III Директив ЕС, в которых НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран — членов ЕС и обязательного условия для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество.
Выделяют три отличительные особенности НДС.
Во-первых, в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога (основное отличие НДС от ранее действовавшего «каскадного» налога с оборота, ставка которого применялась к валовой стоимости товара аккумулированной на всех стадиях его продвижения).
Во-вторых, облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в составе цены товара.
В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок плательщиком.
Из крупных экономик в настоящее время НДС не применяется на федеральном уровне в США и Индии. В этих двух странах штаты имеют большие полномочия в сборе общих налогов на потребление, а взимание НДС на уровне ниже федерального (центрального), а также распределение налоговых доходов между субъектами федерации обычно сталкивается со значительными трудностями. Этим же объясняется довольно позднее введение НДС в Австралии и Канаде (в течение последних 10 — 15 лет), которые также являются федеративными государствами.
Помимо США и Индии, из стран, не взимающих НДС, выделяются две группы: первая — небольшие государства (со средним населением в 27 млн, причем у половины стран менее 2-х млн); вторая группа стран находится, в основном, в Северной Африке и на Ближнем Востоке и имеет значительные природные ресурсы. Однако несколько стран из этой категории в настоящее время также обсуждают введение НДС.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (ст. 143 НК РФ):
1) организации (абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ);
2) индивидуальные предприниматели (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ);
3) лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ (абз. 6 п. 2 ст. 11 НК РФ).
Условно всех налогоплательщиков НДС можно разделить на две группы:
1) налогоплательщики «внутреннего» НДС, т.е. НДС, уплачиваемого при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ;
2) налогоплательщики «ввозного» НДС, т.е. НДС, уплачиваемого на таможне при ввозе товаров на территорию РФ.
По своему составу эти две группы отличаются. Кроме того, группа налогоплательщиков «ввозного» НДС больше, чем группа налогоплательщиков «внутреннего» НДС.
Если НДС на таможне платят все организации и предприниматели, то НДС по операциям внутри РФ платит только часть организаций и предпринимателей. Те, кто «внутренний» НДС не платит, либо освобождены от обязанностей налогоплательщиков НДС, либо вообще налогоплательщиками не являются.
Освобождены от обязанностей налогоплательщиков организации и предприниматели:
— применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее — ЕСХН) (п. 3 ст. 346.1 НК РФ);
— применяющие упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ);
— применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
— освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.
Освобождение от уплаты НДС не распространяется на операции по ввозу товаров в РФ и не освобождает от обязанностей налогового агента по НДС (п. 3 ст. 145, ст. 161 НК РФ).
Кроме того, от обязанностей налогоплательщика НДС могут быть освобождены организации и предприниматели с небольшими оборотами по реализации. Общая сумма их выручки за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превысить 2 млн руб. без учета НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ).
Не могут воспользоваться правом на освобождение лица, сумма трехмесячной выручки которых превышает 2 млн руб.
Также не могут воспользоваться этим правом лица, реализующие только подакцизные товары (п. 2 ст. 145 НК РФ).
Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты налога.
Перечень операций, которые являются объектами налогообложения по НДС, приведен в ст. 146 НК РФ.
К таким операциям относятся следующие.
1. Реализация товаров (работ, услуг) и передача имущественных прав на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).
3. Выполнение СМР для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).
4. Ввоз товаров на территорию РФ (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Рассмотрим каждую из этих операций.
По общему правилу реализация — это:
— передача на возмездной основе права собственности на товар;
— передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица;
— возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Для целей налогообложения НДС все указанные выше операции признаются реализацией и тогда, когда осуществлены безвозмездно (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Кроме того, реализацией признается продажа предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Также считается реализацией передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Для возникновения обязанностей по уплате внутреннего НДС местом реализации товаров, работ, услуг должна быть признана территория РФ. Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если:
1. Товар в момент транспортировки или отгрузки находится на территории РФ.
2. Товар находится на территории России, не транспортируется и не отгружается.
Местом реализации работ (услуг) признается Россия, если:
1. Лицо, выполняющее работу (услугу) находится на территории России.
2. Работы (услуги) выполняются в отношении имущества, находящегося на территории России.
3. Местом нахождения покупателя является Россия.
Отдельные хозяйственные операции по реализации (передаче) товаров (работ, услуг) не образуют объекта налогообложения по НДС. Эти операции определены в п. 2 ст. 146 НК РФ.
1. Обращение российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики) (пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ). Например, купля-продажа иностранной валюты не признается операцией по ее реализации.
2. Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации (пп. 2 п. 3 ст. 39 НК РФ).
3. Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ).
4. Передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов) (пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ).
5. Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками (пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ).
6. Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества (пп. 6 п. 3 ст. 39 НК РФ) идр.
2. Налоговая база по НДС, особенности её исчисления по видам деятельности.
По общему правилу налоговая база по НДС — это стоимостная характеристика объекта налогообложения. Поэтому налог в большинстве случаев исчисляется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), которые вы реализуете (передаете).
Общие правила определения налоговой базы:
Правило 1. Если ставка НДС одна, то налоговая база общая.
Правило 2. Если ставки НДС разные, то и налоговые базы разные.
То есть, следует отдельно определять налоговые базы по каждому виду товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам (абз. 4 п. 1 ст. 153 НК РФ).
Правило 3. Выручка — это денежные и натуральные поступления в счет оплаты.
Таким образом сумма выручки представляет собой налоговую базу.
Причем для целей НДС выручка — это все доходы, которые получены от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
Правило 4. Выручка исчисляется в рублях. Поэтому если за проданные товары (работы, услуги) с вами расплатились валютой, то эту сумму следует пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки либо на дату получения предоплаты (аванса).
При реализации товаров (работ, услуг) по договорным ценамналоговая база определяется:
-как сумма полученной предоплаты (аванса) с учетом налога;
— стоимость товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из рыночных цен (без включения НДС).
То есть налоговая база = цена товаров (работ, услуг).
В таком же порядке определяется налоговая база:
1) по товарообменным (бартерным) операциям;
2) при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг);
3) при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю в случае неисполнения обеспеченного залогом обязательства;
4) при передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) для оплаты труда в натуральной форме.
При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или ценам с учетом льготналоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из фактических цен их реализации.
налоговая база = цена, фактически взимаемая с покупателя.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенции— это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Как видно, субсидии и субвенции означают участие бюджета в расходах организации.
Таким образом, при определении налоговой базы по НДС не учитываются денежные средства, полученные из бюджета на покрытие убытков или в счет компенсации расходов организации. Иными словами, НДС с этих сумм не исчисляется и не уплачивается
Кроме того, у тех, кто реализует товары (работы, услуги) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, сумма «входного» НДС, как правило, превышает сумму НДС, которая предъявляется покупателям. Такое превышение вызвано «сниженными» ценами, по которым товары (работы, услуги) продаются конечным потребителям.
Эта разница подлежит возмещению из бюджета в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 176 НК РФ.
При реализации имущества, учтенного по стоимости, включающей «входной» НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из рыночных цен, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 НК РФ). При этом остаточная стоимость определяется по данным бухгалтерского учета (см. Письмо Минфина России от 09.10.2006 N 03-04-11/120).
налоговая база = цена продажи — балансовая стоимость,
где цена продажи — цена по договору с учетом НДС, акциза (для подакцизных товаров);
балансовая стоимость — стоимость реализуемого имущества, отраженная в учете продавца.
Реализация имущества, учтенного по стоимости, включающей «входной» налог, облагается НДС по расчетной ставке 18/118 или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
К такому имуществу, в частности, может относиться:
— имущество (основные средства), приобретаемое за счет средств целевого бюджетного финансирования и оплачиваемое с учетом НДС, который вычету не подлежит, а покрывается за счет соответствующего источника;
— безвозмездно полученное имущество, учитываемое организацией по стоимости, включающей суммы налога, уплаченные передающей стороной;
— приобретенное имущество, используемое при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения);
— основные средства, учитываемые на балансе налогоплательщика с учетом налога;
— служебные легковые автомобили и микроавтобусы, приобретенные до 1 января 2001 г. и числящиеся на балансе налогоплательщика с учетом налога.
Момент определения налоговой базы — это дата, на которую налоговая база признается сформированной для того, чтобы исчислить и уплатить с нее НДС.
Налоговая база определяется на одну из двух наиболее ранних дат:
1) на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п. 1 ст. 167 НК РФ).
Операции, по которым установлен особый момент определения налоговой базы, представлены в таблице
Таблица 2.- Операции, по которым установлен особый момент определения налоговой базы
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
– действующий механизм исчисления, взимания и уплаты НДС;
– специфику определения налоговой базы по отдельным операциям и видам деятельности;
– налоговое законодательство РФ по вопросам НДС в эволюционном аспекте;
уметь
– правильно применять налоговые освобождения и вычеты;
– определять налоговую базу по операциям и видам деятельности;
– производить расчеты суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет;
– находить пути решения вопросов, возникающих в процессе применения норм налогового законодательства;
владеть
– профессиональными навыками по расчету налоговой базы и суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет или восстановлению на основе действующего налогового законодательства и других нормативных правовых актов о налогах и сборах;
– навыками составления и представления налоговой декларации.
Общая характеристика налога на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из широко распространенных косвенных налогов в современных налоговых системах многих стран с рыночной экономикой.
ИЗ ИСТОРИИ
Впервые НДС как каскадный налог с оборота был обоснован французским экономистом М. Лоре в 1954 г. и введен в практику налогообложения в 1958 г. во Франции. Из 24 стран – участников Организации экономического сотрудничества и развития в настоящее время не используют этот налог только четыре страны (США, Канада, Австралия, Швейцария). Из развивающихся стран НДС применяют 35 государств. Наличие НДС в налоговой системе государства является условием вступления в Европейский Союз как отражение общего требования гармонизации системы косвенного налогообложения стран-членов (Шестая директива Совета Европейского экономического сообщества (ЕЭС) от 17 мая 1997 г. по унификации базы НДС во всех странах – членах ЕЭС и отчислению НДС на формирование общего бюджета ЕЭС).
В российскую налоговую систему НДС введен в 1992 г. как элемент новой концепции налогообложения рыночной экономики. НДС выступает эффективным фискальным инструментом, ибо отличается регулярностью поступления и универсальностью. Доля НДС в доходах федерального бюджета России но годам изменяется, но стабильно высока.
Так, доля НДС в налоговых платежах федерального бюджета в 2010 г. составила 43%, в 2011 – 39%. По прогнозам на 2013– 2014 годы в ВВП доля НДС составит 6,0%. Такой результат достигается благодаря устойчивой налоговой базе обложения, в том числе в результате неоднократности реализации (перепродажи) готового изделия на различных этапах его изготовления.
НДС как косвенный налог взимается в процентах к обороту товаров (работ, услуг) на каждом этапе реализации, начиная от производственного, распределительного циклов и заканчивая продажей конечному потребителю. Таким образом НДС влияет на процесс ценообразования и структуру потребления, соответственно имеет и определенное репетирующее и контрольное значение. От НДС как налога, характеризующегося зачетным механизмом, соответственно связывающего продавца и покупателя, уклоняться значительно сложнее, чем от таких косвенных налогов, как налог с продаж, налог с оборота. Механизм исчисления НДС способствует также ускорению процесса продвижения товаров. Но НДС может выступить и одним из инфляционных факторов, ибо в процессе движения товара по всем стадиям производства и реализации происходит переложение НДС между промежуточными звеньями через цены реализации. Наконец, поскольку фактическим плательщиком НДС является потребитель товаров (работ, услуг), т.е. это налог на расходы, в том числе и на социально значимые, то в нем заложена и определенная социальная несправедливость.
Нормативное регулирование порядка исчисления, взимания и уплаты НДС осуществляется гл. 21 НК.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
4.1 Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным на логом и представляет собой форму изъятия в бюджет определенной в соответствии с налоговыми ставками части прибавочной стоимости товаров (работ, услуг).
НДС относится к федеральным налогам, регулируется НК РФ (главой 21 «Налог на добавленную стоимость») и обязателен к приме нению на всей территории Российской Федерации.
Глава 21 НК РФ определяет налогоплательщиков налога на добав ленную стоимость. Лица, освобожденные от уплаты НДС, приведены 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.
- Организации;
- Индивидуальные предприниматели;
- Лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ
Освобождены от уплаты НДС
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея тельности
Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели име ют право на освобождение от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпри нимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Это положение не распространяется на организации и индиви дуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в тече ние трех предшествующих последовательных календарных месяцев.
Для получения освобождения от НДС необходимо направить в на логовый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения) с приложением следующих доку ментов:
- выписка из бухгалтерского баланса (для организаций);
- выписка из книги учета доходов и расходов (для индивидуаль ных предпринимателей);
- выписка из книги продаж;
- копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Полученное освобождение действует в течение двенадцати месяцев, и, получив его, от него нельзя отказаться в течение указанного срока.
Налоговым кодексом РФ предусмотрены условия досрочной утра ты права на освобождение:
- если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без чета НДС за каждые три последовательных календарных месяца пре высила в совокупности два миллиона рублей;
- если осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.
Налоговый кодекс РФ определяет как объект налогообложения четыре типа операций:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача това ров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущест венных прав. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе призна ки реализацией товара;
- передача на территории Российской Федерации товаров (вы полнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизацион ные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федера ции.
Не признаются объектом налогообложения операции, приведенные в п. 2 ст. 146 НК РФ. Сюда, в частности, относятся операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики), передача основных средств, нематериальных ак тивов и (или) иного имущества правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации организации и т. д.
Налоговая база определяется в зависимости от объекта налогооб ложения:
при реализации товаров (работ, услуг) — стоимость этих товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. Предполагается, что цена товаров (работ, ус луг), указанная сторонами сделки, соответствует рыночным ценам.
Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен:
- при передаче налогоплательщиком товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций — стоимость этих товаров (работ, ус луг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их от сутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), дейст вовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС;
- при выполнении строительно-монтажных работ для собственно го потребления — фактическая стоимость выполненных работ;
- при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Феде рации — сумма:
- таможенной стоимости товаров;
- подлежащей уплате таможенной пошлины;
- подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок то варов (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Налоговый кодекс РФ дает два вида налоговых льгот:
- перечень операций, освобожденных от налогообложения (ст. 149);
- перечень товаров, ввоз которых освобожден от налогообложе ния (ст. 150).
Налоговым периодом является квартал.
Налоговые ставки установлены в размере 0, 10 и 18% в зависимос ти от вида товаров (работ, услуг).
В тех случаях, когда нужно определить сумму НДС в общей сумме платежа, поступления средств, цене товара и пр., когда сумма НДС должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определя ется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налого вой базы:
- При ставке налогообложения 10%-10/110*100%;
- При ставке налогообложения 18%-18/118*100%.
Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Отсюда возникает обязанность налогоплательщика вести раздельный учет по товарам (работам, услугам), облагаемым по разным налоговым ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав продавцом дополнительно к цене предъявляется сумма НДС.
Основанием для принятия покупателем предъявленных продав цом сумм налога к вычету является счет-фактура.
Налогоплательщики обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных сче тов-фактур, книг покупок и книг продаж установлен постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалте ром организации либо иными лицами, уполномоченными на то прика зом (иным распорядительным документом) по организации или дове ренностью от имени организации.
При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринима телем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимате лем с указанием свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, как правило, меньше исчисленных сумм налога, поскольку налогоплательщики уменьшают исчисленную сумму налога на суммы налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные покупателями при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав и документов, подтверж дающих уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную терри торию Российской Федерации.
Порядок подтверждения права на получение налоговых вычетов при налогообложении по налоговой ставке 0% определен ст. 165 НК РФ.
Пункт 3 ст. 170 НК РФ предусматривает случаи, когда суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению (при передаче имущества в качестве вклада в устав ный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов в размере, ранее принятом к вычету пропорционально остаточной (балансовой) стои мости передаваемого имущества и др.).
Пункт 2 ст. 170 НК РФ определяет случаи, когда суммы НДС, уп лаченные при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитывают ся в стоимости этих товаров (работ, услуг) и включаются в расходы организации или физического лица:
- при использовании товаров (работ, услуг) для операций по про изводству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению;
- при использовании товаров (работ, услуг) для операций по про изводству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом которых не признается территория Российской Федерации;
- при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг) лицами, не яв ляющимися налогоплательщиками НДС либо освобожденными от уп латы НДС;
- при использовании товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации (передаче) товаров (работ, ус луг), операции по реализации (передаче) которых не признаются объ ектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
При осуществлении налогоплательщиком операций, освобожден ных от налогообложения, наряду с операциями, подлежащими налого обложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления необлагаемых налогом операций. При отсутствии раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления необлагаемых налогом операций, вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль (налога на доходы физических лиц), не включается.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по ито гам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налого вых вычетов.
Уплата налога производится по итогам каждого налогового перио да равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Представление налоговой декларации производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной приказом Минфина России.
В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вы четов превышает общую сумму налога, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Сроки и порядок уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации устанавливается таможенным за конодательством РФ.