Пояснительная записка учителя-логопеда

Пояснительная записка I. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей.

Главная > Пояснительная записка

Заведующая ГБОУ д/с №2445

«О логопедическом пункте при ГБОУ детский сад №2445»

Разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении”, “Типовым положением о дошкольном учреждении и группах детей с нарушениями речи”.

Изложены основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопункта при ДОУ, гарантированны возможности для получения логопедической помощи детьми, имеющими речевую патологию, обеспечены условия для их личностного развития, педагогической реабилитации.

I. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

II. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы — 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.

III. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

IV. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения, ОНР 3 уровня.

V. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года.

VI. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 25-30 детей в течение года.

VII. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.

VIII Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

IX. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий проводимых в ДОУ.

X. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).

XI. Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп:

журнал состояния речи всех детей;

список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения;

индивидуальные тетради для занятий детей;

журнал посещаемости занятий;

речевая карта на каждого ребенка, с указанием даты ввода и окончания занятий;

план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи);

протоколы , заключения ПМПК

XII. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

XIII. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в районе, повышать свою квалификацию.

1.1. Настоящее Положение регламентирует организацию работы и основные

направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности логопункта в ДОУ, гарантирует возможность получения логопедической помощи детям, имеющим нарушения речи, обеспечение условий для их личностного развития, педагогической реабилитации.

1.2. Логопедический пункт в ДОУ организуется для оказания коррекционной

помощи детям в возрасте от 3 лет (на начало учебного года) до 7 лет с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи 3уровня.

1.3. Основными задачами учителя – логопеда на логопункте являются:

осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у

детей дошкольного возраста;

формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи,

сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;

реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи;

предупреждение нарушений устной и письменной речи;

развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями

по формированию речевого развития детей и пропаганда логопедических знаний среди педагогов МДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

2. Порядок создания логопункта в ДОУ

2.1. Логопедический пункт в дошкольном учреждении создается при необходимости исправления нарушений речи у детей дошкольников. При достаточном количестве детей с необходимыми дефектами речи в одном ДОУ на основании решения совета коллектива создается логопедический пункт, фиксируется в уставе и приписывается “Положение о логопункте при ДОУ”.

3. Комплектование логопедического пункта ДОУ

3.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих ДОУ.

3.2. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте осуществляется по заключению врача-логопеда, на основании приказа заведующей МДОУ и по согласованию с родителями (законными представителями).

3.3. На логопункт зачисляются дети, имеющие нарушения в речевом развитии: фонематические, фонетико-фонематические. Допускается пребывание на логопункте детей с ОНР 3уровня.

3.4. Общее количество воспитанников, на логопункте не должно превышать 30 человек.

3.5. Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование речевого развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 3 — летнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей для коррекционной работы.

3.6. Если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет имеет сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами МПМПК с целью определения коррекционно-развивающей программы для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.

4. Организация деятельности логопедического пункта в ДОУ

4.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения

речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

4.2. Количество детей, с которыми проводит занятия учитель-логопед в течение месяца, составляет 20 человек.

4.3. Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику утвержденному приказом заведующего МДОУ.

4.4. Продолжительность занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами». Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития.

4.5. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе МДОУ. Выявление воспитанников для зачисления на логопункт проводится с 1 – 15.09 и с 15 – 30.05. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте проводится на основании решения медико-психологической службы МДОУ. Дети с речевой патологией регистрируются в журнале движения и учета посещаемости.

4.6. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от

индивидуальных особенностей детей и составляет: 6 месяцев — с детьми, имеющими фонетические нарушения речи, 12 месяцев — с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи и неосложнённую форму ОНР- III уровня.

4.7. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий несут родители, учитель-логопед, воспитатель и руководитель образовательного учреждения. С целью оптимизации коррекционного процесса с родителями детей, посещающих занятия на логопедическом пункте, заключается договор о взаимодействии

4.8. Наряду с занятиями на логопункте воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения.

5. Участники коррекционно-образовательного процесса

5.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопункте являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, педагог-психолог.

5.2. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями своего ДОУ, учителями-логопедами других ДОУ города, района, специалистами ПМПК и врачами детской поликлиники.

5.3. Учителем-логопедом назначаются лица с высшим педагогическим или

дефектологическим образованием, владеющие методами нейропсихологического обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

5.4. Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель-логопед ведет на логопункте следующую документацию:

журнал регистрации детей-логопатов;

журнал учёта посещаемости;

расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное заведующей ДОУ;

индивидуальный план работы с ребёнком;

протокол обследования речевой деятельности;

протоколы приёма и выпуска детей;

индивидуальные тетради для коррекционной работы с детьми;

перспективный и календарный план работы логопеда;

лист учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия;

список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения;

лист динамического наблюдения ;

паспорт логопункта или картотека с перечнем оборудования и пособий.

5.5. На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений.

6. Управление логопедическим пунктом ДОУ

6.1. Непосредственное руководство работой логопункта осуществляется заведующим ДОУ, в ведении которого находится логопункт.

6.2. Контроль над работой логопункта осуществляется заведующим МДОУ.

7. Материально-техническая база и финансовое обеспечение

работы логопедического пункта.

7.1. Для логопункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий требованиям

7.2. На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт.

7.3. Логопункт финансируется ДОУ, в ведении которого находится.

Рабочая программа по логопедии на тему:
Пояснительная записка рабочей программы учителя-логопеда

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности, является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учителя-логопеда Никифоровой Натальи Петровны предназначена для детей с 3 до 7 лет с задержкой психического и речевого развития, посещающих разновозрастную группу компенсирующей направленности от 3-7 лет.

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности, является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Программа составлена в соответствии с:

  1. Федеральным Законом «Об образовании в РФ»;
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  3. Конвенцией ООН о правах ребенка;
  4. Декларацией прав ребенка;
  5. СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013г.
  6. Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Автор: Н.В Нищева.
  7. Программой МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13» разработанной в соответствии с ФГОС ДО.
  8. Положением о коррекционной группе ДОУ.

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ Никифоровой Натальи Петровны на 2015-2016 учебный год составлена на основе «Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет Нищевой Н.В, рекомендованной Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ.

Целью коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д.

Рабочая программа учителя-логопеда по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе.

Программа логопедической работы с детьми дошкольного возраста,посещающих логопункт ДОУ.Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки .

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога).

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски.

Коррекционно — развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

Рабочая программа учителя — логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи.

Программа коррекционной работы учителя-логопеда

Разделы: Логопедия

Структура программы коррекционной работы:

  1. Пояснительная записка
  2. Направления коррекционной работы учителя–логопеда
  3. Характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей
  4. Перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.

1. Пояснительная записка

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.

  • Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
  • Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Условия реализации программы коррекционной работы

Работа логопедического пункта организуется на основании:

  • Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
  • Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Положения о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения г. Снежинска
  • Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы №… .

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

– обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

– коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.. При планировании занятий III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.

Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) и программа «Учись учиться», разработанная коллективом авторов ППМС-центра гимназии № 56 Санкт-Петербурга.

Материально-техническое и информационное обеспечение

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № …» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.

Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»

Этапы реализации программы коррекционной работы (Приложение 1)

В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей и перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи.

2. Направления коррекционной работы

Программа коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание (Приложение 2).

3. Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III–IV уровня) (Приложение 3).

Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.

4. Перспективный план работы с группами учащихся с речевым недоразвитием

Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III–IV уровня, организуется в три этапа (Приложение 4).

Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.

На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения (тематическое планирование).

Содержание I этапа коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР совпадает с направлениями работы с детьми с ФФН и ФН.

В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием

1) будут восполнены пробелы:

  • в развитии звуковой стороны речи
  • в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
  • в формировании связной речи

2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  2. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (в 2-х частях) М: Ось – 89, 2006 г.
  4. Метусс Е.В., Литвина А.В. и др. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс). СПб.: Каро, 2006 г.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 г.
  6. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. М: Аркти, 1999 г.

Пояснительная записка по ФГОС к рабочей программе коррекционного курса «Логопедические занятия» в школе VIII вида

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Номер материала: ДБ-1382485

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя -логопеда (пояснительная записка)

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2»

Инсарского муниципального района Республики Мордовия

РМО учителей –логопедов Директор МБОУ «Инсарская

________ средняя общеобразовательная

Протокол №1 от школа№2»

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Методической базой рабочей программы являются:

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. рецензенты: зав.каф.сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е.Ф. Соботович.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно — методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.
Козырева Л.М. Програмно- методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками, 2006 г.;),

Программа коррекционной работы рекомендованной Министерством образования и науки РФ и ФГОС начального общего образования.

Цель программы: оказание логопедической помощи детям с проблемами в речевом развитии в школьный период.

диагностика, коррекция нарушений в развитии устной и предпосылок письменной речи у школьников;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ; их социальную адаптация.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

соблюдение интересов ребёнка

рекомендательный характер оказания помощи

В условиях перехода на ФГОС коррекционно-развивающую работу предполагается направить на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения прграммы являются:

осознание языка как основного средства человеческого общения;

понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;

Метапредметными результатами изучения программы являются:

умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

умение задавать вопросы;

умение работать с таблицами, схемами, моделями;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Предметными результатами изучения программы являются:

1. овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка, развитие фонематических процессов, навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова, связной выразительной речи, обогащение словарного запаса, коррекция дефектов произношения,

2. умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

3. умение проверять написанное;

4. умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение;

способность контролировать свои действия, проверять написанное.

. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных групповых, интегрированных, обобщающих занятий, зачётов, занятий с дидактической игрой, развития речи, контрольных занятий.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах .

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная работа – диалог, полилог;

работа в статистических и сменных парах;

нетрадиционная форма занятий:

игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )

Используемые методы обучения :

Метод стимулирования интереса к учению;

Метод самостоятельной деятельности учащихся:

3. Используемые технологии:

технология создания ситуации успеха

личностно-ориентированные (разноуровневые задания)

здоровьесберегающие( приём зрительных меток; физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)

ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся;

Итоговый контроль в формах

-творческие работы учащихся;

Комплексная работа по итогам обучения

Самооценка и самоконтроль определение обучающимися границ своего «знания — незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Одно из важнейших дидактических условий, обеспечивающее усвоение знаний, систематическая проверка и оценка. Основными видами письменных работ являются списывания, диктанты, проверочные работы, обучающие изложения.

Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление обучающимися учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнении и упрочение соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.

Коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи состоит из трёх этапов. Первый этап – это работа с первыми классами.

В течение первого этапа в процессе работы по упорядочению представлений обучающихся о звуковой стороне речи создается основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка.

На втором этапе коррекционная работа направлена на формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка. В процессе работы формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, активного и адекватного их использования в целях общения в разных учебных ситуациях. Кроме того, на занятиях отрабатываются умения устанавливать связь между формой слова и его значением. На логопедических занятиях, в процессе работы обучающиеся накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов. Привлечение внимания к звуковой стороне и морфемному составу слова вооружает обучающихся средствами, с помощью которых они самостоятельно расширяют запас слов, накапливают звуковые и морфологические обобщения, что обеспечивает полноценное восприятие всех явлений языка, представляющих единства смысла, функции и формального их выражения.

Основной задачей третьего этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Подбор тем данной программы, их последовательность и количество часов отведённых на каждую тему определяется спецификой речевого нарушения, с учетом важнейших принципов коррекционной педагогики. Таких, как комплексность, учёт симптоматики и степени выраженности нарушений, системность, постепенное усложнение заданий и речевого материала с учётом зоны ближайшего развития Программа позволяет реализовать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный поход.

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Развитие фонематических процессов.

Формирование навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины.

Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

Закрепление звукобуквенных связей.

Коррекция дефектов произношения.

Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.

Развитие внимания, памяти и мышления.

Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение

Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

Основные направления работы.

Развитие звуковой стороны речи.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.

Коррекция дефектов произношения.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

способности к запоминанию;

способности к переключению;

навыков и приёмов самоконтроля;

произвольности общения и поведения.

Формирование полноценных учебных умений:

планирование предстоящей деятельности;

работа в определённом темпе;

применение знаний в новых ситуациях.

Структура и содержание I этапа

Коррекционно – развивающие занятия проводятся в групповой форме.

Тематическое планирование работы состоит из 84 занятий, которые проводятся 3 раза в неделю. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т.д. Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся данной группы. Длительность занятия 40 минут.

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года. в течение года проводится текущий контроль в виде проверочных работ, тестов, диктантов.

К концу первого этапа у обучающихся должны быть:

сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

поставлены и отдифференцированны все звуки.

уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие — глухие согласные, предложение и т.д.

сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных терминов.

Восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи.

Основные задачи и направления работы

Развитие звуковой стороны речи.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

уточнение значения используемых синтаксических конструкций;

дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.

Формирование связной речи:

развитие навыков построения связного высказывания;

установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

способности к запоминанию;

способности к переключению;

навыков и приёмов самоконтроля;

произвольности общения и поведения.

Формирование полноценных учебных умений:

планирование предстоящей деятельности;

контроль за ходом своей деятельности;

работа в определённом темпе;

применение знаний в новых ситуациях.

анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Структура и содержание второго этапа

Коррекционно – развивающие занятия проводятся в групповой форме.

Тематическое планирование работы состоит из 84 занятий, которые проводятся 3 раза в неделю. Занятие длится 40 минут.

В начале учебного года отводится несколько занятий на восполнение пробелов по формированию фонематических процессов.

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года, в течение года проводится текущий контроль в виде проверочных работ, тестов, диктантов.

К концу второго этапа обучающиеся должны научиться:

ориентироваться в морфологическом составе слова, т. е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;

активно пользоваться различными способами словообразования;

правильно использовать новые слова в предложениях различных

передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания

Основные задачи и направления работы

1. Развитие навыков построения связного высказывания.

2. Программирование смысловой структуры высказывания.

3. Установление связности и последовательности высказывания4. Отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях (общения: наблюдение, доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Структура и содержание третьего этапа

Коррекционно – развивающие занятия проводятся в групповой форме.

Тематическое планирование работы состоит из 84 занятия, которые проводятся 3 раза в неделю. Занятие длится 40 минут. В начале учебного года отводится несколько занятий на восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

На этом этапе проводится работа по совершенствованию различных видов синтаксических конструкций, создаются условия для построения текста. Основным содержанием работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними.

Развиваются умения и навыки построения самостоятельного связного выказывания. При этом большое внимание уделяется развитию у детей различных приёмов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение основных отдельных пунктов, составление плана пересказа, изложения.

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года, в течение года проводится текущий контроль в виде проверочных работ, тестов, диктантов.

К концу третьего этапа обучающиеся должны научиться:

составлять предложения различных синтаксических конструкций;

определять тему рассказа (текста);

определять основную мысль текста;

определять последовательность и связность предложений в тексте;

устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

составлять план связного высказывания.

Сравнительный анализ результатов, полученных на начало и на конец года позволяет проследить динамику каждого ребёнка. Данные, полученные в ходе диагностики и наблюдений за каждым ребёнком, заносятся в речевую карту. В ходе реализации коррекционно — развивающей программы идёт тесное взаимодействие логопеда с педагогом класса. Оно заключается в информировании педагога о результатах первичной и завершающей диагностики, проявлениях положительной динамики в ходе проведения занятий.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Технические средства обучения:

— классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

— мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

— ученические двухместные столы с комплектом стульев;

— стол учительский с тумбой;

— шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

— настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. — СПб.: 1995.

Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению
ошибок чтения и письма у детей. СПб.: Стройлеспечать, 1995.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.
СПб.: Союз, 2004.

Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.

Коррекция нарушений письменной речи /Под ред. Н.Н. .Яковлевой —
СПб., 2004

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996. – (Министерство образования Российской Федерации. Республиканский институт повышения квалификации работников образования)

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.

Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие.- М., Владос, 1995.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М. Просвещение, 1998.

Фестиваль педагогических идей. festival @1 september . ru

Педагогическое сообщество учителей-дефектологов и учителей-логопедов.