Штраф за утерю ккм

Риски, связанные с утерей ККМ. Порядок снятия с учета утерянной контрольно-кассовой техники

Автор: М.А. Петрова, юрист «ФБК Право», Е.А. Даренина, ведущий юрисконсульт «ФБК Право», А.С. Ермоленко, партнер ФБК, руководитель корпоративной практики «ФБК Право», канд. юрид. наук
Источник: Финансовые и бухгалтерские консультации (электронный журнал) №1-2015
Опубликовано: 15 января 2015

В интернет-магазине общества была утеряна часть мобильных контрольно-кассовых машин (ККМ). О факте утери ККМ в правоохранительные органы своевременно сообщено не было, поскольку ККМ постоянно находились в пользовании экспедиторов и определение даты, места пропажи ККМ и виновного лица не представлялось возможным. В процессе инвентаризации также было выявлено, что у общества отсутствуют учетные карточки и (или) технические паспорта утерянных ККМ. Утерянные ККМ включены в Государственный реестр используемых ККМ, начало их эксплуатации — 2010-2012 гг.

  1. Каковы налоговые риски общества, в том числе в части претензий проверяющих органов, если отсутствующие ККМ будут оставаться на учете в налоговых органах?
  2. Какие существуют варианты снятия с учета утерянных ККМ? Имеется ли практика обращения организаций в налоговые органы по снятию с регистрации ККМ в случае выявленных недостач ККМ и учетных карточек и (или) технических паспортов по ним по результатам инвентаризации? Может ли это в случае использования именно мобильных ККМ являться причиной снятия с учета?

1. Вопросы применения контрольно-кассовой техники (ККТ), ее регистрации, а также порядок взаимодействия налоговых органов с организациями изложены в Законе о ККТ[1], Регламенте[2] и Положении № 470[3].

Указанные акты не устанавливают обязанность общества по совершению действий, необходимых для снятия ККМ с учета в случае ее неиспользования (в том числе по причине утраты, утери, кражи и др.). Все обязательные требования в отношении ККМ относятся к вопросам эксплуатации, использования ККМ или неиспользования их в установленных законом случаях.

Административная ответственность за правонарушения в связи с использованием или неиспользованием ККМ определена п. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указанная норма содержит исчерпывающий перечень оснований для привлечения к ответственности, а именно:

  • неприменение в установленных федеральными законами случаях ККМ;
  • применение ККМ, которая не соответствует установленным требованиям;
  • использование ККМ с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

Совершение любого из перечисленных деяний влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

Таким образом, на наш взгляд, бездействие общества в отношении снятия утраченных ККМ с регистрации в налоговом органе не содержит признаков перечисленных правонарушений – а, следовательно, за такое деяние к обществу или ответственному лицу общества не должны быть применены какие-либо штрафные санкции.

Обратите внимание: нормативными актами установлено, что блок «электронной контрольной ленты защищенной» (ЭКЛЗ) подлежит обязательной замене каждые 12 месяцев вне зависимости от его заполнения (п. 2 раздела II Протокола заседания ГМЭК от 26 февраля 2003 г. № 1/73-2003, п. 1 письма Минэкономразвития России от 4 февраля 2011 г. № Д05-305). Однако действующим законодательством также не предусмотрена ответственность за несвоевременную замену ЭКЛЗ.

Каких-либо разъяснений налогового органа, а также судебной практики по привлечению к административной ответственности по указанным обстоятельствам авторами не выявлено. Полагаем, этот факт можно рассматривать как признак того, что налоговый орган, как правило, не предъявляет претензий по данным основаниям, в связи с чем споры отсутствуют.

Также не выявлено налоговых рисков общества в отношении нахождения утраченных ККМ на учете в налоговых органах (при условии отражения обществом в бухгалтерском учете утраты ККМ).

Вместе с тем при утрате ККМ существует риск ее использования иными лицами и выявления данного факта налоговым органом (см. письмо ФНС России от 5 июня 2013 г. № АС-4-2/10250 «О направлении арбитражной практики»). Полагаем, в такой ситуации операции, учтенные или проведенные через утерянную ККМ, могут быть рассмотрены налоговым органом как операции, осуществленные организацией, за которой зарегистрирована утерянная ККМ.

В связи с этим полагаем, что заявление в правоохранительные органы и в налоговый орган об утрате ККМ, выявленной в результате проведения инвентаризации, дает организации возможность ссылаться на то, что она не осуществляла какие-либо операции на данной ККМ в период как после подачи такого заявления, так и до этого момента (момент утери не определен конкретной датой, если нет иных доказательств).

2. Вопрос снятия ККМ с учета регламентирован Положением № 470 и Регламентом. Отметим, что какие-либо специальные положения относительно снятия с учета именно мобильных ККМ отсутствуют.

В соответствии с п. 16 Положения № 470, п. 26 и 82 Регламента для снятия ККМ с регистрации потребуется представить в налоговый орган:

  • заявление о снятии ККМ с регистрации; для этого используется та же форма, что и при регистрации ККМ (приложение № 1 к приказу ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152 @ );
  • паспорт ККМ;
  • карточку регистрации ККМ;
  • учетный талон ККМ;
  • книгу учета;
  • саму ККМ.

Если заявление о снятии ККМ с регистрации представляется заявителем по причине возникновения форс-мажорных обстоятельств, приведших ККМ в неисправное состояние, либо в связи с хищением (утерей) ККМ, дополнительно должен быть представлен документ, подтверждающий факт возникновения данных обстоятельств (п. 86 Регламента).

Из практики, сложившейся в налоговых органах, следует, что в качестве подтверждения факта утраты (хищения) ККМ инспекции требуют предъявить соответствующую справку из правоохранительных органов, которая должна содержать информацию о количестве утерянных (похищенных) ККМ, моделях и заводских номерах ККМ.

Таким образом, следуя требованиям действующего законодательства, обществу для снятия утерянной ККМ с регистрации необходимо представить в налоговый орган все названные документы, включая подтверждающую справку из правоохранительных органов о заявлении обществом об утере (хищении) ККМ.

В отношении ситуации, когда документы на ККМ утрачены, отметим следующее.

Согласно ст. 5 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККМ.

Пунктом 13 Положения № 470 установлено, что функции по хранению документации возлагаются:

  • на поставщика или центр технического обслуживания — в отношении учетного талона, содержащего сведения о ККТ и отметки о ее регистрации, перерегистрации, снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке ее исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание», наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации этой техники;
  • поставщика — в отношении документации, связанной с производством, поставкой и технической поддержкой ККТ;
  • центр технического обслуживания — в отношении документации, связанной с технической поддержкой ККТ;
  • пользователя — в отношении документации, связанной с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ККТ.

Паспорт ККМ и учетная карточка ККМ относятся к документам, связанным с вводом ее в эксплуатацию. Следовательно, их хранение должно осуществляться обществом.

Полученные в налоговых органах разъяснения относительно возможности снятия ККМ с регистрации при отсутствии учетных карточек и технических паспортов ККМ свидетельствуют о том, что представление документа, подтверждающего утерю (хищение) как самих ККМ, так и документов на них, обязательно.

Обратите внимание: на практике после рассмотрения заявления о снятии с учета утерянных (похищенных) ККМ налоговый орган принимает решение о внесении в базу, содержащую информацию о зарегистрированных ККТ, записи «утеря (хищение)». При этом утерянная ККМ снимается с учета только по истечении пяти лет после внесения данной записи.

В силу п. 19 Положения № 470 налоговый орган может самостоятельно снять с регистрации ККМ в случае истечения нормативного срока амортизации модели ККМ, исключенной из Государственного реестра.

Каких-либо актов или разъяснений налоговых и иных органов, а также судебной практики, в которых бы шла речь о выявлении недостач ККМ и документов на них в результате именно инвентаризации, выявлено не было.

В заключение еще раз отметим, что, не заявляя в правоохранительные органы об утрате ККМ и не снимая ККМ с регистрации в налоговом органе, общество может столкнуться с проблемой доказывания факта неиспользования им утраченных ККМ в своей деятельности в случае применения таких ККМ третьими лицами.

Для снятия утраченных ККМ с регистрационного учета в налоговом органе обществу необходимо представить в территориальный налоговый орган заявление о снятии ККМ с регистрации и выданную правоохранительными органами справку, подтверждающую заявление обществом об утрате как самих ККМ, так и учетных карточек, технических паспортов ККМ.


[1] Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

[2] Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержден приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.

[3] Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470.

Автор: М.А. Петрова, юрист «ФБК Право», Е.А. Даренина, ведущий юрисконсульт «ФБК Право», А.С. Ермоленко, партнер ФБК, руководитель корпоративной практики «ФБК Право», канд. юрид. наук

Утеря чеков; документов; ККМ (стр. 7)

Повтор документа — повтор чека ККМ

В нашу аптеку обратился покупатель с просьбой выдать копии кассоых чеков (в связи с утратой оригиналов). На основании товарных чеков мы выдали копии чеком ККМ (ККМ Феликс — через комп выдал чек с надписью — повтор документа). Эти документы покупатель предъявил для оплаты в ФСС и теперь ФСС требует от нас предоставить информацию о порядке предоставления гражданам копий кассовых чеков, указать основание, и подтвердить правомерность выдачи указанных документов.

Наталья, определенного регламента по выдаче дубликатов кассовых чеков нет. Все что мы можем предложить Вам прочитать по Вашему вопросу — это следующее письмо МинФина:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Минфин России от 17.09.2008 г. N 03-03-07/22

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу порядка документального подтверждения расходов для целей налогообложения прибыли организаций, и сообщает следующее.

В целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (пункт 1 статьи 252 Кодекса).

Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.Первичные учетные документы, принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, и содержат обязательные реквизиты.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745 на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:

а) наименование организации;б) идентификационный номер организации-налогоплательщика;в) заводской номер контрольно-кассовой машины;г) дата и время покупки (оказания услуги);е) стоимость покупки (услуги);ж) признак фискального режима.

Вместе с тем, на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их применения.

Таким образом, кассовые чеки признаются для целей налогового учета первичными учетными документами, подтверждающими фактическое осуществление затрат по приобретению за наличный расчет товаров (работ, услуг).

При этом, учитывая, что на практике возникают ситуации, когда в результате хранения мастика выцветает и отраженная на кассовом чеке информация становится не видна, считаем возможным подтверждение для целей налогообложения прибыли фактически осуществленных затрат по приобретению за наличный расчет товаров (работ, услуг) ксерокопиями чеков ККТ, заверенными подписью должностного лица и печатью организации с приложением оригинала чека.

Заместитель директора департаментаналоговой и таможенно-тарифной политикиН.А. Комова

Каким документом можно подтвердить утерю контрольно-кассовой техники?

ККТ давно не использовали и при переезде потеряли вместе с документами. Каким документом мы должны подтвердить утерю контрольно-кассовой техники для снятия ее с у4чета в налоговой инспекции?

Здравствуйте Георгий. Приведу вам ответ на подобный вашему вопрос:

Недавно наша компания открыла магазин в другом регионе и перевезла туда технику из офиса, в том числе неиспользуемый кассовый аппарат. Во время переезда ККТ потеряли. Вправе ли инспекция оштрафовать компанию за утрату кассы. »

— Из письма главного бухгалтера Надежды Кривоноговой, г. Миасс Челябинской обл.

Нет, Надежда, не вправе.

Закон не предусматривает штрафов за утерю ККТ*. Вместе с тем рассчитываться наличными в новом магазине компания вправе только после покупки и регистрации новой кассы. Если продавать товар без чеков, то возможен штраф на компанию до 40 тыс. рублей, а на руководителя — до 4 тыс. рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Чтобы снять потерянный аппарат с учета, в налоговую надо подать заявление по форме (утв. приказом ФНС России от 09.04.08 № ММ-3-2/152@), а также паспорт ККТ и карточку регистрации (п. 16 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.07 № 470).

Кроме того, необходимо приложить документ, подтверждающий факт утери* (п. 86 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 29.06.12 № 94н). Таким документом может быть, например, справка, заверенная в центре техобслуживания.

Из статьи журнала «Учет.Налоги.Право», №6, 10-16 февраля 2015

Полагается ли штраф за утерю ККМ?
07.04.2017

При переезде в другой офис индивидуальным предпринимателем была утеряна контрольно-кассовая машина. Полагается ли за это штраф и какова процедура снятия ККМ с учета? Согласно подпункту 4-2 пункта 1 статьи 648 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс), снятие контрольно-кассовой машины (далее – ККМ) с учета производится в случаях кражи, утери ККМ при наличии копии заявления о краж .

Для получения полного доступа к сайту авторизуйтесь или оформите подписку, либо пройдите регистрацию и получите бесплатный доступ к сайту на три дня

Штраф За Утерю Ккм

Вернуться в Другие вопросы. Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: Форум казахстанского налогоплательщика Поиск по всем бухгалтерским и налоговым сайтам Казахстана: Законы для налогоплательщиков Избранное Налоговый кодекс РК Не знаете куда написать — пишите сюда. Новости, вопросы, проблемы, решения, поздравления и т.

Правила форума В этот раздел переносятся интересные темы, неподходящие под другие разделы. Незадолго до этого и до настоящего момента ИП не работает сдает нулевки и собирается на ликвидацию. Как действовать в данной ситуации и чем это чревато?

Штраф, думаю, вам обеспечен. Ведь вы не сможете доказать, что ничего не пробивали по ККА. Только напишите, что вот-вот потеряли ККА. Они скорее всего сталкивались с подобным. Может, подскажут что-нибудь дельное! Если некуда звонить, скиньте мне в личку. Я позвоню своим, они умненькие, если знают — расскажут!

Только это до понедкльника, в выходные к компу не подхожу. А вы позвоните в фирму по обслуживанию ККА где его покупали. ИП утерян кассовый аппарат. За ИП пока не работал всего месяц как зарегестрировался. Делал ремонт в офисе. Заметил пропажу только 2 дня назад кто да что времени выяснять нет. Если штраф ,то какова сумма? Хочу дать объявление в газету и на телевидение. Но исправно платил налог, что делать?

Вроде бы дается объявление в газеты о ее пропаже. Потом пишется объяснительная, сдается кассовый аппарат в НК, они выпишут новую кассовую книгу. ИП на упрощенке потерял кассовый аппарат с кассовой книгой в поездке в поезде. Куда писать и что? Понимаю,что будет штраф, в какой примерно сумме и в каком законе это оговорено? Заранее благодарна за участие. Книга кассира-операциониста, фискальные гашения не утеряны? Если нет,то дата последнего фискального гашения. Выписывались ли после утери бумажные чеки должны были выписываться?

Подали ли объявление о утере в местную прессу? Нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин 1. Нарушение установленного налоговым законодательством Республики Казахстан порядка применения контрольно-кассовых машин — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и должностных лиц в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.

Действия бездействие , предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей. Дайте объявление в газету, возьмите квитанцию.

Составьте внутренний Акт об утере ККМ, в произвольной форме. Напишите заявление в НК, к заявлению приложите тех паспорт ККМ, карточку учёта если не утеряны , квитанцию о подаче объявления, и в налоговую. И чем быстрее, тем лучше. Список форумов Часовой пояс: Подшивка полезных тем бухгалтерам и налогоплательщикам по направлениям Другие рубрики и разделы в верхнем меню Личные темы участников. Вам помог наш сайт?

Налоговая инспекция четко следит за ККМ находящимися на учёте. Для налогового инспектора понятие ККМ находится на учете означает что аппарат работает.

Регламент ККТ предписывает в случае если прекращена деятельность связанная с приемом наличных денежных средств по кассе, кассовый аппарат должен быть снят с учета. В случае если кассовый аппарат продолжает числится за организацией или ИП в налоговой инспекции он может быть проверен инспектором.

Для налоговой совершенно не ясно что происходит с этими ККМ, так как есть вероятность замены ЭКЛЗ без регистрации в налоговой и её дальнейшего неправомерного использования. Наша организация осуществляет эту услугу как для наших клиентов, так и для любых других контрольных машин. То есть для того что бы подготовить отчеты для снятия ККМ с учета, касса не обязательно должна находиться на техническом обслуживании в нашей организации.

Паспорт ККМ также называют формуляром. Заявление на снятие с учета форма КНД заполненное надлежащим образом. Как правило, если проблем с ведением учета не было и все записи в журнале кассира-операциониста вносились своевременно, то проблем со снятием ККМ с учета не возникает.

В случае если налоговый инспектор обнаружит какие-либо расхождения требующие, по его мнению, дополнительного внимания, он может запросить дополнительные документы или более развернутые отчеты. Что делать если не хватает документов для снятия ККМ с учета? Из документов представленных в списке, которые требуются для снятия кассы с учета, к документам, непосредственно относящимся к пользователю ККМ относятся:.

Остальные бумаги оформляются уже при снятии. В паспорте ККМ устанавливаются отметки о регистрации и снятии кассы с учета и это, по сути, основной документ. Без него снятие с учета невозможно. При утере журнала кассира операциониста форма КМ-4 скорее всего потребуется восстанавливать его. Это можно сделать на основании подробного отчета, который так же как и отчеты для снятия ККМ с учета, может быть снят нашим ЦТО. Но чаще всего это не страшно, так как все данные из карточки есть в базе налогового инспектора.

Чем грозит не снятие ККМ с учета в налоговой инспекции? Контрольно-кассовую машину необходимо снимать своевременно. Затягивание этого процесса может добавить дополнительных сложностей в будущем. Со временем налоговая инспекция в принудительном порядке, все равно, потребует провести эту процедуру. То есть снимать кассовый аппарат с учета всё равно рано или поздно будет необходимо. Сейчас штрафов за несвоевременное снятие нет, но неизвестно как это будет выглядеть в дальнейшем.

Имеют место быть случаи когда организации получали требования о снятии ККМ с учета когда и самой ККМ с нужным серийным номером уже не существовало — касса была утеряна, продана и т. Это совершенно патовая ситуация, потому как нет возможности предоставить отчеты в налоговую инспекцию, так как их просто не с чего снимать. Предоставить налоговой просто нечего. В таком случае налоговая имеет полное право выписать штраф организации.

И размер этого штрафа даже сложно представить. Сейчас контроль за своевременным снятием кассовых аппаратов с учета, достаточно выборочный, но общая тенденция говорит об увеличении внимания налоговой инспекции ко всем операциям связанным с кассами и, конечно же, в том числе и к своевременному снятию ККМ с учета.

Вопрос относительно привлечения к ответственности, по факту, имеющему место в данной ситуации, находится в компетенции налоговых органов. Действия бездействие , предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекли за собой наложение штрафа на ИП, частных нотариусов и на должностных лиц в размере тридцати МРП. Действия бездействие , предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф на ИП, частных нотариусов, частных судебных исполнителей в размере пятнадцати, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере тридцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере пятидесяти МРП.

Список документов по множественной ссылке. Изменения в фрагменте документа. Анализ информации, содержащейся в базе, поможет юристу предусмотреть последствия принимаемых им юридических решений и не доводить дело до суда.

Помогает выстроить грамотную стратегию судебного процесса на основе изучения и анализа уже имеющихся в базе решений по аналогичным делам. Истец, ответчик, третье лицо и т. Преимущества базы судебных решений: Ответы государственных органов на конкретные вопросы граждан и организаций по различным отраслям деятельности. Ваш практический источник применения норм права. Официальная позиция государственных органов в конкретных правовых ситуациях требующих решений.

Деньги EasyPay Деньги Mail. Подписаться на рассылку новостей и акций:.

Home; Статьи; Какой штраф предусмотрен за утерю книги учета наличных проведенных через. штраф для должностных лиц в размере от 25 до поменялись требования к новым ККМ и. Штраф за нарушение кассовой дисциплины (неприменение ККМ), штраф для граждан от до

Какова ответственность за неприменение или утерю БСО?

Ответственность за БСО (их невыдачу, неправильное оформление, утрату) устанавливается нормами административного законодательства. Какие наказания могут применяться к нарушителю и можно ли их каким-либо образом избежать?

Что такое бланк строгой отчетности?

Понятие «бланк строгой отчетности» (далее — БСО) в сфере бухгалтерского и налогового законодательства употребляется, как правило, когда речь идет о бланках денежного характера, приравненных к кассовым чекам. БСО выдаются хозсубъектами — фирмами и предпринимателями, имеющими право отказаться от применения ККТ, — в строго оговоренных законом случаях. Правила применения БСО закреплены постановлением Правительства РФ «О порядке осуществления наличных денежных расчетов…» от 06.05.2008 № 359.

Подробнее о БСО и о том, в каких случаях они могут заменить кассовый чек, читайте в статье «Что относится к бланкам строгой отчетности (требования)?».

Какие штрафы предусмотрены за невыдачу БСО?

Невыдача БСО приравнивается к неприменению кассовой техники по следующим основаниям. Согласно п. 2 ст. 2 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ некоторые фирмы и предприниматели, оказывающие услуги населению, могут не использовать ККТ при наличных расчетах. Однако это допустимо только при условии выдачи клиентам документа, аналогичного по своему составу и предназначению кассовому чеку, — БСО. Если же такой бланк продавцом не выдается, то данное действие трактуется контролирующими органами как незаконное неприменение ККТ, являющееся административным правонарушением.

Согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП оно влечет наказание в виде штрафа:

  • для должностных лиц — в размере от 25 до 50% от суммы, принятой без выдачи документа (но не менее 10 000 руб.);
  • для юрлиц — в размере от 75 до 100% от суммы, принятой без выдачи документа (но не менее 30 000 руб.).

Отдельным правонарушением КоАП выделяет невыдачу кассового чека или БСО при наличии требования клиента. В этом случае будут применены следующие виды ответственности:

  • предупреждение или штраф для должностных лиц в сумме 2 000 руб.;
  • для юрлиц — предупреждение или штраф 10 000 руб.

ВАЖНО! Приведенные суммы и виды ответственности введены с 15.07.2016 в связи со вступлением в силу положений закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ. Прежняя редакция ст. 14.5 содержала совершенно иные меры. Кроме того, в обновленной редакции данной статьи появились совершенно новые основания для наказания нарушителей кассовой дисциплины.

Заметим, что к невыдаче БСО контролеры могут приравнивать выдачу бланка:

  • на сумму отличную от той, которая была получена фактически;
  • изготовленного недопустимыми способами (все разрешенные способы перечислены в пп. 5, 11 постановления № 359);
  • с отсутствующими обязательными реквизитами (их перечень приведен в п. 3 постановления № 359).

ВАЖНО! Мнения судей по вопросу привлечения к ответственности за выдачу БСО с неверными реквизитами весьма и весьма противоречивы. Например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2007 № А56-13516/2007 содержит решение арбитров о привлечении фирмы к ответственности по причине того, что она не внесла в БСО свои реквизиты. И совершенно иное мнение выразили судьи в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.10.2007 № Ф04-7541/2007(39632-А75-7), когда решили не привлекать ИП к ответственности, несмотря на то что он не указал в БСО ряд обязательных реквизитов.

Есть ли штраф за выдачу БСО старого образца? Налоговики считают, что нет (письмо ФНС РФ от 16.10.2012 № АС-4-2/17492). К такому выводу они приходят, анализируя законодательство, регулирующее сферу применения ККТ. Поддерживают данную позицию и арбитры (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.11.2010 по делу № А65-8979/2010).

Существует ли ответственность за утерю БСО?

В данном случае может применяться мера за нарушение порядка хранения первичной бухгалтерской документации, который обязаны соблюдать все хозсубъекты (ст. 29 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Согласно пп. 1, 2 ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы для должностных лиц за отсутствие первички:

  • 5 000–10 000 руб. при первом нарушении,
  • 10 000–20 000 руб. или дисквалификация на 1–2 года — при повторном.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредоставление контролирующим органам первичной документации на должностных лиц налагается штраф 300–500 руб. За это же нарушение предусмотрена ответственность и по п. 5 ст. 14.5 КоАП — предупреждение или штраф для должностных лиц в сумме 1 500–3 000 руб., к юрлицам применяется предупреждение или штраф 5 000–10 000 руб.

ВАЖНО! Говоря об ответственности за утерю БСО, следует понимать, что она касается только случаев отсутствия у продавца заполненных бланков. Чистые бланки первичной документацией не являются, а ответственность за их утерю не предусмотрена.

О том, как следует хранить и учитывать БСО, читайте в статье «Порядок учета и хранения бланков строгой отчетности».

Не забудьте соблюсти порядок списания утерянных БСО (в т. ч. и незаполненных), он установлен п. 19 постановления № 359. Факт утери подтверждается инвентаризационной описью, в которой сопоставляются данные книги учета БСО с фактическими данными о наличии БСО у ответственного сотрудника. При этом, если БСО были утеряны по его вине, к провинившемуся работнику могут быть применены меры дисциплинарного воздействия в соответствии с ТК РФ. А если потеря БСО стала следствием противозаконных действий сотрудника (в частности, кражи), необходимо о данном факте оповестить следственные органы.

Может ли быть привлечен к ответственности сотрудник фирмы или ИП?

Согласно ст. 2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ применять кассовую технику (либо БСО) обязаны только организации или индивидуальные предприниматели. Что это означает? То, что законодательство не предусматривает обязанности физлица — сотрудника фирмы или ИП (например, кассира) выдавать БСО или кассовый чек. Такая обязанность возлагается на сотрудника исключительно работодателями на основании соответствующих положений трудового договора, заключаемого между работником и юрлицом (или ИП).

Таким образом, к ответственности за невыдачу БСО может быть привлечен только работодатель, поскольку в данной ситуации его сотрудник совершает действия на основании трудового договора, но не является стороной в договоре купли-продажи (письмо ФНС от 13.06.2006 № ММ-6-06/597@). Однако данный факт не мешает работодателю потребовать со своего сотрудника возмещения убытков, если они были причинены по его (сотрудника) вине.

О матответственности сотрудника и работодателя читайте в статье «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Кого еще нельзя оштрафовать за невыдачу БСО?

Не получится оштрафовать ИП, работающего на патенте или ЕНВД, а также фирму, применяющую вмененку, если у проверяющих не будет доказательств, что БСО был запрошен у этих коммерсантов покупателями или клиентами. Согласно п. 7 закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ продавцы, применяющие вышеуказанные налоговые режимы, могут не использовать в своей работе ККТ при условии выдачи БСО клиентам, если присутствовало требование с их стороны. А это значит, что при отсутствии такого требования БСО (или кассовый чек) выдавать необязательно.

ВАЖНО! Использовать БСО, сформированные без применения автоматизированных систем, вместо кассовых чеков вмененщики и ИП на патенте могут только до 01.07.2018. С наступлением этой даты указанные лица обязаны применять ККТ на общих основаниях.

Подробнее о законодательных изменениях, касающихся применения ККТ, читайте в статье «Нужна ли регистрация БСО в налоговой в 2016 году?».

Когда размер штрафа можно снизить, а наказания избежать?

Если даже штраф за невыдачу БСО (или неприменение ККТ) был наложен при наличии веских для того оснований, судьи могут смягчить наказание, снизив сумму денежного взыскания или вовсе не применяя его. Наиболее значимым смягчающим обстоятельством в данной ситуации бывает первичное привлечение фирмы или индивидуального предпринимателя к соответствующему виду административной ответственности. Например, арбитры, вынося постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2007 № А56-11958/2006, посчитали возможным снизить размер штрафных санкций, возложенных на фирму, с 35 000 до 30 000 руб.

Судьи могут благосклонно отнестись к нарушителю кассовой дисциплины и освободить его от административной ответственности также в том случае, если нарушение будет признано малозначительным. Чаще всего это бывает тогда, когда сумма, которую следовало зафиксировать в невыданном документе, невелика, а юрлицо или предприниматель привлекается к ответственности впервые (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2008 № А28-3765/2008-144/14).

Другому примеру малозначительности нарушения посвящено постановление ФАС Уральского округа от 24.06.2008 № Ф09-4443/08-С1, когда фирма была освобождена от ответственности за применение БСО неустановленного образца, при этом все его реквизиты соответствовали законодательным требованиям.

Еще один момент, который следует учитывать: срок, в течение которого может быть наложено наказание, — он закреплен в ст. 4.5 КоАП. Согласно данной норме постановление о наложении административного наказания не может быть вынесено, если со дня нарушения прошло более 2 месяцев.

И последний нюанс, который поможет избежать наказания: согласно ст. 7 закона № 54-ФЗ контролирующая функция по применению хозсубъектами ККТ и БСО возложена на налоговые органы. При этом оформлять протоколы в случае выявления нарушений и накладывать ответственность могут только определенные сотрудники ФНС (ст. 23.5 КоАП РФ):

  • руководитель ФНС РФ и его заместители;
  • руководители инспекций субъектов РФ и их заместители;
  • руководители городских и районных отделений ФНС.

В том случае, если протокол составляется иным должностным лицом, нарушитель может быть освобожден от привлечения к административной ответственности (постановление ФАС Московского округа от 30.04.2004 № КА-А40/3113-04).

Об интересной законодательной инициативе, касающейся освобождения коммерсантов от некоторых видов ответственности, см. в материале «Малый и средний бизнес хотят освободить от административных штрафов».

Могут ли налоговики проводить контрольные закупки?

Для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности, нарушение необходимо выявить. Но вот могут ли это делать сотрудники ФНС? Долгое время у судей не было единого мнения относительно того, вправе ли налоговики осуществлять контрольные закупки. Немного истории. В 2008 г. ВАС пришел к выводу, что делать это инспекторы ФНС не имеют права, поскольку контрольные закупки (называемые в законодательстве проверочными) признаются оперативно-разыскным мероприятием (постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.08 № 3125/08). А налоговики их осуществлять не имеют права. Учитывать же доказательства, полученные при несоблюдении закона, нельзя. Подобными разъяснениями ВАС вооружились федеральные арбитражные суды, массово отменяя штрафы за несоблюдение кассовой дисциплины.

Чуть позже ВС РФ (постановление от 24.07.09 № 46-АД09-1) выразил прямо противоположное мнение: контроль за применением ККТ и выдачей кассовых документов возложен на налоговиков согласно ст. 7 закона от 22.05.03 № 54-ФЗ, положения которой не запрещают сотрудникам ФНС проводить проверочную закупку, следовательно, они на ее осуществление имеют право.

И вот в середине 2016 года эту же позицию подтвердил Президиум ВС (обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2015)), пояснив, что к совершению сотрудниками ФНС денежных расчетов в рамках контрольной закупки не применяются нормы закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности», а это значит, что такое мероприятие не является оперативно-разыскным. Судьи также акцентировали внимание на том, что составленный налоговиками акт контрольной закупки является доказательством при рассмотрении дел о наложении ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

ВАЖНО! В 2014 году произошло объединение двух высших судов (ВАС и ВС), и сегодня действует один суд — ВС РФ. Поэтому высока вероятность того, что теперь нижестоящие суды при вынесении решений по делам о проверке соблюдения кассовой дисциплины (и правомочности проведения налоговиками проверочных закупок) будут учитывать позицию этой высшей инстанции, очень невыгодную для продавцов.

О других видах проверочных мероприятий см. материал «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Ответственность за ненадлежащие применение и хранение БСО установлена статьями КоАП РФ, содержание норм которых с 15.07.2016 претерпело существенные изменения. При этом важно помнить о законодательных нюансах, которые препятствуют наложению штрафов за нарушение кассовой дисциплины или минимизируют их величину.