Оглавление:
Метод трудового права, его особенности, система трудового права
Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.
- Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.
- Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.
- Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.
- Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
- Единство и дифференциация правового регулирования труда.
Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные
Система трудового права – это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.
В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особенная часть отрасли выстраивается по институтам. Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:
Способы регулирования трудовых отношений
1.2. Метод трудового права / Предмет и метод трудового права (автор: oksi999)
Методом называется специфичный для данной отрасли права способ (прием) правового регулирования, т.е. воздействия через нормы права на волю людей в их поведении в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении для получения оптимального результата этого регулирования. Метол правового регулирования труда реализуется через нормы трудового законодательства, он их отражает. Поэтому, как указывалось ранее, это сущностная категория трудового права, отражающая суть различия способов (приемов) регулирования и создания норм трудового законодательства. За последние годы метод трудового права, как и предмет отрасли, претерпел определенные изменения. [1]
Метод трудового права — это комплекс способов правового регулирования труда. Он отвечает на вопрос, как, какими способами, приемами осуществляется правовое регулирование труда. Метод трудового права состоит из следующих специфичных для данной отрасли права способов правового регулирования труда: [2]
1. Сочетание централизованного и локального, законодательного и договорного регулирования труда (социально-партнерского, коллективно-договорного и индивидуально-договорного ). Их соотношение все больше изменяется в сторону расширения локального и договорного регулирования. Централизованное, законодательное регулирование труда устанавливает лишь минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться договорным и локальным способами, но может повышаться, увеличиваться. Статья 9 ТК предусматривает, что коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный
трудовым законодательством. В локальном порядке на производстве за счет собственных средств установленный законодательством уровень гарантий может повышаться.
2. Договорный характер труда и установления его условий . Трудовой договор порождает трудовое отношение работника с данной организацией и устанавливает необходимые его условия. Социально-партнерские соглашения на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях определяют отношения между соответствующими социальными партнерами и устанавливают тоже определенные гарантии для работников, их трудовых коллективов и профсоюзов. Поскольку они заключаются выше уровня предприятия, организации, то нормативная часть этих соглашений относится к централизованному уровню правового регулирования социально-трудовых отношении. Коллективный договор устанавливает локальные нормы, распространяющиеся только на работников данного производства, которые так же, как и условия отраслевых и других социально-партнерских соглашений, повышают гарантии трудовых прав работников и обязательны для работодателя, если его представители были участниками переговоров. Переход к рыночным отношениям на много повысил значение договоров регламентации трудовых прав и обязанностей, условий труда и его оплаты, социально-бытового обеспечения. При этом используются не только отраслевые и другие социально-партнерские соглашения, коллективные договоры, но и индивидуальные договоры: трудовые договоры, ученические договоры как договоры о повышении квалификации непосредственно на производстве и др. Они могут улучшать условия труда для данного конкретного работника.
3. Равноправие сторон трудовых договоров при их заключении и расторжении с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка . В коллективных переговорах о заключении коллективных договоров, отраслевых и других социально-партнерских соглашений стороны, их представители также равноправны, т. е. равны перед законом. К сожалению, это условие часто нарушается в коммерческих фирмах.
4. Участие работников через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы и работодателей в правовом регулировании труда , т.е. в установлении и применении норм трудового законодательства, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав. Европейская Социальная Хартия, принятая Советом Европы в 1961 году, предусматривает в ч. I реализацию более 30 трудовых прав и принципов, а в ч. II закрепляет гарантии этих социально-трудовых прав. Так, в ст. 22 «Право участвовать в определении и в улучшении условий труда и производственной сферы» закреплено участие работников в определении и улучшении условий труда, организации труда и производственной среды, в обеспечении безопасности и гигиены труда на предприятии, в организации социально-бытового обслуживания работников на предприятии, в надзоре за соблюдением указанных правил. Степень участия государства и самих субъектов трудового права в правовом регулировании труда влияет на весь метод трудового права, его способы. В установлении и реализации условий труда участвуют и работодатели. Они применяют, как правило, нормы трудового законодательства. За нарушение же их и установленных условий труда они несут ответственность. [3]
5. Специфичный для трудового права способ защиты трудовых прав , сочетающий, как правило, действия юрисдикционных паритетных организаций (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой, закрепленной Конституцией РФ для всех. В санкциях законодательства за трудовые правонарушения расширяется такая мера, как штраф, налагаемый на должностных лиц, работодателей (см. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).
6. Единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда . Единство трудового права отражается в его общих конституционных принципах, в единых основных трудовых Правах и обязанностях работников [4] и работодателей, в общих положениях гл. 1 ТК, в общих нормативных актах трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию России (ТК и др.) и на всех работников, где бы и кем бы они ни работали.
Термин «общая норма» будет далее часто употребляться и означает распространение ее на всех работников. Термин «специальная норма» отражает дифференциацию (т.е. различие) в правовом регулировании труда некоторых категорий работников. [5]
Дифференциация в правовом регулировании труда (дифференциация трудового права) проводится по следующим учитываемым законодателем при нормотворчестве устойчивым шести факторам (основаниям):
· вредность и тяжесть условий труда. При этом установлены сокращенное рабочее время, дополнительные отпуска, повышенная оплата труда;
· климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему местностей;
· физиологические особенности женского организма, его материнская функция. Принимается во внимание возрастающая социальная роль матери в воспитании малолетних детей. Стали учитываться и семейные обязанности трудящихся в соответствии
с Конвенцией МОТ №156 (1981 г.) «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями»;
· психофизиологические особенности неокрепшего организма и характер подростков, необходимость продолжения ими образования без отрыва от производства. Учитываются также инвалидность, пенсионный возраст работника. Основания, изложенные в п. «в» и «г», — это субъектная дифференциация;
· специфика трудовой связи и характер труда;
· особенности труда в данной отрасли, значение отрасли народного хозяйства (отраслевая дифференциация норм).
Все нормы дифференциации — это специальные (в отличие от общих) нормы, позволяющие разным категориям работников равно с другими осуществлять основные трудовые права и обязанности.
Все специальные нормы дифференциации могут содержаться и в общих актах. [6] Специальные нормы могут составлять отдельный специальный акт. [7]
Специальные нормы могут быть грех видов: нормы-льготы, нормы-изъятия (ограничивающие права против общих) и нормы-приспособления (например, в отраслевой дифференциации с учетом условий труда в дайной отрасли народного хозяйства).
Единство и дифференциация правового регулирования труда отражаются во всех институтах трудового права,
В правовом регулировании труда в централизованном методе расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные (предписывающие поведение). Императивная, централизованная норма общеобязательна, а диспозитивная рекомендательная закрепляет в централизованном порядке или несколько вариантов поведения, или лишь устанавливает основы этого поведения и дает возможность самим сторонам трудового отношения определить с учетом особенностей производства свое поведение и условия труда. Положения о дозволительное, получающие все более полное развитие в новейшем российском трудовом законодательстве, касаются и свободы действий, инициативы субъектов трудового права — работников, работодателей и других лиц. При этом трудовой коллектив и работодатель воздействуют на поведение работника по-разному: через свои представительные органы, посредством индивидуальных и коллективных соглашений и договоров, принятия совместных решений по некоторым вопросам организации и оплаты труда и т.д. Они широко используют материальные и моральные стимулы к качественной и производительной работе. Это закрепляется в локальных источниках трудового права, а также в индивидуальных договорах и соглашениях о труде.
Итак, комплекс указанных шести специфических способов правового регулирования в совокупности является методом трудового права. Метод трудового права изменяется и это закономерно. Было бы неправильно рассматривать его как нечто застывшее, раз и навсегда установленное законодателем. Дальнейшее обогащение метода трудового права будет усиливать правовую защищенность работника и организации, эффективность норм трудового законодательства. Таким образом, определив предмет и метод правового регулирования труда, можно дать следующее понятие трудового права как самостоятельной отрасли права.
[1] Лебедев В.М. Трудовое право: проблемы общей части. Томск, 2002.
[2] Панина А.Б. Трудовое право: вопросы и ответы М., 2003.
[3] Сырватская Л.А. Трудовое право. Учебник. М., 2002.
[6] разд. XII Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» ТК РФ — ст. 251-351, т.е. сто статей или почти четвертая часть всего Кодекса посвящена им
[7] Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. в ред. Федерального закона от 21 июня 1995 г., Федеральный закон «об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.
Методы правового регулирования трудового права
Как отмечалось выше, трудовое право имеет и свой своеобразный метод правового регулирования. Когда мы говорим о методах правового регулирования трудовых отношений, составляющих предмет правового регулирования этой отрасли права, то мы ставим вопрос: какие правовые способы и приемы использует государство через правовые нормы для воздействия на трудовые отношения?
Ведь государству небезразлично, как урегулированы эти общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования трудового права как отрасли права. Поэтому с целью воздействия на указанные общественные отношения государство в одних случаях прямо регулирует значительную группу общественных отношений на основе норм, применяемых государством. Это и есть государственное регулирование трудовых отношений. В других случаях государство регулирует трудовые отношения на основе смешанных норм, принимаемых государством и общественными организациями и трудовыми коллективами. Это смешанное регулирование указанной сферы общественных отношений. Кроме того, трудовые отношения регулируют на основе норм, применяемых учреждениями различных видов и форм собственности.
Государственное регулирование трудовых отношений осуществляется с помощью нормативных правовых актов, применяемых представительными и исполнительными органами государственной власти. Такими нормативными актами являются законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, а также подзаконные акты, принимаемые правительством, министерствами и госкомитетами, а также местными органами власти и управления в республике.
Смешанное регулирование трудовых отношений осуществляется на основе нормативных правовых актов органов, сформировавшихся из представителей государственной и негосударственной системы государственного и отраслевого управления. Примером такого решения воздействия государственных и негосударственных органов на трудовые отношения может служить согласование с соответствующим профсоюзным органом приказа министра высшего и среднего образования Республики Беларусь о порядке избрания на должность преподавателей вузов с последующим оформлением контракта на срок, определенный ректорами вузов.
Негосударственное регулирование трудовых отношений осуществляется многими локальными нормативными актами, которые принимаются в организациях и учреждениях различных форм собственности. Примером негосударственного регулирования указанных отношений может служить решение квалификационных и аттестационных комиссий, содержащее предложения нанимателю начать переговоры по заключению коллективного договора с работниками, являющимися членами различных профсоюзов.
Метод правового регулирования трудовых отношений — явление правовое, оно сложное, объединяющее несколько составляющих его элементов. Как правило, в качестве таких элементов выступают соответствующие способы воздействия государства как прямо, так и косвенно на трудовые процессуальные отношения с целью их соответствия идеологии государства. В числе таких способов следует указать императивный, дис-позитивный и санкционированный. При этом государство дополняет эти способы такими приемами, как дозволение, предписание, запреты и рекомендации.
Таким образом, специфику метода правового регулирования трудового материального и трудового процессуального права следует искать не на уровне самих этих отраслей, а на уровне всей системы права Республики Беларусь, состоящей из отраслей права, правовых институтов и правовых норм.
Императивный способ воздействия на общественные отношения, урегулированные нормами трудового права, заключается в том, что государство регулирует отдельные виды этих отношений прямо через соответствующие нормы. Это сроки обращения в КТС с иском о восстановлении нарушенного права, сроки и порядок рассмотрения заявлений работников в КТС, сроки и порядок составления и выдачи решения по спору, принятого в КТС, сроки и порядок обжалования решений КТС работниками и нанимателями в суд, сроки и порядок разрешения трудового спора в суде.
Трудовые процессуально-процедурные нормы, принятые государством, регулируют порядок разрешения коллективных трудовых споров в примирительных комиссиях, в трудовом арбитраже, участие посредника, а также порядок и сроки проведения забастовочных процедур.
Диспозитивный способ воздействия на трудовые отношения состоит в том, что государство позволяет участникам этих отношений выбирать любую модель поведения. Это касается прежде всего регулирования процессуальных и процедурных форм партнерства и сотрудничества в сфере трудовых отношений, в сфере локального нормотворчества в учреждениях, а также в сфере систем процедур обеспечения реализации прав и обязанности субъектов трудовых отношений, а также систем процедур, обеспечивающих защиту прав и связанных с ними обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядок рассмотрения жалоб и заявлений работниками и рассмотрения трудовых споров вышестоящими и иными неспециализированными органами вне учреждения.
Реже в трудовом праве при регулировании трудовых правоотношений применяется санкционированный способ. Так, в соответствии со ст. 370 ТК предусмотрено, что подписанный в соответствии со ст. 369 ТК коллективный договор регистрируется в местном исполнительном и распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя. Регистрацию генеральных, тарифных и местных соглашений осуществляют соответственно республиканский орган государственного управления по труду и его местные органы. Государственной регистрации подлежат разработанные малыми, совместными, акционерными обществами с ограниченной ответственностью уставы. В трудовом праве государство широко применяет и соответствующие приемы в области трудовых отношений. Оно разрешает работникам широко участвовать в коллективном или индивидуальном труде, заниматься предпринимательской деятельностью, работать на основе трудовых договоров и контрактов, причем эти нормы регулируют соответствующие процедуры и процессуальные формы порядка заключения трудовых договоров и контрактов, участие работников в управлении учреждениями.
При регулировании трудовых отношений используется и такой прием, как предписание. Так, при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров государство предписывает работникам при возникновении у них разногласий с нанимателем обращаться в комиссию по трудовым спорам, а после этого в районные (городские) суды. При возникновении коллективных трудовых споров и конфликтов государство предписывает необходимость первоначального разрешения этих споров и конфликтов в примирительных комиссиях, которые создаются по соглашению между трудовым коллективом и работодателем. Также государство в соответствии с императивными нормами предписывает нанимателю обязанность обеспечить работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда, специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также ввести для них диетическое питание, молоко, предусмотреть душевые кабины и комнаты гигиены для женщин.
Трудовые материальные нормы запрещают нанимателям необоснованно отказывать в приеме на работу женщин по мотивам беременности, лицам по мотивам их национальности, пола и расы, а также в приеме заявлений в комиссию по трудовым спорам, в суды для разрешения гражданских трудовых дел. В трудовом праве имеются и такие нормы, в которых содержатся соответствующие рекомендации нанимателю по установлению систем заработной платы, а также форм выплат гарантийных и компенсационных сумм. При регулировании трудовых отношений применяется договорный метод регулирования указанной сферы общественных отношений. В последнее время, при интенсивном переходе хозяйствования к рыночным отношениям, этот метод широко распространился. В качестве регуляторов такого регулирования выступают как прямые договора нанимателя с работником, включая и трудовые контракты, так и соглашения по трудовым и социальным вопросам. Так, в частности, при заключении генерального соглашения между правительством республики, профсоюзами и союзом нанимателей достигаются соглашения по многим социально-правовым и трудовым отношениям, по увеличению числа рабочих мест в республике, увеличению числа социальных гарантий в сфере заработной платы от повышения минимального ее размера до индексации в связи с инфляцией. При заключении тарифного соглашения между отраслевыми министерствами и отраслевыми профсоюзами и союзом работодателей данной отрасли подробно определяются повышение тарифных ставок и должностных окладов работников данной отрасли, увеличение гарантийных и компенсационных выплат в установленных трудовым законодательством случаях, увеличение числа рабочих мест в данной отрасли. Также при заключении местного соглашения между областной исполнительной властью, облсовпрофом, представителями союза нанимателей данной области достигаются соглашения по различным социально-трудовым вопросам, а также расширение возможностей для служб занятости в предоставлении нуждающимся работникам рабочих мест, включая переобучение работников новым профессиям, в связи с потребностями рынка рабочих мест.
При заключении трудовых договоров и трудовых контрактов у них могут предусматриваться и дополнительные условия, включая выплату гарантийных и компенсационных сумм при переводе на работу в другую местность, предоставление мест в детских дошкольных и внешкольных учреждениях, предоставление жилья или места в общежитии и другие, носящие факультативный характер.
Трудовое право : уч.-метод. комплекс / И.В. Гущин [и др.] ; под общ. ред. И.В. Гущина. — Гродно : ГрГУ, 2010. — 483 с.
Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете
Методы трудового права
В национальном праве многих государств есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом, и нормы, защищающие интересы частных лиц [1] . Общеизвестно, что публичное право характеризуется признаками, среди которых важнейшими являются: преобладание императивных норм, иерархическое положение субъектов, возможность самостоятельного применения санкций. Частное право отличает: преобладание диспозитивных норм, равенство субъектов правоотношений, использование договорных методов регулирования, возможность договорной ответственности по обязательствам субъектов [2] . Взаимопроникновение публично-правовых и частноправовых начал в целый ряд отраслей права позволяет говорить о появлении так называемого социального права – прослойке между частным и публичным правом [3] . Трудовое право, подчеркнем, относится к категории социальных наук. Специфика отраслей социального права заключается, по мнению Ю. К. Толстого, в особенности объекта отношений, «что предопределяет объективную необходимость в широких масштабах регулировать отношения по охране и использованию их объекта на началах власти и подчинения, отступая в целях выполнения общесоциальных и социализаторских функций от начала равенства сторон» [4] .
Трудовое право сформировалось как постепенное соединение двух больших институтов: частноправового института договора трудового найма, зародившегося в недрах гражданского права, и публично-правового института охраны труда (фабричного законодательства), функционировавшего в рамках полицейского (административного) права. Это обстоятельство свидетельствует о специфике трудового права, которое сочетает в себе как гражданско-правовые начала (в процессе заключения и действия трудового договора), так и административные начала, выражающиеся в административно-властном подчинении работника приказам и правилам внутреннего распорядка работодателя.
Взаимоотношения работника и работодателя в процессе труда возникают в связи с заключением трудового договора, и, следовательно, основываются в целом на договорных началах. Вместе с тем ряд институтов трудового права регулируется нормами публичного права. Это означает, что некоторые нормы не могут быть изменены по желанию работника или работодателя и даже по их взаимному решению (например, институт рабочего времени и времени отдыха; институт охраны труда и др.). Доминирование норм публичного права основано на необходимости правовой защиты частных лиц, вступающих в трудовые правоотношения с работодателем. Однако присутствие норм частного характера необходимо, например, с целью правового регулирования условий, согласования положений трудового договора между работником и работодателем.
Таким образом, выделение в трудовом праве двух противоположных, хотя и взаимосвязанных, сфер правового регулирования – публичного и частного права – позволяет говорить об особенностях метода правового регулирования трудовых правоотношений, которая проявляется в использовании двух методов:
императивного (свойственного публичному праву), характеризующегося отношениями «власти – подчинения». Данный метод правового регулирования используется при применении к работнику мер дисциплинарного взыскания, при принятии правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов и в других случаях;
диспозитивного (свойственного частному праву). В основе этого метода лежит принцип паритета субъектов правовых отношений, их юридического равенства. Диспозитивный метод позволяет сторонам регулировать их взаимоотношения на договорной основе. Так, в момент заключения трудового договора стороны равны, поэтому могут договариваться о взаимных правах и обязанностях. Подобным образом строятся отношения и в отношениях социального партнерства.
Таким образом, метод трудового права является сложно структурированным, основанным на сочетании двух универсальных методах – императивный и диспозитивный – правового регулирования. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в последнее время наблюдается тенденция усиления влияния гражданско-правовых начал на трудовые правоотношения, т.е. расширение применения диспозитивного метода. Если ранее законодательство о труде было нацелено на защиту главным образом трудовых прав работников, то сегодня вторая сторона трудовых отношений – работодатель также находится в центре внимания законодателя. Об этом свидетельствует появление в ТК РФ понятий и институтов, ранее не известных трудовому праву, таких как: «права работодателей», «обеспечение права работодателей на объединение», «установление государственных гарантий по обеспечению прав работодателей» и др.
Важнейшим признаком метода трудового права является способ защиты трудовых прав. Если в трудовом договоре подробно изложено содержание трудовой функции, прав и обязанностей работника, впоследствии он будет более защищен в случае отказа от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором. При этом здесь проявляется еще одна особенность метода трудового права – сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений в сфере труда. Заключаемый работником трудовой договор лишь в некотором смысле допускает определенные «вольности», договоренности. В целом, положения трудового договора должны соответствовать нормам трудового законодательства и нормам иных отраслей права, касающимся трудовых отношений и имеющим целью в условиях рынка защитить наемного работника от неправомерных притязаний со стороны работодателей, гарантировать такие условия труда, которые способствовали бы обеспечению нормального уровня развития человека и удовлетворению определенных стандартов его материальных и духовных потребностей. В частности, в систему основных государственных гарантий труда работников входят: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, государственный надзор и контроль соблюдением трудового законодательства и т.п.
Следующий уровень – локальное правовое регулирование трудовых отношений – также должен учитывать специфику метода трудового права. Например, в локальных нормативных актах, содержащих нормы об условиях труда работников, эти условия могут быть только улучшены но сравнению с актами централизованными, но не ухудшены. С помощью локального правового регулирования устанавливаются: режим рабочего времени на предприятиях, в организациях, учреждениях; льготы и преимущества работникам из фондов организации (сверх минимальных гарантий, установленных централизованными нормативными актами); графики отпусков и др.
Еще одной существенной особенностью метода трудового права является следование принципу единства и дифференциации правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Этот принцип основан на общих принципах правового регулирования труда, применяемых к различным категориям работников. Вместе с тем выполняемая работа некоторых категорий работников имеют специфику и нуждается в специальном правовом регулировании. Например, ст. 350 ТК РФ предусматривает для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ), для педагогических работников – сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ). Определенные особенности труда установлены также для работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждении РФ, для спортсменов и их тренеров, работников транспорта и др.
Некоторые исследователи выделяют еще и рекомендательный способ регулирования, получивший распространение в условиях перехода российской экономики на рыночные отношения. Этот способ предполагает принятие норм-рекомендаций, адресованных субъектам общественных отношений, составляющих предмет трудового права [5] . Его можно отнести к «мягкому» регулированию путем указания на желательное для государства поведение субъектов общественных отношений.
- [1] Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997. С. 358.
- [2] См.: Общая теория государства и права: акад. курс: в 3 т. / под ред. Μ. Н. Марченко. М., 2001. Т. 2. С. 398.
- [3]Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. С. 25.
- [4]Толстой Ю. К. Гражданское право и гражданское законодательство // Изв. вузов. Правоведение. СПб., 1998. № 2. С. 136.
- [5] Трудовое право: учебник / под. ред. О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой. М.: Проспект, 2008.
2. Предмет и метод трудового права
Трудовое право регулирует трудовые отношения и отношения, непосредственно с ними связанные.
Предметом трудового права являются следующие общественные отношения:
трудовые отношения работника с работодателем (юридическим или физическим лицом), основанные на трудовом договоре;
по организации труда и управлению трудом;
по обеспечению занятости и трудоустройству у данного работодателя;
по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
по участию работников и профессиональных союзов в обеспечении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
по надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда;
по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Определяя содержание предмета трудового права в условиях действия Трудового кодекса РФ, большинство авторов исходит из правила, что предмет трудового права составляют группы отношений, названные в ст. 1 ТК РФ*(11). Заслуживает поддержки мнение В.М. Луганцева о том, что «все отношения, урегулированные нормами ТК РФ и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют содержание предмета трудового права. Но степень их урегулированности (охвата) нормами трудового права различна»*(12).
Трудовое отношение — это отношение, основанное на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Кроме трудовых отношений в предмет отрасли трудового права входят иные общественные отношения, которые в ст. 1 ТК РФ названы непосредственно связанными с трудовыми отношениями.
Общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми отношениями, могут им предшествовать (например, отношения по обеспечению занятости), сопутствовать (например, отношения по организации труда и управлению трудом, по социальному партнерству, по профессиональной подготовке у данного работодателя), а некоторые могут последовать (например, отношения по трудовым спорам об увольнении). В науке трудового права выделяют организационно-управленческие отношения (они всегда сопутствуют трудовым отношениям) и охранительные (направлены на обеспечение соблюдения трудового законодательства).
Обратим внимание на то, что ТК РФ впервые сформулировал содержание предмета трудового права, однако, во-первых, это сделано недостаточно четко; во-вторых, соответствующая норма помещена в статью под названием «Цели и задачи трудового законодательства». В науке трудового права бесспорным является постулат о существовании одного трудового отношения, возникающего между работником и работодателем. Поэтому о трудовых отношениях (во множественном числе) можно говорить, лишь прибегая к обобщению: имея в виду неограниченное количество работников и работодателей. Указывая на недостатки действующей редакции указанной нормы, подвергаются критике неточности, содержащиеся в ст. 1 ТК РФ, касающиеся терминов «отношения социального партнерства», «отношения по разрешению трудовых споров»*(13).
Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т.е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата.
Метод дает ответ на вопрос: каким способом осуществляется регулирование общественных отношений?
Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.
1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования. В настоящее время их соотношение меняется в сторону усиления договорного (коллективно-договорного, индивидуально-договорного) и локального (местного) способов. Централизованное нормативное регулирование устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав (продолжительность рабочего времени, минимальный размер оплаты труда, ставка первого разряда единой тарифной сетки оплаты труда работников бюджетной сферы). Минимальный уровень гарантий трудовых прав работников не может быть снижен путем договорного регулирования (например, ст. 119 ТК РФ устанавливает, что работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором организации и который не может быть менее трех календарных дней). Централизованное регулирование играет важную роль в деле защиты интересов человека труда. Централизованное регулирование преобладает в таких правовых институтах, как дисциплина труда, охрана труда.
Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
Рыночные отношения существенно повысили значение договоров для регламентации трудовых прав и обязанностей, условий труда и его оплаты. Договорные начала регулирования наиболее отчетливо проявляются в институтах коллективного договора и трудового договора.
В условиях перехода к рыночной экономике государство не может не вмешиваться в процесс договорного регулирования, и происходит такое вмешательство путем установления пределов регулирования. Статья 9 ТК РФ «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке» закрепляет, что это регулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не должны содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. В названной статье Кодекса закреплен фундаментальный принцип трудового права — принцип недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с нормативным актом большей юридической силы.
2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.
Трудовые отношения возникают из договора — волевого акта, позволяющего сторонам самим определить характер отношений. Поэтому нормы трудового права в известной мере носят диспозитивный характер. Ограничения этого усмотрения субъектов в процессе осуществления трудовой деятельности направлены на определенную защиту интересов работника. В условиях рыночной экономики юридическая свобода сторон не означает экономического равенства, независимости работника от работодателя. Юридические гарантии для работника проявляются в установлении определенных ограничений, например запрет для работодателя в одностороннем порядке изменять условия трудового договора или расторгнуть трудовой договор без законных оснований.
3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т.е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав. В соответствии с действующим трудовым законодательством работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст. 371 ТК РФ). Так, учитывая мнение профсоюза, работодатель имеет право: вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев (ст. 73); увольнять работников, являющихся членами профсоюза (ст. 82); привлекать к сверхурочным работам (ст. 99); привлекать к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113); устанавливать различные стимулирующие выплаты (ст. 144); утверждать правила внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190) и др. Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, признаются недействительными (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
4. Специфичный способ защиты трудовых прав. В Трудовом кодексе РФ в качестве органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, обозначены комиссии по трудовым спорам (ст. 382). По коллективным трудовым спорам в качестве паритетного органа называется примирительная комиссия; в качестве третейского органа — трудовой арбитраж или посредник (ст. 401). Если же примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, то работники могут использовать свое право на забастовку.
Статья 352 ТК РФ указывает способы защиты трудовых прав работников: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
5. Единство и дифференциация правового регулирования труда. Единство трудового права отражается в его общих принципах, закрепленных в ст. 2 ТК РФ, в единых для всех работников и работодателей основных трудовых правах и обязанностях. Принцип единства устанавливается и общими нормами трудового законодательства, распространяющимися на всю территорию России и всех работников, где бы и кем бы они ни работали. Дифференциация, т.е. различие правового регулирования труда, проводится по следующим факторам, которые учитываются законодателем в процессе нормотворчества:
а) вредность и тяжесть условий труда (законодательством установлено сокращенное рабочее время, дополнительные отпуска, повышенная оплата труда);
б) природно-климатические условия (например, Крайнего Севера и приравненных к нему местностей);
в) субъектные основания (физиологические особенности женского организма, его детородная функция; социальная роль одинокого родителя; физиологические особенности организма подростков, необходимость продолжения ими образования без отрыва от производства; ограниченная трудоспособность инвалидов и др.).
г) специфика трудовой связи (сезонные, временные работники);
д) особенности труда в данной отрасли (отраслевая дифференциация).
Указанные нормы дифференциации (трудовые льготы, нормы-приспособления, нормы-изъятия) выработаны для того, чтобы отдельные категории работников могли наравне с другими осуществлять свои трудовые права. Большая часть специальных норм — это трудовые льготы (сокращенный рабочий день, удлиненный отпуск). Нормы-приспособления присущи отраслевой дифференциации (дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником — ст. 336 ТК РФ). Нормы-изъятия частично ограничивают применение общих правил для отдельных категорий работников (запрещение участвовать в забастовке государственным служащим; запрещение работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, работать за пределами установленной продолжительности рабочего времени — ст. 329 ТК РФ).
Раздел XII Трудового кодекса «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» посвящен дифференциации трудового права. Особенности регулирования труда реализуются в нормах, частично ограничивающих применение общих правил либо предусматривающих дополнительные правила (ст. 251 ТК). Статья 252 перечисляет случаи установления особенностей регулирования труда для женщин, лиц с семейными обязанностями, несовершеннолетних работников, руководителей организаций, совместителей. Данный перечень не является исчерпывающим. Трудовой кодекс РФ и федеральные законы «Об основах муниципальной службы», «О производственных кооперативах», «О сельскохозяйственной кооперации» могут устанавливать и иные случаи.
Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какой-либо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные.