Оглавление:
Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс
Урок 27
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным,
индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина
Одна из наиболее важных разновидностей человеческой деятельности — воинская деятельность. Цели ее изложены в Федеральном законе «Об обороне». К ним отнесены отражение агрессии, направленной против нашей страны, вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации и выполнение задач в соответствии с международными договорами. Воинская деятельность признана приоритетной перед другими формами деятельности, так как она имеет особенности, о которых мы уже говорили в главе 1 этого раздела. Современная воинская деятельность многообразна. Условно ее можно подразделить на три основных вида: боевую, учебно-боевую и повседневную деятельность.
Боевая деятельность — это основной вид воинской деятельности. Она осуществляется в ходе боевых действий. Под ними принято понимать организованные действия по достижению определенных целей в бою. Основные виды боевых действий — наступление и оборона. В современных условиях боевые действия отличаются высокой маневренностью, решительностью, скоротечностью, резкими изменениями обстановки и широким применением различных видов оружия и боевой техники.
Учебно-боевая деятельность (ее осуществляют в целях обеспечения успешной боевой деятельности) состоит из системы мероприятий по обучению и воспитанию военнослужащих и подготовке подразделений и частей для совместных боевых действий. В ее процессе с военнослужащими проводят занятия и тренировки по различным предметам обучения, боевые стрельбы, а также учения — наиболее эффективную форму полевой, морской и воздушной выучки личного состава.
Повседневная деятельность охватывает практически все остальные стороны жизни военноелужащих. В каждой воинской части ее осуществляют в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. Они регламентируют эту деятельность в целях поддержания в подразделениях и частях внутреннего порядка и дисциплины, обеспечивающих высокую боевую готовность, учебу военнослужащих, организованное выполнение других задач и сохранение здоровья личного состава. Выполнение своих обязанностей в повседневной деятельности помогает воинам выдерживать тяжелые испытания в боевой обстановке.
Воинская деятельность предъявляет к военнослужащим высокие требования по уровню профессиональной подготовки, образования, состояния здоровья, физической подготовки и психологической устойчивости. В каждом виде Вооруженных Сил и роде войск эта деятельность имеет свои особенности, которыми определяются профессионально важные качества военнослужащих (табл. 8).
Главные общие требования, предъявляемые воинской деятельностью к каждому военнослужащему, — высокий уровень боевого мастерства, дисциплинированности и психологической подготовки.
Боевое мастерство предполагает такую профессиональную подготовленность воина, которая обеспечит наиболее эффективное применение оружия и техники, а также использование условий боевой обстановки для достижения превосходства над противником.
Дисциплинированность воина заключается в его уважительном отношении к законам государства и нравственным нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. Высшее выражение дисциплинированности — готовность к самопожертвованию в бою.
Психологическая подготовка представляет собой комплекс мер по выработке у воинов высокой боевой активности и формированию у них таких черт характера, как мужество, смелость, храбрость и самоотверженность.
Большое значение для успешной воинской деятельности имеют психические и морально-этические качества призывников. Эти качества образуют структуру личности гражданина и присущи всем людям. Основные из этих свойств — направленность личности, характер, способности и темперамент.
Направленность личности проявляется в идейных убеждениях, нравственных принципах и мировоззренческих взглядах на те или иные проблемы. Это свойство характеризует человека в отношении того, к чему он стремится и что ценит. Основное требование к направленности личности воина — соответствие его нравственного развития, жизненных целей, личных решений, убеждений и устремлений интересам нашего общества и задачам повышения боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил.
Под характером понимают совокупность черт, составляющих индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. Основные черты характера, требующиеся для успешной военной деятельности, представлены на схеме 31.
Следующее свойство личности — способности, позволяющие быстро овладеть той или иной специальностью. Развитие соответствующих способностей в военном деле позволяет призванному в ряды Вооруженных Сил в короткий срок приобрести нужные для службы знания, умения и навыки. Способности определяют по таким показателям, как уровень развития мышления, памяти, наблюдательности и воображения, чувствительность органов зрения, слуха и осязания, приспособленность к производству точных движений и т. д.
Темперамент тесно связан с характером человека и его способностями. Он отражает особенности протекания психических процессов и состояний. Основные компоненты темперамента: общая активность, двигательные проявления и эмоциональность. Различают четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Каждый из них проявляется по-разному, но любой может найти применение в каком-либо соответствующем ему виде воинской деятельности. В своем темпераменте человеку трудно что-либо изменить, однако можно сделать более содержательными его положительные стороны и несколько сгладить отрицательные.
Воинская деятельность имеет ярко выраженный коллективный характер. Элементами коллектива являются люди, занимающие различное положение и выполняющие определенные обязанности. Поэтому важное место в психологии воинского коллектива занимают межличностные отношения, которые отражают позицию воина к каждому из своих товарищей. Эти отношения связывают всех военнослужащих коллектива и имеют большое значение для их психологической совместимости. Совместимость членов коллектива формируется на основе воспитания у воинов чувства симпатии, доверия и уважения к товарищам, готовности к совместным с ними действиям. Важная роль в воспитании членов коллектива в духе товарищества, доверия, взаимовыручки и взаимопомощи принадлежит командиру. Согласно уставу, он обязан воспитывать подчиненных, заботиться о сплочении коллектива и укреплении дружбы между воинами.
В заключение отметим, что воинская деятельность — это сложное во многих отношениях явление. Она общественно необходима и востребована и занимает в любом государстве важнейшее место.
1. На какие виды можно условно подразделить воинскую деятельность?
2. Что понимают под боевой деятельностью?
3. С какой целью осуществляют учебно-боевую деятельность?
4. Какими документами регламентирована повседневная деятельность военнослужащих?
5. Что называют боевым мастерством?
6. В чем заключается дисциплинированность воина?
7. Что такое направленность личности?
8. Что понимают под характером личности?
9. По каким показателям определяют способности личности?
10. Какие типы темпераментов личности вы знаете?
Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего
Анализ видов воинской деятельности с позиции ее конечного предназначения — поддержание Вооруженных Сил РФ на уровне, обеспечивающем надежную защиту страны от агрессии и вооруженную защиту целостности и неприкосновенности ее территории, а также выполнение задач по защите ее интересов — свидетельствует о постоянном возрастании требований к уровню подготовки призывников. В условиях повышения технической оснащенности Вооруженных Сил государства, сокращения времени, необходимого для развертывания войск и приведения их в боевую готовность, возросли требования к уровню морально-психологической, профессиональной и физической подготовки, как каждого военнослужащего, так и подразделений и частей в целом. Особое назначение приобретают такие качества, как устойчивость внимания, скорость и точность восприятия окружающей обстановки, быстрота и гибкость мышления. Важное значение имеют также личностные качества: самостоятельность, ответственность, способность принимать решение в условиях жесткого дефицита времени, эмоционально-волевая устойчивость, готовность к самопожертвованию во имя защиты Отечества. Все эти качества должен развивать в себе юноша перед поступлением на военную службу, как по призыву, так и по контракту. Необходимость подготовки юношей к военной службе существовала еще в древние времена. Для примера можно ознакомиться с системой воспитания у граждан готовности к защите Отечества в Древней Греции. В древнегреческих государствах Афинах и Спарте существовала государственная организация — эфебия, предназначенная для подготовки свободнорожденных юношей от 18 до 20 лет к военной и гражданской службе. По описаниям старинных источников, молодой грек к 18 годам был хорошо подготовлен в общеобразовательной, гимнастической и музыкальной школах. Он умел читать, писать, знал наизусть поэмы Гомера и Гесиода, хорошо плавал, владел основными приемами борьбы, кулачного боя, имел достаточно развитое мышление благодаря обязательному изучению философии. Для зачисления в эфебию юноше надо было пройти сложную процедуру различных испытаний. Подготовка эфебов включала разнообразные интенсивные гимнастические тренировки и военные упражнения с боевым оружием. Кроме того, большое внимание уделялось театральным репетициям и углубленному изучению философии. Подготовка афинских юношей в эфебии к защите государства строилась на основе принципа всестороннего гармоничного развития духа и тела, формировала личность патриота и гражданина, верного идеалам демократии, личной свободы и ответственности, умеющего сражаться в самых сложных условиях, готового отдать свою жизнь за свободу и родину своих предков. Формы подготовки эфебов к военной службе не потеряли своей значимости и в наши дни. Как и во все времена, подготовка к военной службе и военная служба требуют от человека напряжения его духовных и физических сил. Основные требования для успешного исполнения обязанностей воинской деятельности сегодня определены в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Здесь изложены требования к воинской деятельности каждого военнослужащего, соблюдение которых обеспечит успешное выполнение конституционного долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества. При подготовке к военной службе с учетом общих требований воинской деятельности каждому юноше следует особое внимание обратить на физическую подготовку, выработку необходимых физических качеств, обеспечивающих успешное исполнение воинских обязанностей и стойкое перенесение трудностей военной службы. Учитывая резкое снижение организации физической подготовки в общеобразовательных учреждениях и разрушение спортивной базы, молодым людям надо самим больше внимания уделять занятиям физической культурой и спортом для развития таких жизненно необходимых качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость. Эти качества нужны человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности и подготовки к военной службе в особенности. Для развития этих качеств рекомендуются систематические занятия физической культурой и спортом, основу которых должны составлять самостоятельные занятия, эффективное использование учебного времени на уроках физической культуры, занятия в спортивных секциях. Для оценки уровня своей физической подготовки можно воспользоваться нормативными данными по подготовленности студентов вузов и учащихся общеобразовательных учреждений для возраста 17 лет. Сравните свои показатели в физической подготовке с приведенными нормативами, определите уровень подготовленности и пути повышения и укрепления своего физического здоровья.
I. Контрольные нормативы для оценки силовой подготовленности студентов-призывников.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина
Гипермаркет знаний>>Основы безопасности жизнедеятельности>>ОБЖД 11 класс>>Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина
5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина
Общие требования воинской деятельности
Анализ видов воинской деятельности с позиции ее конечного предназначения — приведение и поддержание Вооруженных Сил РФ на уровне, обеспечивающем надежную защиту страны от агрессии и вооруженную защиту целостности и неприкосновенности ее территории, а также выполнение задач по защите ее интересов — свидетельствует о постоянном возрастании требований воинской деятельности к уровню подготовки призывников.
В условиях повышения технической оснащенности Вооруженных Сил государства, сокращения времени, необходимого для развертывания войск и приведения их в готовность вступить в бой, возросли требования к уровню морально-психологической, профессиональной и физической подготовки как каждого военнослужащего, так и подразделений и частей в целом (вклейка, фото 27, 28). Особое значение приобретают такие качества военнослужащих, как устойчивость внимания, скорость и точность восприятия окружающей обстановки, быстрота и гибкость мышления. Важное значение имеют также личностные качества: самостоятельность, ответственность, способность принимать решение в условиях жесткого дефицита времени, эмоционально-волевая устойчивость, готовность к самопожертвованию во имя защиты Отечества.
Наиболее полно перечисленные качества проявились в годы Великой Отечественной войны. Верные своему народу, Родине, советские воины в боях с врагом проявляли высокие образцы героизма, сплоченности, стойкости и взаимовыручки. Каждый боец в минуту смертельной опасности действовал самоотверженно, шел на подвиг ради достижения победы в бою.
Приведем несколько известных примеров, характеризующих наших воинов во время Великой Отечественной войны.
В ходе Курской битвы 5 июля со стороны Белгорода немцы ввели в бой 700 танков и большие силы пехоты. В итоге первого дня боев противнику удалось продвинуться на 4—6 км, на узком участке форсировать Северный Донец северо-восточное Белгорода и овладеть небольшим плацдармом. Для удержания второй полосы обороны была выдвинута 1-я гвардейская танковая армия. Отразив до восьми атак противника, воины армии удержали вторую полосу обороны.
Яркий героический подвиг в этом бою совершили воины танкового батальона, которым командовал майор Вовченко. Имея всего 10 танков, батальон вел героическую борьбу с 70 танками противника. В течение двух часов воины батальона уничтожили 24 вражеских танка (в том числе 14 «тигров»). Самоотверженно сражался в этом бою экипаж танка лейтенанта Шаландина. Роту, в которой он действовал, стала обходить группа вражеских танков. Лейтенант Шаландин и члены его экипажа — старшие сержанты Кустов, Лекомцев и сержант Зеленин — смело вступили в бой с численно превосходящим противником. Действуя из засады, они подпустили вражеские танки на дистанцию прямого выстрела, а затем, ударив по бортам, подожгли два танка «тигр» и один средний танк. Танк Шаландина также был подбит и загорелся. На горящем танке экипаж решил пойти на таран и с ходу врезался в борт «тигра». Вражеский танк загорелся, но погиб и весь экипаж Шаландина.
Одновременно с боями на земле во время Курской битвы шли ожесточенные сражения с воздуха. Бессмертный подвиг совершил здесь летчик гвардии лейтенант Горовец. 6 июля в составе эскадрильи на самолете Ла-5 он прикрывал наши войска. Возвращаясь с задания, Горовец увидел большую группу вражеских бомбардировщиков и атаковал их. В ходе боя отважный летчик сбил 9 вражеских бомбардировщиков, но и сам погиб.
Для того чтобы более реально определить пути, с чего начать молодому человеку при подготовке к военной службе, да и не только к военной, но и к гражданской службе Отечеству, обратимся к статистике, определяющей уровень подготовленности молодежи призывного возраста к военной службе и к полноценной жизни вообще. Для этого воспользуемся анализом, сделанным в Генеральном штабе Вооруженных Сил России, по организации и проведению осеннего призыва на военную службу в 2000 г.
Сохраняется тенденция снижения здоровья призывников. Неуклонно продолжает снижаться суммарная доля призывников, признаваемых годными к военной службе и годными к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья. В осенний призыв 2000 г. общее количество граждан, признанных годными к военной службе, по РФ составило 67,4%. В анализе также отмечен низкий процент призывников, имеющих 1-й спортивный разряд или спортивные звания по военно-прикладным видам спорта (2,3%). Такое состояние уровня подготовленности молодого поколения к реальной жизни, в том числе и к военной службе, сидетельствует не только об отрицательном влиянии социально-экономических факторов, но и безответственном отношении молодежи к своему здоровью, физической закалке и образованию.
Необходимость подготовки юношей к военной службе не нова, она существовала еще в древние времена. Для примера можно ознакомиться с системой воспитания готовности к защите Отечества в Древней Греции. В древнегреческих государствах Афинах и Спарте существовала государственная организация — эфебия, предназначенная для подготовки юношей от 18 до 20 лет к военной и гражданской службе.
По описаниям старинных источников, молодой грек к 18 годам был хорошо подготовлен в общеобразовательной, гимнастической и музыкальной школах. Он умел читать, писать, знал наизусть поэмы Гомера и Гесиода, хорошо плавал, владел основными приемами борьбы, бокса, имел достаточно развитое мышление благодаря обязательному изучению философии.
Для зачисления в эфебию юноше надо было пройти сложную процедуру различных испытаний. Подготовка эфебов включала разнообразные интенсивные гимнастические тренировки и военные упражнения с боевым оружием. Кроме того, большое внимание уделялось театральным репетициям и углубленному изучению философии.
Подготовка афинских юношей в эфебии к защите государства строилась на основе принципа всестороннего гармоничного развития духа и тела, формировала личность патриота и гражданина, верного идеалам демократии, личной свободы и ответственности, умеющего сражаться в самых сложных условиях, готового отдать свою жизнь за свободу и родину своих предков.
формы подготовки эфебов к военной службе не потеряли своей значимости и в наши дни. Как и во все времена, подготовка к военной службе и военная служба требуют от человека напряжения его духовных и физических сил.
Основные требования для успешного исполнения обязанностей воинской деятельности сегодня определены в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ (см. раздел 4.2).
Здесь изложены требования к воинской деятельности каждого военнослужащего, соблюдение которых обеспечит успешное выполнение конституционного долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества.
При подготовке к военной службе с учетом общих требований воинской деятельности каждому юноше следует особое внимание обратить на физическую подготовку, выработку необходимых физических качеств, обеспечивающих успешное исполнение воинских обязанностей и стойкое перенесение трудностей военной службы. Учитывая резкое снижение организации физической подготовки в общеобразовательных учреждениях и разрушение спортивной базы, молодым людям надо самим больше внимания уделять занятиям физической культурой и спортом для развития таких жизненно необходимых качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость. Все эти качества нужны человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности и при его подготовке к военной службе в особенности. Для развития этих качеств рекомендуются систематические занятия физической культурой и спортом, основу которых должны составлять самостоятельные занятия, эффективное использование учебного времени на уроках физической культуры, занятия в спортивных секциях.
Для оценки уровня своей физической подготовки можно воспользоваться нормативными данными по подготовленности студентов вузов и учащихся общеобразовательных учреждений в возрасте 17 лет.
Сравни свои показатели в физической подготовке с приведенными нормативами, определи уровень подготовленности и пути повышения и укрепления своего физического здоровья.
I. Контрольные нормативы для оценки силовой подготовленности студентов вузов
II. Контрольные нормативы для оценки быстроты и скоростно-силовой подготовленности студентов вузов
III. Контрольные нормативы для оценки силовой выносливости студентов вузов
IV. Уровень подготовленности учащихся 17 лет
Воинская деятельность сегодня носит ярко выраженный коллективный характер.
Использование современных технических средств не только предполагает распределение функций между членами отделения, расчета, экипажа, взвода, роты и т. д., но и требует полной согласованности их действий в процессе боевой работы. Первостепенное значение приобретают вопросы психологической совместимости военнослужащих. Поэтому в большинстве случаев военнослужащему недостаточно лишь умения и готовности качественно исполнить непосредственные обязанности, он должен еще обладать способностью работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими членами экипажа (номерами боевого расчета), иметь внутреннюю направленность на коллективизм.
Психологическую основу взаимоотношений военнослужащих в коллективе составляют уставные взаимоотношения между ними, которые складываются в процессе совместной службы и повседневной жизни.
Военнослужащие, входящие в состав отделения, расчета, экипажа, связываются друг с другом прежде всего функционально, на основе выполнения единой воинской деятельности. При этом разделение действий военнослужащих в воинском коллективе на индивидуальные обязанности осуществляется так, чтобы обеспечивалась возможность эффективно выполнять единую общую задачу.
Необходимо отметить, что в процессе совместной жизнедеятельности военнослужащие постоянно взамодействуют друг с другом не только в ходе коллективного выполнения задач боевой подготовки, но и в столовой, у телевизора, на спортивной площадке, при совместном проведении свободного от службы времени.
В процессе практически постоянного взаимодействия членов воинского коллектива между ними неизбежно могут возникнуть самые различные противоречия, которые при определенных условиях могут перерасти в конфликт. Любой конфликт всегда отрицательно влияет на взамоотношения в группе, а следовательно, и на уровень боеспособности и боеготовности отделения, экипажа, расчета.
Всякий конфликт является одним из крайних способов разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия как отдельных военнослужащих, так и их групп.
При правильной организации взаимоотношений в воинском коллективе противоречия, возникшие между его военнослужащими, могут быть разрешены путем взаимного компромисса между ними. Умение жить бесконфликтно — это одно из требований воинской деятельности.
Но само оно не приходит, ему надо учиться и учитывать, что общая задача воинского коллектива —уровень боеспособности и боеготовности — выше личных запросов. При этом надо помнить, что любые компромиссы не должны унижать личное достоинство человека.
Зачастую конфликтные ситуации между военнослужащими да и молодыми людьми возникают из-за личных взглядов и убеждений, которые не всегда бывают правильными. Поэтому каждому человеку не помешает знать о себе, конфликтная ли он личность.
Военная служба — это первая ступень, где проверяется уровень подготовки человека к взрослой жизни, где жестко, без скидок и условностей каждый получает оценку уровня своей подготовленности к жизни, которого достигает за прожитые 18 лет.
Военная служба всегда была для человека испытанием его духовных и физических сил и величайшей школой подготовки к жизни. В настоящее время эти положения стали более значимыми. Современный уровень оснащенности Вооруженных Сил новыми видами вооружения и военной техники не только повышает требования к общеобразовательному уровню, физической подготовленности и морально-психологическим качествам призывников, но и позволит им в процессе прохождения военной службы приобрести профессиональные знания, навыки и качества, необходимые в жизни после военной службы. Это знания конструкций, правил эксплуатации и ремонта различных видов техники, агрегатов и устройств, навыки в правилах поведения в различных воинских коллективах, позволяющих строить бесконфликтные взаимоотношения с военнослужащими и успешно решать самые сложные коллективные задачи.
Поэтому подготовка молодого человека к военной службе, по сути дела, подготовка его к взрослой жизни. Она наиболее эффективна и целенаправленна, так как требования к призывнику четко обозначены.
Вопросы и задания
1. Чем обоснована необходимость повышения качества подготовки молодежи призывного возраста к военной службе?
2. Основные обязанности военнослужащих.
3. Требования к физическим качествам молодежи допризывного возраста. Значение физической культуры для подготовки к военной службе.
4. Основные понятия во взаимоотношениях в воинском коллективе, их основа. Психологическая совместимость членов боевого отделения.
Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2002. — 159 с. — ил.
Видео по ОБЖД скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Требования воинской деятельности предъявляемых к качествам военнослужащих
В условиях повышения технической оснащенности Вооруженных Сил государства, сокращения времени, необходимого для развертывания войск и приведения их в готовность к вступлению в бой, возросли требования к уровню морально-психологической, профессиональной и физической подготовки каждого военнослужащего. Особое значение сегодня приобретают такие качества, как устойчивость внимания, скорость и точность восприятия окружающей обстановки, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решение в условиях жесткого дефицита времени, эмоционально-волевая устойчивость, готовность к самопожертвованию во имя защиты Отечества. Все эти качества должен развивать в себе юноша перед поступлением на военную службу как по призыву, так и по контракту.
Практика работы призывных комиссий военкоматов выявила ряд проблем в ходе проведения призыва. Прежде всего – это состояние здоровья призывников. Отмечено, что почти каждый третий юноша освобождается от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Недостаточен уровень физической подготовленности юношей призывного возраста. Снизился уровень и их общеобразовательной подготовки. Такое состояние свидетельствует не только об отрицательном влиянии объективных социально-экономических факторов, но и о безответственном отношении молодежи к своему здоровью, физической закалке и образованию.
При подготовке к военной службе каждому юноше следует особое внимание обратить на свою физическую подготовку, которая должна обеспечить успешное исполнение воинских обязанностей и стойкое перенесение трудностей. Учитывая резкое снижение организации физической подготовки в общеобразовательных учреждениях и разрушение спортивной базы, молодым людям надо самим больше внимания уделять занятиям физической культурой и спортом для развития таких жизненно важных качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость (табл. 4, 5).
Для оценки уровня своей физической подготовки молодые люди могут воспользоваться нормативами для студентов вузов и учащихся общеобразовательных учреждений.
Контрольные нормативы для оценки физической подготовленности студентов вузов
Уровень подготовленности учащихся 17 лет
Морально-психологические требования
Воинская деятельность сегодня носит ярко выраженный коллективный характер. Использование современных технических средств не только предполагает распределение функций между членами отделения, расчета, экипажа, взвода, роты, но и требует полной согласованности их действий в процессе боевой работы. Первостепенное значение приобретают вопросы психологической совместимости военнослужащих. Поэтому в большинстве случаев военнослужащему недостаточно лишь умения и готовности качественно исполнить непосредственные обязанности. Он должен еще обладать способностью работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими членами экипажа (номерами боевого расчета), иметь внутреннюю направленность на коллективизм. Психологическую основу взаимодействия военнослужащих в коллективе составляют уставные взаимоотношения между ними, которые складываются в процессе совместной службы и повседневной жизни. В процессе совместной жизнедеятельности военнослужащие постоянно взаимодействуют друг с другом не только в ходе коллективного выполнения задач боевой подготовки, но и в столовой, у телевизора, на спортивной площадке, при совместном проведении свободного от службы времени. При этом между членами воинского коллектива могут возникнуть самые различные противоречия, которые при определенных условиях могут перерасти в конфликт. Любой конфликт всегда отрицательно влияет на взаимоотношения в группе, а следовательно, и на уровень боеспособности и боеготовности отделения, экипажа, расчета. При правильной организации взаимоотношений в воинском коллективе противоречия, возникшие между военнослужащими, могут быть разрешены путем взаимного компромисса между ними. Умение жить бесконфликтно – это одно из требований воинской деятельности. Но само оно не приходит, ему надо учиться и учитывать, что общая задача воинского коллектива выше личных запросов и интересов. При этом надо помнить, что любые компромиссы не должны унижать личное достоинство человека. Военная служба – это первая ступень, где проверяется уровень готовности человека к взрослой жизни, где жестко, без скидок и условностей каждый получает оценку за прожитые 18 лет.
Современный уровень технической оснащенности Вооруженных Сил не только повышает требования к общеобразовательному уровню, физической подготовленности и морально-психологическим качествам призывников, но и позволяет им в процессе военной службы приобрести профессиональные знания, навыки и качества, необходимые в жизни после увольнения в запас. Поэтому прохождение военной службы для молодого человека является, по сути дела, подготовкой его ко взрослой жизни.
Требования воинской деятельности предъявляемых к качествам военнослужащих
Пособие разработано в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О статусе военнослужащих».
Материал, изложенный в книге, дополняет содержание раздела «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Его могут успешно использовать школьники старших классов, учащиеся колледжей, техникумов, профессионально-технических училищ, студенты педагогических вузов, а также юноши, обучающиеся в учебных пунктах организаций.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Данная творческая работа поможет учителю сэкономить максимум времени для подготовки и в рамках ФГОС провести урок или внеклассное мероприятие по безопасности в современной образовательной организации с участниками образовательного процесса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответы на вопросы по параграфу: «Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально – психологическим и профессиональным качествам гражданина». Презентацию по ОБЖ подготовила ученица 11 класса Евдокимова Ольга. Учитель: Козырь Ю.Д.. муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нарышкинская средняя общеобразовательная школа»
учебно-боевую боевую На какие виды можно условно подразделить воинскую деятельность? Условно воинскую деятельность можно подразделить на: повседневную
Что понимают под боевой деятельностью? Боевая деятельность – это основной вид воинской деятельности. Она осуществляется в ходе боевых действий. Под ними принято понимать организованные действия по достижению определённых целей в бою. Основные виды боевых действий – наступление и оборона. В современных условиях боевые действия отличаются высокой маневренностью, решительностью, скоротечностью, резкими изменениями обстановки и широким применением различных видов оружия и боевой техники.
С какой целью осуществляют учебно-боевую деятельность? Учебно-боевая деятельность (её осуществляют в целях обеспечения успешной боевой деятельности) состоит из системы мероприятий по обучению и воспитанию военнослужащих и подготовке подразделений и частей для совместных боевых действий. В её процессе с военнослужащими проводят занятия и тренировки по различным предметам обучения, боевые стрельбы, а также учения – наиболее эффективную форму полевой, морской и воздушной выучки личного состава.
Какими документами регламентирована повседневная деятельность военнослужащих? Повседневная деятельность охватывает практически все остальные стороны жизни военнослужащих. В каждой воинской части её осуществляют в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооружённых Сил РФ. Они регламентируют эту деятельность в целях поддержания в подразделениях и частях внутреннего порядка и дисциплины, обеспечивающих высокую боевую готовность, учёбу военнослужащих, организованное выполнение других задач и сохранение здоровья личного состава.
Что называют боевым мастерством? Боевое мастерство – такая профессиональная подготовленность воина, которая обеспечит наиболее эффективное применение оружия и техники, а также использование условий боевой обстановки для достижения превосходства над противником.
В чём заключается дисциплинированность воина? Дисциплинированность воина заключается в его уважительном отношении к законам государства и нравственным нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. Высшее выражение дисциплинированности — готовность к самопожертвованию.
Что такое направленность личности? Направленность личности проявляется в идейных убеждениях, нравственных принципах и мировоззренческих взглядах на те или иные проблемы. Это свойство характеризует человека в отношении того, к чему он стремится и что ценит. Основное требование к направленности личности воина – соответствие его нравственного развития, жизненных целей, личных решений, убеждений и устремлений к интересам нашего общества и задачам повышения боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил.
Что понимают под характером личности? Под характером личности понимают совокупность черт, составляющих индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношения к окружающей среде. Основные черты характера: Воинские: смелость; самоотверженность; мужество; стойкость; бдительность; хладнокровие. Социальные: коллективизм; доброжелательность; товарищество; взаимовыручка. Профессиональные: трудолюбие; дисциплина; аккуратность; пунктуальность. Личные: скромность; гордость; чувство чести и личного достоинства.
Какие типы темпераментов личности вы знаете? Темперамент тесно связан с характером человека и его способностями. Он отражает особенности протекания психических процессов и состояний. Основные компоненты темперамента: общая активность, двигательные проявления и эмоциональность. Различают четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический . Каждый из них проявляется по-разному, но любой может найти применение в каком-либо соответствующем ему виде воинской деятельности.
Требования воинской деятельности
Разработал: Преподаватель-организатор ОБЖ и ДП Митяев Игорь Иванович 2014 год Тема : Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуальнопсихологическим и профессиональным качествам гражданина. Лекция – 2 ч. Печорское РУ- филиал ФГБОУ. Показать больше
Разработал: Преподаватель-организатор ОБЖ и ДП Митяев Игорь Иванович 2014 год Тема : Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуальнопсихологическим и профессиональным качествам гражданина. Лекция – 2 ч. Печорское РУ- филиал ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова» Спрятать
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и.pptx — Презентация урока по ОБЖ на тему: «Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданин» УРОК 1 (11 класс)
Требования воинской
деятельности,
предъявляемые к
моральным и
индивидуальным
качествам гражданина
Преподаватель-организатор ОБЖ
Дегтярёв А.И.
Общие требования воинской
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ВОИНСКОЙ
деятельности
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ видов воинской деятельности с позиции ее
конечного предназначения приведение и поддержание
Вооруженных Сил РФ на уровне, обеспечивающем
надежную защиту страны от агрессии и вооруженную
защиту целостности и неприкосновенности ее
территории, а также выполнение задач по защите ее
интересов свидетельствует о постоянном возрастании
требований воинской деятельности к уровню подготовки
призывников. В условиях повышения технической
оснащенности Вооруженных Сил государства,
сокращения времени, необходимого для развертывания
войск и приведения их в готовность вступить в бой,
возросли требования к уровню морально-
психологической, профессиональной и физической
подготовки как каждого военнослужащего, так и
подразделений и частей в целом.
В условиях повышения
технической оснащенности
Вооруженных Сил
государства, сокращения
времени, необходимого
для развертывания войск и
приведения их в
готовность вступить в бой,
выросли требования к
уровню морально-
психологической,
профессиональной и
физической подготовки
как каждого
военнослужащего, так и
подразделений и частей в
целом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ МОРАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Особое значение приобретают
такие качества
военнослужащих, как
устойчивость внимания,
скорость и точность
восприятия окружающей
обстановки, быстрота и
гибкость мышления. Важное
значение имеют также
личностные качества:
самостоятельность,
ответственность, способность
принимать решение в условиях
жесткого дефицита времени,
эмоционально- волевая
устойчивость, готовность к
самопожертвованию во имя
защиты Отечества.
ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
Практика работы призывных комиссий
выявила ряд проблем в ходе
проведения призыва. Прежде всего
это состояние здоровья призывников.
Отмечено, что почти каждый третий
юноша освобождается от призыва на
военную службу по состоянию
здоровья. Низок уровень физической
подготовленности юношей призывного
возраста. Снизился уровень и их
общеобразовательной подготовки.
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ И
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ЦЕНЗУ
ПРИЗЫВНИКОВ
Такое состояние
уровня
подготовленности
молодого поколения к
реальной жизни, в том
числе и к военной
службе,
свидетельствует не
только об
отрицательном
влиянии социально-
экономических
факторов, но и о
безответственном
отношении молодежи
к своему здоровью
РЕАЛИИ ЖИЗНИ
Требования к подготовке :
Основные требования для успешного исполнения обязанностей
воинской деятельности сегодня определены в Уставе внутренней
службы Вооруженных Сил РФ. Здесь изложены требования к воинской
деятельности каждого военнослужащего, соблюдение которых
обеспечит успешное выполнение конституционного долга и обязанности
гражданина Российской Федерации по защите Отечества. При
подготовке к военной службе с учетом общих требований воинской
деятельности каждому юноше следует особое внимание обратить на
физическую подготовку, выработку необходимых физических качеств,
обеспечивающих успешное исполнение воинских обязанностей и
стойкое перенесение трудностей военной службы. Учитывая резкое
снижение организации физической подготовки в общеобразовательных
учреждениях и разрушение спортивной базы, молодым людям надо
самим больше внимания уделять занятиям физической культурой и
спортом для развития таких жизненно необходимых качеств, как сила,
быстрота, выносливость, гибкость. Все эти качества нужны человеку в
процессе его повседневной жизнедеятельности и при его подготовке к
военной службе в особенности.
МЫСКУЛ СВОЙ , ДЫХАНЬЕ , ТЕЛО – ТРЕНИРУЙ С
ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ВОЕННОГО ДЕЛА !
Для развития этих
качеств
рекомендуются
систематические
занятия физической
культурой и спортом,
основу которых
должны составлять
самостоятельные
занятия, эффективное
использование
учебного времени на
уроках физической
культуры, занятия в
спортивных секциях.
СДЕЛАЙ СЕБЯ САМ !
юю
Морально-психологические требования
Воинская деятельность сегодня носит ярко выраженный
коллективный характер. Использование современных
технических средств не только предполагает распределение
функций между членами отделения, расчета, экипажа,
взвода, роты и т. д., но и требует полной согласованности их
действий в процессе боевой работы. Первостепенное
значение приобретают вопросы психологической
совместимости военнослужащих. Поэтому в большинстве
случаев военнослужащему недостаточно лишь умения и
готовности качественно исполнить непосредственные
обязанности, он должен еще обладать способностью
работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с
другими членами экипажа, иметь внутреннюю
направленность на коллективизм. Психологическую
основу взаимоотношений военнослужащих в
коллективе составляют уставные взаимоотношения
между ними, которые складываются в процессе
совместной службы и повседневной жизни.
Военная служба это первая
ступень, где проверяется уровень
подготовки человека к взрослой жизни,
каждый получает оценку уровня своей
подготовленности к жизни, которого
достигает за прожитые 18 лет. Военная
служба всегда была для человека
испытанием его духовных и физических сил
и величайшей школой подготовки к жизни. В
настоящее время эти положения стали более
значимыми. Современный уровень
оснащенности Вооруженных Сил новыми
видами вооружения и военной техники не
только повышает требования к
общеобразовательному уровню, физической
подготовленности и морально-
психологическим качествам призывников, но
и позволит им в процессе прохождения
военной службы приобрести
профессиональные знания, навыки и
качества, необходимые в жизни после
военной службы. Это знания конструкций,
правил эксплуатации и ремонта различных
видов техники, агрегатов и устройств,
навыки в правилах поведения в различных
воинских коллективах, позволяющих строить
бесконфликтные взаимоотношения с
военнослужащими и успешно решать самые
сложные коллективные задачи.
Солдатами не рождаются , солдатами
становятся !