Оглавление:
Закон о государственной защите свидетелей
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ
«О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
С изменениями и дополнениями от:
29 декабря 2004 г., 24 июля 2007 г., 5 апреля, 28 декабря 2010 г., 30 ноября 2011 г., 21, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 4 июня 2014 г., 8 марта 2015 г., 3 июля 2016 г., 7 февраля 2017 г.
Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года
Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ в преамбулу к настоящему Федеральному закону внесены изменения
Настоящий Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.
Президент Российской Федерации
20 августа 2004 года
- Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 5)
- Статья 1. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства
- Статья 2. Лица, подлежащие государственной защите
- Статья 3. Органы, обеспечивающие государственную защиту
- Статья 4. Принципы осуществления государственной защиты
- Статья 5. Правовая основа государственной защиты
- Глава 2. Виды государственной защиты (ст.ст. 6 — 15)
- Статья 6. Меры безопасности
- Статья 7. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица
- Статья 8. Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности
- Статья 9. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице
- Статья 10. Переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности защищаемого лица
- Статья 11. Изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица
- Статья 12. Временное помещение защищаемого лица в безопасное место
- Статья 13. Обеспечение безопасности военнослужащего
- Статья 14. Обеспечение безопасности защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания
- Статья 15. Меры социальной поддержки
- Глава 3. Основания и порядок осуществления государственной защиты (ст.ст. 16 — 22)
- Статья 16. Основания применения мер безопасности
- Статья 17. Основания применения мер социальной поддержки
- Статья 18. Порядок применения мер безопасности
- Статья 19. Порядок применения мер социальной поддержки
- Статья 20. Отмена мер безопасности
- Статья 21. Конфиденциальность осуществления государственной защиты
- Статья 22. Обязательность исполнения решений об осуществлении государственной защиты
- Глава 4. Права и обязанности защищаемых лиц и органов, обеспечивающих государственную защиту (ст.ст. 23 — 24)
- Статья 23. Права и обязанности защищаемых лиц
- Статья 24. Права и обязанности органов, обеспечивающих государственную защиту
- Глава 5. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона (ст.ст. 25 — 27)
- Статья 25. Ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению государственной защиты
- Статья 26. Ответственность за разглашение сведений о защищаемом лице и мерах безопасности
- Статья 27. Ответственность защищаемого лица
- Глава 6. Финансовое и материально-техническое обеспечение государственной защиты (ст. 28)
- Статья 28. Финансовое и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты
- Глава 7. Заключительные положения (ст. 29)
- Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Внесены изменения в закон о государственной защите судей и закон о государственной защите потерпевших
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Федеральный закон принят Государственной Думой 27 января 2017 года, одобрен Советом Федерации 1 февраля 2017 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон направлен на совершенствование порядка осуществления государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Так, Федеральным законом дополняется перечень лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», военнослужащими органов военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации, принимавшими участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации, принимавшими участие в борьбе с терроризмом; военнослужащими органов внешней разведки Российской Федерации, принимавшими участие в специальных операциях или выполнявшими специальные функции по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Уточняется порядок осуществления перевода на другую работу (службу), а также переселения на другое место жительства защищаемых лиц, которые назначаются (избираются) на должности и освобождаются от этих должностей Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка.
Федеральным законом предусматривается заключение при применении мер безопасности договора между органом, обеспечивающим безопасность, и защищаемым лицом, а также устанавливается возможность продления с трех до тридцати суток срока проведения проверки по фактам, изложенным в заявлении о наличии угрозы безопасности защищаемого лица.
Изменениями, вносимыми в Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», уточняются порядок заключения договора с защищаемым лицом и основания применения либо отмены мер безопасности при прекращении уголовного дела, устанавливается порядок применения мер государственной защиты в отношении лица, физическое состояние которого не позволяет выразить согласие на их применение. Кроме того, уточняется значение некоторых терминов, применяемых в указанном Федеральном законе.
Программа защиты свидетелей в России
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила переселения потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на другое место жительства в целях обеспечения их безопасности, соответствующий документ опубликован на сайте правительства.
Ниже приводится информация о программе защиты свидетелей в России.
В России ежегодно 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел по особо — тяжким преступлениям. Из них каждый пятый получает угрозы с целью изменения, либо отказа от даваемых показаний.
Значительное количество граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников либо не веря в эффективность государственной защиты.
Законодательство Российской Федерации о государственной защите свидетелей основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также международных договоров РФ.
Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» был принят 20 августа 2004 года.
В соответствии с действующей редакцией ФЗ от 30 ноября 2011 года под государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства понимается «осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами».
Государственной защите в соответствии с законодательством подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:
1) потерпевший;
2) свидетель;
3) частный обвинитель;
4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
6) гражданский истец, гражданский ответчик;
7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в пунктах 1 и 2.
Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются:
1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;
2) органы, осуществляющие меры безопасности;
3) органы, осуществляющие меры социальной поддержки.
Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ФЗ в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или учебы;
8) временное помещение в безопасное место;
9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
В отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4-7 части, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
10 апреля 2006 года в целях реализации ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» была утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы».
В ходе применения государственной программы в 2006-2008 годах 3296 участников уголовного судопроизводства были охвачены программными мероприятиями.
В отношении их были осуществлены 3842 меры безопасности. Преимущественно применялись меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества» и «обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице». В большинстве случаев государственная защита требовалась свидетелям (63,2 процента), реже — потерпевшим (23 процента), подозреваемым и обвиняемым (3,12 процента).
2 октября 2009 года постановлением правительства РФ была утверждена государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы».
Программа разработана в соответствии с ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и учитывает опыт реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.
Программа направлена на осуществление определенных ФЗ мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
2 декабря 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 219 и 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Закон установил порядок финансового обеспечения мер безопасности, аналогичный порядку финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности.
21 сентября 2012 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила переселения потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на другое место жительства в целях обеспечения их безопасности.
Согласно утвержденным правилам, переселение защищаемых лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета. До переселения защищаемым могут заменить документы. При этом переселение осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении его мерах безопасности. При переселении возможные места жительства подбираются специальным органом, осуществляющим меры безопасности, с учетом характера угрозы.
В соответствии с указом президента Дмитрия Медведева от 6 сентября 2008 года в МВД РФ было образовано специальное структурное подразделение — управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ).
В каждом российском регионе также действуют специализированные подразделения полиции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Компетенция данных подразделений не ограничивается исключительно вопросами осуществления мер безопасности. Они также проводят активные оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление источника угрозы, документирование его противоправной деятельности с последующим привлечением к уголовной ответственности.
В 2011 году сотрудниками подразделений государственной защиты обеспечена безопасность 3289 лиц, для чего применено 5459 мер безопасности. Возбуждено 254 уголовных дел, связанных с угрозой защищаемым лицам.
Под защитой находилось 790 свидетелей, 863 потерпевших, 485 родственников и близких лиц, подвергшихся противоправным посягательствам.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.
© 2018 МИА «Россия сегодня»
Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Главный редактор: Анисимов А.С.
Адрес электронной почты Редакции: [email protected]
Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601
Настоящий ресурс содержит материалы 18+
Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.
На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.
Комментарий пользователя будет удален, если он:
- не соответствует тематике страницы;
- пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
- нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
- содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
- содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
- содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
- нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
- содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
- содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
- преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
- имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
- содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
- рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
- содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
- является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
- автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
- автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
- автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.
Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.
Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]
В письме должны быть указаны:
- Тема – восстановление доступа
- Логин пользователя
- Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.
В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.
Закон о государственной защите свидетелей
С 20 августа 2004 года вступил в силу Федеральный закон № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства — это осуществление предусмотренных Федеральным законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной защиты указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.
Государственной защите подлежат участники уголовного судопроизводства: потерпевший; свидетель, частный обвинитель, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог, гражданский истец, гражданский ответчик, законные представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом РФ близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на вышеуказанных лиц.
Государственная защита осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц. Осуществляется она под прокурорским надзором и ведомственным контролем. Применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых лиц. Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийством защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое. При наличии оснований в отношении защищаемого лица могут применяться также и другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
При личной охране защищаемого лица ему могут быть выданы специальные средства индивидуальной защиты, связи оповещения об опасности. При охране жилища жилище и его имущество могут быть оборудованы техническими средствами наблюдения, а также противопожарной и охранной сигнализацией. По решению органа, осуществляющего меры безопасности, может быть наложен запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств.
Защищаемое лицо может быть переселено на другое, временное или постоянное место жительства. При переселении защищаемого лица на другое постоянное место жительства ему за счет средств федерального бюджета представляется жилище, возмещаются расходы, связанные с переездом оказывается материальная помощь, гарантируется трудоустройство и оказывается содействие в подборе места работы (службы) или учебы, аналогичного прежнему. При переселении на временное место жительства — ранее занимаемое лицом жилище и гарантии трудоустройства на прежнее или аналогичное прежнему место работы (службы) или учебы сохраняются за ним в течение всего периода его отсутствия по указанной причине.
В исключительных случаях может быть произведена замена документов, удостоверяющих личность, иных документов защищаемого лица с изменением его фамилии, имени, отчества и других сведений о нем, а также может быть изменена внешность. Эти меры безопасности производятся только в тех случаях, если безопасность указанного лица не может быть обеспечена путем применения в отношении него других мер безопасности.
Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица, с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних — на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства или с их согласия, выраженного также в письменной форме. В случае если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.
Телефоны о перативно-разыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите:
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
Принят Государственной Думой 27 января 2017 года
Одобрен Советом Федерации 1 февраля 2017 года
Внести в Федеральный закон от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1455; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 238; 2000, N 10, ст. 1067; 2001, N 26, ст. 2580; N 49, ст. 4566; 2002, N 50, ст. 4928; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2009, N 29, ст. 3601; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; N 50, ст. 7366; 2012, N 53, ст. 7594; 2013, N 51, ст. 6697; 2014, N 6, ст. 558; 2016, N 27, ст. 4160, 4238) следующие изменения:
1) преамбулу после слов «контролирующих органов,» дополнить словами «отдельных категорий военнослужащих,»;
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 1. Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и отдельных категорий военнослужащих»;
б) часть первую после слов «контролирующих органов,» дополнить словами «отдельных категорий военнослужащих,»;
в) часть вторую после слов «контролирующих органов,» дополнить словами «отдельных категорий военнослужащих,»;
3) в части первой статьи 2:
а) пункт 6 2 после слов «Российской Федерации,» дополнить словами «органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации,»;
б) дополнить пунктами 6 5 и 6 6 следующего содержания:
«6 5 ) военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в борьбе с терроризмом;
6[6]) военнослужащие органов внешней разведки Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в специальных операциях или выполнявшие специальные функции по обеспечению безопасности Российской Федерации;»;
а) часть первую изложить в следующей редакции:
«По решению органа, обеспечивающего безопасность, может быть наложен временный запрет на выдачу находящихся у оператора данных о личности защищаемых лиц (персональных данных), за исключением случаев, если такие сведения выясняются в установленном порядке в связи с производством по уголовному делу.»;
б) дополнить частью четвертой следующего содержания:
«Термины «персональные данные» и «оператор», используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».»;
5) статью 10 изложить в следующей редакции:
«Статья 10. Перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы, переселение на другое место жительства
По заявлению или с согласия защищаемых лиц, указанных в пунктах 1 — 12 части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, они могут быть переведены на другое, временное или постоянное, место работы (службы) или учебы, а также переселены на другое, временное или постоянное, место жительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При переводе на другую, временную или постоянную, работу (службу) защищаемых лиц, которые назначаются (избираются) на должности и освобождаются от этих должностей Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, руководитель органа, обеспечивающего безопасность, уведомляет председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя органа государственной охраны, либо руководителя центрального органа военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, либо руководителя органа внешней разведки Российской Федерации, либо руководителя войск национальной гвардии Российской Федерации, либо начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в компетенцию которых входит подготовка представления для назначения на соответствующую должность.
Председатель суда, либо руководитель соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководитель органа государственной охраны, либо руководитель центрального органа военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, либо руководитель органа внешней разведки Российской Федерации, либо руководитель войск национальной гвардии Российской Федерации, либо начальник учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, получив указанное в части второй настоящей статьи уведомление, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет подготовку представления для назначения на должность в установленном порядке.»;
а) пункт 2 части первой после слов «уголовно-исполнительной системы,» дополнить словами «военнослужащих органов внешней разведки Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в специальных операциях или выполнявших специальные функции по обеспечению безопасности Российской Федерации,»;
б) часть вторую после слов «органах федеральной службы безопасности,» дополнить словами «органах внешней разведки Российской Федерации,»;
в) часть третью после слов «национальной гвардии Российской Федерации,» дополнить словами «органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации,», после слов «иных организованных преступных групп,» дополнить словами «в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в борьбе с терроризмом,»;
7) пункт 2 части первой статьи 13 после слов «либо руководителя органа государственной охраны,» дополнить словами «либо руководителя центрального органа военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, либо руководителя органа внешней разведки Российской Федерации, либо руководителя войск национальной гвардии Российской Федерации,»;
8) статью 14 изложить в следующей редакции:
«Статья 14. Решение о применении мер безопасности
Орган, обеспечивающий безопасность, получив указанное в части первой статьи 13 настоящего Федерального закона заявление (обращение, информацию) о наличии угрозы безопасности защищаемого лица, обязан в срок не более трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении в отношении указанного лица мер безопасности. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно.
Руководитель органа, обеспечивающего безопасность, вправе продлить указанный в части первой настоящей статьи срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, для принятия решения о применении мер безопасности необходимо согласие защищаемого лица.
О принятом решении о применении мер безопасности органом, обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления, о чем сообщается защищаемому лицу и председателю суда (руководителю соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, руководителю органа государственной охраны, руководителю центрального органа военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителю органа внешней разведки Российской Федерации, руководителю войск национальной гвардии Российской Федерации, начальнику учреждения или органа уголовно-исполнительной системы), обратившемуся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица. При этом защищаемому лицу в письменной форме под роспись могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых необходимо для обеспечения его безопасности, либо органом, обеспечивающим безопасность, с защищаемым лицом заключается договор в письменной форме с соблюдением условий конфиденциальности сведений о защищаемом лице, в котором определяются условия применения мер безопасности, а также права и обязанности органа, обеспечивающего безопасность, и защищаемого лица при применении мер безопасности. Порядок заключения договора с защищаемым лицом либо направления ему предписаний, соблюдение которых необходимо для обеспечения его безопасности, определяется нормативными правовыми актами органов, обеспечивающих безопасность.
Отказ в применении мер безопасности может быть обжалован защищаемым лицом, а также председателем суда (руководителем соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, руководителем органа государственной охраны, руководителем центрального органа военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителем органа внешней разведки Российской Федерации, руководителем войск национальной гвардии Российской Федерации, начальником учреждения или органа уголовно-исполнительной системы), обратившимся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица, в вышестоящий в порядке подчиненности орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд. Жалоба подлежит рассмотрению незамедлительно.»;
9) статью 15 дополнить частью четвертой следующего содержания:
«Орган, обеспечивающий безопасность, организовывает психологическое сопровождение защищаемого лица.»;
а) часть первую дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5) обращаться в орган, обеспечивающий безопасность, за получением психологической помощи.»;
б) пункт 1 части второй дополнить словами «, а также соблюдать условия договора, заключенного с органом, обеспечивающим безопасность, либо выполнять предписания, данные органом, обеспечивающим безопасность, и предусмотренные частью четвертой статьи 14 настоящего Федерального закона»;
11) часть первую статьи 18 изложить в следующей редакции:
«При устранении угрозы безопасности защищаемого лица, или по его письменному заявлению, или в случае, если защищаемое лицо отказывается от заключения договора с органом, обеспечивающим безопасность, либо выполнения предписаний, соблюдение которых необходимо для обеспечения его безопасности, или в случае, если дальнейшее применение мер безопасности невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий такого договора либо таких предписаний, для отмены мер безопасности уполномоченным на это должностным лицом выносится соответствующее мотивированное постановление, которое объявляется защищаемому лицу.»;
12) в части одиннадцатой статьи 20 слова «в пунктах 6 2 и 6 3 » заменить словами «в пунктах 6 2 , 6 3 , 6 5 и 6 6 «.
Внести в Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3534; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 31, ст. 4011; 2011, N 1, ст. 16; 2013, N 51, ст. 6697; N 52, ст. 6997; 2015, N 10, ст. 1393) следующие изменения:
1) статью 5 дополнить частью 1 1 следующего содержания:
«1 1 . Термины «персональные данные» и «оператор», используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».»;
2) часть 1 статьи 9 изложить в следующей редакции:
» 1. По решению органа, осуществляющего меры безопасности, может быть наложен запрет на выдачу сведений о защищаемом лице (персональных данных), находящихся у оператора, а также могут быть заменены абонентские номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств.»;
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.»;
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, письменного заявления близких родственников, родственников или близких лиц защищаемого лица, находящегося в беспомощном состоянии, или с их согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних лиц — на основании письменного заявления их родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.»;
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, получив от лица, указанного в частях 1 — 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, заявление (сообщение) о необходимости применения мер государственной защиты в связи с угрозой его безопасности, а также с угрозой уничтожения или повреждения его имущества, обязан совместно с органом, осуществляющим меры безопасности, проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности в отношении указанного лица либо об отказе в их применении.»;
б) дополнить частью 2 1 следующего содержания:
«2 1 . Суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа вправе по мотивированному ходатайству органа, осуществляющего меры безопасности, продлить указанный в части 2 настоящей статьи срок до 30 суток.»;
в) дополнить частью 2 2 следующего содержания:
«2 2 . Результаты проверки с указанием фактов, свидетельствующих о наличии либо об отсутствии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, уничтожения или повреждения его имущества, на основании которых принимается решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении, орган, осуществляющий меры безопасности, представляет в письменной форме в орган, принимающий решение об осуществлении государственной защиты.»;
г) дополнить частью 2 3 следующего содержания:
«2 3 . О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).»;
д) часть 6 изложить в следующей редакции:
«6. В соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданским законодательством Российской Федерации орган, осуществляющий меры безопасности, для избрания мер безопасности, предусмотренных пунктами 1 — 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, заключает с защищаемым лицом договор в письменной форме, в котором определяются условия применения избираемой меры безопасности, а также права и обязанности органа, осуществляющего меры безопасности, и защищаемого лица при ее применении. В договоре с соблюдением условий конфиденциальности сведений о защищаемом лице могут отражаться сведения о семейном положении защищаемого лица, находящемся в его собственности имуществе, об имеющихся у защищаемого лица гражданско-правовых и иных юридических обязательствах, о возбуждении в отношении защищаемого лица уголовного дела либо административного производства, о привлечении защищаемого лица в качестве обвиняемого, гражданского ответчика по уголовному делу либо в качестве гражданского ответчика, другие сведения, имеющие значение для применения мер безопасности. Порядок заключения договора с защищаемым лицом определяется нормативными правовыми актами органов, осуществляющих меры безопасности.»;
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Меры безопасности отменяются по письменному заявлению лиц, указанных в части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также могут быть отменены по ходатайству органа, осуществляющего меры безопасности, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты, либо в орган, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением (определением) об осуществлении государственной защиты.»;
б) дополнить частью 21 следующего содержания:
«2 1 . Письменное заявление лиц, указанных в части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, или ходатайство органа, осуществляющего меры безопасности, об их отмене рассматривается органами, указанными в части 3 настоящей статьи, в срок не более трех суток. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).»;
в) часть 7 изложить в следующей редакции:
«7. При прекращении уголовного дела, в связи с производством по которому применяются меры безопасности, начальник органа дознания, руководитель следственного органа, следователь с согласия руководителя следственного органа или суд (судья) выносит постановление (определение) о дальнейшем применении мер безопасности либо об их полной или частичной отмене, если для дальнейшего применения мер безопасности отсутствуют основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, на основании информации, полученной от органа, осуществляющего меры безопасности, или по ходатайству органа, осуществляющего меры безопасности, либо на основании письменного заявления лиц, указанных в части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. В случае, если применение мер безопасности осуществлялось после принятия решения о прекращении уголовного дела, меры безопасности при наличии оснований, предусмотренных частями 1, 2 и 2 1 настоящей статьи, отменяются судьей районного или военного суда соответствующего уровня по месту нахождения органа, осуществляющего такие меры безопасности.»;
г) дополнить частью 9 следующего содержания:
«9. В случае приостановления предварительного следствия по уголовному делу, в связи с производством по которому применяются меры безопасности, следователь выносит постановление о дальнейшем применении мер безопасности либо об их полной или частичной отмене, если для дальнейшего применения мер безопасности отсутствуют основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, на основании информации, полученной от органа, осуществляющего меры безопасности, или по ходатайству органа, осуществляющего меры безопасности, либо на основании письменного заявления лиц, указанных в части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.»;
6) пункт 5 части 1 статьи 23 изложить в следующей редакции:
«5) обращаться с заявлением о применении дополнительных мер безопасности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, об их полной или частичной отмене либо о дальнейшем применении мер безопасности;»;
7) пункт 1 части 2 статьи 24 изложить в следующей редакции:
«1) избирать необходимые меры безопасности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, определять способы их применения, при необходимости изменять, частично отменять и дополнять применяемые меры безопасности;».