Оглавление:
Земельный налог в России в 2017 году – условия, ставки, нововведения
Когда речь идет об НДФЛ или налоге на прибыль, то исчерпывающая информация о нововведениях приводится в положениях Налогового кодекса. Однако, земельный налог в России относится к разряду местных обязательных платежей, ставки и процесс осуществления платежа которого определяют региональные власти. В связи с этим имеет смысл рассмотреть последние подзаконные акты и выяснить, какие именно нововведения по налогу на землю ожидают россиян в 2017 году.
Особенности уплаты земельного налога в 2017 году
Земельный налог устанавливается по усмотрению местных властей, а потому описывается:
- В Налоговом кодексе России – в части предельных налоговых ставок, а также порядка взимания в городах федерального уровня (ст. 378);
- В нормативных актах муниципальных органов власти для остальных регионов и населенных пунктов страны.
Представительные органы местной власти в 2017 году вправе определять такие аспекты, как:
a) точный размер налоговых ставок в пределах тех значений, которые установлены на федеральном уровне (ст. 31 НК РФ);
b) порядок внесения обязательного платежа и сроки представления декларации;
c) льготы для определенных социальных групп и налоговые вычеты.
Земельный налог платят собственники земельных наделов, а также лица, обладающие правом их постоянного использования или владения на пожизненных условиях с последующей передачей по наследству.
Основанием для расчета налога на землю с 1 января 2017 года становится кадастровая стоимость участка. Кто рассчитывает ее значение? Этим правом наделен Росреестр, который с 2015 года ведает вопросами регистрации, кадастра и картографии. Земельный налог всегда вне зависимости от региона рассчитывается за год и уплачивается в конце налогового периода.
Как определить размер земельного налога в 2017 году?
Если стоимость земельных участков в 2017 году по кадастру определяет Росреестр, налоговую ставку устанавливают местные представительные органы власти, то размер выплаты в казну рассчитывают территориальные подразделения ФНС. Для этого они используют простую формулу:
Земельный налог к выплате = РЗУ * КЦ *СН, где
РЗУ – размер земельного участка, определяемый в квадратных метрах;
КЦ – кадастровая цена, устанавливаемая в виде цены за 1 квадратный метр;
НС – ставка налогового платежа в процентах.
Не позднее чем за месяц до уплаты налога плательщики получают от налоговых органов уведомления (пересылается заказным письмом на адрес прописки или регистрации). В них прописываются месторасположение земельного надела, его площадь, стоимость по кадастру, величину налоговой ставки, а также итоговую сумму к выплате. При желании полученное расчетным путем значение можно самостоятельно перепроверить.
Ставки налога на земельные участки в 2017 году
Основная ставка по земельному налогу составляет 0,3%. Она распространяется на такие виды земель, как (ст. 27 ЗК РФ):
- зоны сельскохозяйственной деятельности и производства;
- территории, занятые жилыми объектами и относящейся к ним элементами инженерной инфраструктуры;
- участки, приобретенные для целей жилищного строительства;
- наделы, используемые для организации личного хозяйства граждан (огороды, сады, животноводческие постройки);
- дачные участки;
- территории, предназначенные для обеспечения потребностей обороны и нужд таможенного регулирования.
В отношении иных видов земель применяется ставка 1,5%. Представительные органы муниципалитетов могут устанавливать ставку налога самостоятельно (вплоть до снижения ее до нуля), однако она не может превышать указанных выше значений.
Как заполнить декларацию по земельному налогу?
Декларация по налогу на землю в 2017 году заполняется только юридическими лицами, которые обязаны представить ее в ИФНС по месту регистрации бизнеса до 1 февраля года,который следует за отчетным периодом. В ней следует указать:
- величину налога в виде подлежащей внесению в бюджет суммы;
- расположение участка (его адрес и координаты по межевому плану);
- его площадь, выраженную в квадратных метрах;
- величину кадастровой стоимости, прописанной в документах на землю из Росреестра.
За несвоевременное представление декларации на организацию начисляется пеня в размере 5% от суммы налогового платежа за каждый день просрочки. Физические лица налоговую декларацию не заполняют – они уплачивают налог, ориентируясь на полученное из ИФНС налогового уведомления.
Каковы сроки уплаты налога на землю?
В отношении граждан и организаций Налоговый кодекс предусматривает разные сроки обязательного платежа за землю в бюджет.
a) Физические лица обязаны внести сумму налога до 1 декабря года, которые следует за отчетным периодом (земельный налог за 2016 год необходимо погасить до 1 декабря 2017 года);
b) Юридические лица ориентируются в этом вопросе на даты, устанавливаемые местными органами власти. При этом последние не могут быть назначены ранее 1 февраля (конечный срок представления деклараций).
В заключение, стоит отметить, что разница между инвентаризационной и кадастровой ценой земли невелика, то предполагается сразу перейти на новую форму расчета налога на землю без адаптационного периода в отличие от налога на недвижимость.
Рекомендуем вам также ознакомиться с нашей статьей, в которой подробно рассказывается о нововведениях и условиях начисления налога на недвижимость 2017 года.
Льготы по уплате региональных и местных налогов с физических лиц на территории Чувашской Республики
Транспортный налог.
Транспортный налог в Российской Федерации устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации предусматриваются налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
На территории Чувашской Республики транспортный налог установлен Законом Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации».
В соответствии со ст. 33 указанного закона от уплаты транспортного налога на территории Чувашской Республики освобождаются следующие категории граждан:
· Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
· инвалиды, в том числе дети-инвалиды;
· лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Налогоплательщику — физическому лицу, за которым зарегистрированы более 1 транспортного средства, льгота по уплате транспортного налога предоставляется в отношении только 1 транспортного средства из числа зарегистрированных за ним по его выбору. В отношении остальных ТС транспортный налог уплачивается в полном размере.
При этом льгота по налогу не распространяется на легковые автомобили стоимостью от 3 миллионов рублей, перечень которых размещается на сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки по указанным налогам в пределах, установленных НК РФ, и при этом также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Что касается регулирования вопроса установления льгот по уплате местных налогов на федеральном уровне, то в соответствии с нормами п. 7 ст. 395 НК РФ от уплаты земельного налога освобождаются физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Кроме того, п. 5 ст. 391 НК РФ предусмотрены правила уменьшения налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) в отношении земельных участков, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении определенных категорий граждан.
Налоговая база в этом случае уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на 1 налогоплательщика на территории 1 муниципального образования.
По уплате налога на имущество физических лиц положениями НК РФ также предусмотрены налоговые послабления: перечень лиц, которые имеют право на соответствующие льготы, установлен в п. 1 ст. 407 НК РФ и включает в себя 15 категорий налогоплательщиков.
При этом льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого им в предпринимательской деятельности.
Перечень объектов налогообложения, в отношении которых предоставляются такие льготы, законодательно определен (п. 4 ст. 407 НК РФ) и включает такие объекты, как:
1)квартира или комната;
3)помещение или сооружение, используемые исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
4)хозяйственное строение или сооружение, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
5)гараж или машино-место.
Полную информацию о действующих на территории Чувашской Республики дополнительных льготах по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, установленных представительными органами муниципальных образований, можно получить в информационном ресурсе «Имущественные налоги: ставки и льготы» на сайте ФНС России.
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛЬГОТ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ И ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ТАКОЕ ПРАВО, В ЛЮБОЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН.
Налоговые ставки по земельному налогу
Налоговые ставки по земельному налогу
Похожие публикации
Землепользование в стране регулируется земельным законодательством, а условия расчета налога за пользование землей диктует НК РФ. Но, поскольку этот налог относится к местным, то НК РФ дает общие толкования, устанавливая налоговые ставки по земельному налогу и определяя группы плательщиков, а также условия предоставления льгот. Средства от уплаты налога поступают в бюджеты муниципалитетов, и поэтому регионам предоставлено право, исходя из территориальных особенностей, обозначать размеры ставок, сроки и условия перечисления платежей. Наша публикация ответит на вопросы, кто устанавливает ставки земельного налога и как определить налоговую ставку по земельному налогу.
Налоговый кодекс: земельный налог, ставки
Ставка земельного налога – важнейший элемент в вычислении налога. Ст. 394 НК РФ определяет наивысшие ставки для земель различного назначения. Так, ставка земельного налога 0,3% от стоимости по кадастру применяется для земель, используемых:
- для садоводства/огородничества, дачного хозяйства;
- сельхозназначения;
- под жилфонд или приобретенных для жилищного строительства;
- государством в целях обеспечения обороноспособности страны, нужд таможни.
Для остальных участков ставка земельного налога равна 1,5% от их стоимости за год.
Итак, процентная ставка на земельный налог в 2017 году не изменилась и по-прежнему находится в пределах 0,3 и 1,5%.
Налоговые ставки по земельному налогу
Устанавливаются субъектами РФ в пределах ставок, прописанных в НК РФ. Ставки, рекомендованные НК РФ, максимальны. Конкретные ставки земельного налога устанавливаются законами властных структур муниципалитетов, и зачастую их величины заметно отличаются от рекомендованных НК РФ. Власти регионов вправе утверждать базовые ставки земельного налога, изменяя их в соответствии с территориальными и экономическими особенностями региона. Приведем примеры применяемых налоговых ставок.
Ставка земельного налога в Москве на 2017 год:
Ставки земельного налога в Санкт-Петербурге на 2017 год более вариативны:
Земельные участки с видом разрешенного использования:
— «для ведения рыбного хозяйства»;
— «для размещения стоянок с гаражами боксового типа»;
— «для размещения гаражей для автотранспорта инвалидов»;
— «для размещения стоянок городского транспорта (ведомственного, экскурсионного транспорта, такси)»;
— «для размещения стоянок внешнего грузового транспорта»;
— «для размещения причалов и стоянок водного транспорта».
Земельные участки с видом разрешенного использования:
— «для размещения объектов образования»;
— «для размещения объектов дошкольного, начального и среднего общего образования»;
— «для размещения объектов среднего и высшего профессионального образования»;
— «для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения»;
— «для размещения больничных учреждений»;
— «для размещения больничных учреждений без специальных требований к размещению»;
— «для размещения больничных учреждений со специальными требованиями к размещению (типа инфекционных и т.п.)»;
— «для размещения амбулаторно-поликлинических учреждений»;
— «для размещения медицинских лабораторий, станций скорой и неотложной помощи, учреждений санитарно-эпидемиологической службы, учреждений судебно-медицинской экспертизы и других подобных объектов»;
— «для размещения санаторно-курортных учреждений»;
— «для размещения объектов социального обеспечения»;
— «для размещения объектов физической культуры и спорта»;
— «для размещения крытых спортивных комплексов с трибунами для зрителей при количестве мест до 1 тысячи»;
— «для размещения крытых спортивных комплексов с трибунами для зрителей при количестве мест свыше 1 тысячи»;
— «для размещения спортивных клубов»;
— «для размещения яхт-клубов и объектов водных видов спорта»;
— «для размещения открытых плоскостных физкультурно-спортивных сооружений».
Земельные участки с видом разрешенного использования:
— «для размещения ветеринарных поликлиник, станций и питомников для бездомных животных»;
— «для размещения ветеринарных поликлиник, станций с содержанием животных»;
— «для размещения питомников для бездомных животных»;
— «для размещения крытых спортивных комплексов (ФОКов, спортивных залов, бассейнов и т.д.) без трибун для зрителей».
Земельные участки с видом разрешенного использования:
— «для размещения объектов культуры и искусства»;
— «для размещения объектов культуры и искусства, связанных с проживанием населения (библиотек, музыкальных, художественных, хореографических школ и студий, домов творчества и т.д.)»;
— «для размещения объектов культуры и искусства, не связанных с проживанием населения, кроме специальных парков (зоопарков, ботанических садов)»;
— «для размещения религиозных объектов»;
— «для историко-культурных целей».
Земельные участки с видом разрешенного использования:
— «для рекреационных целей»;
— «для размещения комплексов аттракционов, луна-парков, аквапарков».
Земельные участки с видом разрешенного использования:
— «для размещения садов, скверов, бульваров»;
— «для размещения парков»;
— «для размещения пляжей».
Таблицы демонстрируют ставки, применяемые в 2017 году для земель различного назначения. Подобные документы утверждают и другие муниципальные образования. Если же региональными документами величины ставок не определены, то налог считают, применяя ставки земельного налога, установленные НК РФ.
Как узнать ставку земельного налога?
Выяснить, какая налоговая ставка по земельному налогу применяется в том или ином регионе несложно. Для этого необходимо обратиться к сайту ФНС на страницу, посвященную налогам имущественным ]]> https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/ ]]> , и по введенному коду региона узнать информацию.
Сумма налога рассчитывается, как процент, соответствующий действующей ставке от налоговой базы, равной цене участка по госкадастру. Но НК РФ предусмотрен особый расчет налога по участкам, приобретенным ИП или компаниями для возведения на них жилья. Здесь законодателями применяется кратность ставки земельного налога: расчет осуществляется с учетом удваивающего коэффициента на трехлетний период строительства. При досрочном завершении строительства (до 3-х лет), излишне выплаченные средства застройщику будут возвращены, а, если в этот срок он не уложится, коэффициент увеличится до 4 и останется действительным до регистрации прав на здание.
Ставки земельного налога в 2017 году для ИЖС
Для участков, приобретенных частными лицами под жилую застройку НК РФ более лоялен: увеличивать налог вдвое начинают только по прошествии 10 лет с момента получения прав на землю. Коэффициент действует вплоть до оформления права на строение.
Ставка земельного налога для юридических лиц
Ставка земельного налога для юридических лиц в 2017 году такая же, как и для частных. Как те, так и другие, будучи арендаторами или получившие участок безвозмездно, налог не уплачивают.
Освобождаются компании от налога, если работают, как культовые учреждения, общества инвалидов, предприятия художественных промыслов, строители автодорог, принадлежащие службам исполнения наказания или являющиеся резидентами ОЭЗ/СЭЗ. Для остальных организаций ставки земельного налога определяются в вышеуказанных величинах.
Земельный налог в РФ
Главная > Реферат >Государство и право
Соглашение об использовании
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях.
Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru.
Характеристика платежей за землю 3
Объекты налогообложения и налогоплательщики 5
Ставки земельного налога 7
Расчет земельного налога 11
Льготы по земельному налогу 14
Порядок и сроки уплаты 17
«Земельный налог» в периодических печатных изданиях………. 18
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению важного вопроса «Земельный налог в РФ». В работе выделены следующие важные параграфы: «Характеристика платежей за землю», «Объекты налогообложения и налогоплательщики», «Ставки земельного налога», «Расчет земельного налога», «Льготы по земельному налогу», «Порядок и сроки уплаты». В работе подробно охарактеризованы элементы земельного налога, приведен порядок его исчисления и уплаты. В курсовой работе приводятся практические примеры расчета сумм земельного налога, подлежащих уплате. В работе дается анализ рассмотрения данной темы в периодических печатных изданиях.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЗЕМЛЮ
Основополагающим документом, регулирующим земельные отношения в Российской Федерации является Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ, введенный в действие Федеральным законом от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ. Согласно ст. 6 Земельного кодекса, объектами земельных отношений признаются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, расположенные в пределах территории Российской Федерации, и части земельных участков. Таким образом, Земельным кодексом земельный участок определен не только как часть поверхности земли (в том числе и ее почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, но и как объект земельных отношений.
Кроме этого, в Российской Федерации ведется государственный земельный кадастр, содержащий сведения о правовом режиме земель, о собственниках, землепользователях и арендаторах, категориях и ценности земель. Государственный земельный кадастр ведется для следующих целей:
обеспечения рационального землепользования и охраны земель;
защиты прав собственников, землепользователей и арендаторов;
создания основы для определения цены земли, земельного налога и
арендной платы за землю.
Учет количества и качества земель ведется по фактическому состоянию и использованию. Учету подлежат все категории земель. При ведении учета устанавливается степень их ценности, выделяются нерационально используемые, нарушенные, малопродуктивные, деградированные и загрязненные опасными веществами земли.
Существуют следующие формы платы за использование земли: ежегодный земельный налог, нормативная цена земли и арендная плата. Плата за землю является прямым, местным прогрессивным налогом.
Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Нормативная цена земли представляет собой показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли применяется для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита. Таким образом, нормативная цена земли обеспечивает возможность экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, при установлении коллективно-долевой собственности на землю, при передаче земли по наследству и в случаях ее дарения. Нормативная цена земли по конкретным участкам определяется в размере 50-кратной ставки земельного налога в рублях на единицу площади земель соответствующего целевого назначения. При этом за минимальный уровень ставки для расчета нормативной цены земли принимается 0,1 руб. за га.
Размер нормативной цены земли устанавливается на уровне, не превышающем 75% рыночной цены на типичные участки соответствующего целевого назначения. За основу при исчислении нормативной цены земли принимаются средние ставки земельного налога.
Арендная плата взимается за земли, переданные в аренду. Арендаторами земли могут выступать как юридические, так и физические лица. В таких субъектах Российской Федерации, как Москва и Санкт-Петербург, пользование землей на условиях аренды является основной формой земельных правоотношений. Учет плательщиков арендной платы за землю ведется земельными комитетами на основании заключенных договоров аренды земли. В целях совершенствования экономического регулирования землепользования в Москве договоры аренды земельных участков предусматривают положения о применении повышающих коэффициентов к размеру арендной платы при захламлении земельных участков: от 1 до 5% территории — 2,0; от 5 до 10% — 5,0; свыше 10% — 10,0. Повышенные ставки арендной платы за землю приняты для ряда организаций: гостиниц, ресторанов, баров класса «люкс», организаций игорного и развлекательного бизнеса, банков, бирж, брокерских контор, пунктов обмена валюты, торговых киосков и палаток. Пониженные арендные платежи утверждены для арендаторов, занимающихся приоритетными для города видами деятельности: строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов, финансируемых правительством Москвы; работы по благоустройству и озеленению на предоставляемых для этих целей землях общего пользования; аварийно-спасательные работы; капитальный ремонт и реконструкция тепловых и газовых сетей, кабельных и воздушных линий электропередачи, водопровода и канализации; предоставление ритуальных услуг населению; строительство и реконструкция линий и объектов Московского метрополитена.
Законом об основах налоговой системы введен местный налог на землю. Основным законодательным актом, регулирующим вопросы платы за землю, является Федеральный закон от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (с последующими изменениями и дополнениями), а также Инструкция МНС России от 21.02.2000 г. № 56 по применению Закона «О плате за землю».
В ст. 1 Закона «О плате за землю» установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Целью введения платы за землю является:
— стимулирование рационального использования земель, повышения
плодородия вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот почв;
— обеспечение должного уровня охраны и освоения земель;
— выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на
землях разного качества;
— обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах;
— формирование специальных фондов финансирования этих
Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:
— землеустройство, ведение земельного кадастра, мониторинг, охрана земель и повышение их плодородия, освоение новых земель, компенсация собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам; — инженерное и социальное обустройство территорий.
2. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ
Объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование.
К объектам земельного налога относятся земли:
— промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, земли для обеспечения космической
деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального
назначения;
особо охраняемых объектов и территорий;
Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, в составе
земель сельскохозяйственного назначения выделяются
сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействий негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Организациями для целей исчисления земельного налога признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Физическими лицами — плательщиками налога на землю могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Отметим, что индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы.
Землями, находящимися в собственности, признаются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Землями, находящимися во владении, являются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве пожизненного наследуемого владения. К землям, находящимся в пользовании, причисляются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.
Земельный налог
- Налоги и налоговая система
- Налоговый кодекс Российской Федерации
Земельный налог
Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.
Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 14). На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.
Рис. 14 Плательщики земельного налога
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
- государственными природными заповедниками и национальными парками;
- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
- объектами организаций федеральной службы безопасности;
- объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
- объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
- объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
- воинскими и гражданскими захоронениями;
- инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.
5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.
Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.
Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.
Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего
земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.
В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.
Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.
Ставки земельного налога
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать
Налоговая система РФ
Налоговая система РФ — совокупность налогов и сборов, установленных государством. В Российской Федерации налоговая система устанавливается Налоговым кодексом и федеральными законами, соответствующими кодексу. В налоговую систему РФ включаются налоги (в т. ч. акцизы) и сборы (в т. ч. государственные пошлины), но отсутствуют таможенные пошлины, которые относятся к таможенному регулированию.
В Налоговом кодексе РФ устанавливается трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, НК определяет специальные налоговые режимы.
— налог на доходы физических лиц;
— налог на прибыль организаций;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— акцизы и государственные пошлины.
— налог на игорный бизнес;
— налог на имущество организаций.
— налог на имущество физических лиц (единственный налог, не отраженный в НК РФ).
В Налоговом кодексе РФ также упоминаются налог с продаж и единый социальный налог, но по состоянию на конец 2012 года они не действуют.
Под специальными налоговыми режимами понимаются:
— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
— упрощенная система налогообложения;
— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Контролем и надзором за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах занимается Федеральная налоговая служба РФ. Также она следит за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
За нарушение налогового законодательства граждане и организации в соответствии с гл. 16 разд. 4 ч. 1 Налогового кодекса РФ несут ответственность в виде штрафов: либо на конкретные суммы (от 50 рублей до 15 тыс.), либо на часть дохода, полученного в результате нарушения или во время работы с нарушениями.
Налог на землю в 2018 году для физических лиц
Все земельные участки, находящиеся в собственности, должны облагаться земельным налогом. Этот сбор является местным и муниципальные власти территорий самостоятельно определяют ставки, порядок уплаты и льготы по нему.
В 2018 году налог на землю подвергся значительным изменениям, отразившись на его размере. Вследствие чего местные бюджеты будут пополнены в большем объеме. Эта составляющая должна положительно отразиться на развитии регионов.
Какой налог на землю в 2018 году
В основе расчета земельного налога лежит кадастровая стоимость участка, взятая по состоянию на начало года уплаты. Обычно для рядовых граждан высчитывает размер налога налоговая инспекция. В уведомлении мы видим наименование объекта, кадастровую стоимость, ставку налога и итоговую сумму к уплате.
Что же поменялось с наступлением 2018 года? Существенным изменением стало увеличение кадастровой стоимости земли, приближаясь к рыночной. Это скажется на росте налога и ударит по кошельку россиян.
Чтобы удар по бюджету семей, имеющих в собственности земельные участки любых категорий, не оказался слишком сильным, законодатели приняли решение провести увеличение налога в несколько этапов. Это значит, что кадастровая стоимость будет расти постепенно – ежегодно на 20%. Таким образом, и земельный сбор поэтапно станет больше, а к 2020 году достигнет полной суммы.
Ставка земельного налога составляет 0,3% для:
- участков для садоводства и огородничества, кроме использующихся в целях коммерции,
- земель сельскохозяйственного назначения,
- участков под многоквартирным домом, поделенных на всех жильцов по долям, пропорционально площади квартиры к общей дома,
- участков с инженерными сетями, а также для государственных нужд.
Остальные облагаются по ставке 1,5%.
Налоговый кодекс допускает применение дифференцированной ставки, зависящей от категории земли и разрешенного его использования.
В чем заключается особенность кадастровой стоимости недвижимости?
Чтобы рассчитать новую кадастровую стоимость, приближенную к рыночной, была проделана большая работа. Оценщикам пришлось проанализировать множество источников по продаже участков, откуда и была выведена средняя цена. Именно она и легла в основу определения кадастровой величины.
Конечно, такой способ определения цены не совсем правильный и точный. Здесь не учтен возможный торг между продавцом и покупателем, то есть взята первоначальная стоимость продажи, а не сделки как таковой. Не учтены также и такие параметры, как расположение участка, нахождение его относительно населенных пунктов, а также инфраструктура и транспортная доступность. Все это значительно влияет на стоимость земельного участка.
Усредненные цифры статистических баз не отражают реальные цены. Это может сказаться на увеличении кадастровой стоимости, не отражающей действительной картины на рынке. По сути, вопрос цены остается спорным и может повлечь за собой обращения в суд недовольных граждан.
Правильным же решением со стороны чиновников было постепенное увеличение кадастровой стоимости. Платить сразу возросшие в разы налоги стало бы накладным для многих россиян, учитывая то, что доходы населения за последние годы стали падать.
Конечно, все налогоплательщики понимают, что эти средства идут в местный бюджет. Развитие и улучшение региона без них невозможно. Но и страдать семейный бюджет от непомерных налогов тоже не должен.
Льготы на оплату земельного налога
Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится, или в администрации.
К некоторым относятся:
- герои Советского Союза и России;
- люди имеющие инвалидность;
- ветераны велико отечественной войны;
- участники чернобыльской катастрофы.
Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от платы, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставление документов на свой выбор, которыми можно подтвердить ее. (пункт 10 статьи 396 НК РФ).
Однако, для каждого вида налогов государство определяет и федеральных льготников. Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли, используемые для сохранения и развития традиционных промыслов, хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.
Изменения 2018 года
Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.
Как рассчитать налог на землю: формула и примеры
Для расчета земельного налога применяется единая формула:
Налоговая база помноженная на налоговую ставку. Эта норма закреплена в Налоговом кодексе статья 396.
- Налоговая база — кадастровая стоимость земельных участков.
- Ставку налога мы рассматривали чуть ранее и определили, что в большинстве случаев для физических лиц она составляет 0,3.
Но закон оговаривает и другие нормы. Так, например, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство жилого дома, к исчислению налога может применяться повышенный коэффициент.
Предположим, право на этот участок под ИЖС зарегистрировано гражданином, но со строительством дома он не торопится. По истечении 10 лет с момента регистрации к такой земле будет установлен коэффициент 2,0. Только после того, как жилье будет построено и обязательно зарегистрировано, ставка станет в обычном размере.
Сумма земельного налога за истекший год рассчитывается, исходя из времени владения участком. При этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа.
Пример 2. Гражданка Ф. продала участок земли 10 февраля 2017 года. Поскольку сделка по отчуждению права произошла до 15 числа месяца, то он не будет участвовать в расчете причитающегося к уплате налога. Поэтому можно учитывать только 1 месяц (январь) и ожидать квитанцию от налогового органа с суммой к оплате только за него.
Справка. Правильность расчета земельного налога можно проверить на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Среди электронных сервисов есть очень удобный Калькулятор онлайн земельного налога.
Результат вашего расчета не всегда может совпадать с мнением налоговой инспекции. Такая ситуация может возникать при допущенной ошибке или неучтенных льготах. Чтобы восстановить справедливость, необходимо обратиться в орган ФНС с заявлением, составленном в двух экземплярах. На одном инспектор поставит входящий номер и передаст вам. К заявлению обязательно приложите документы, согласно которым станет понятна ваша позиция.
Налоговый орган обязан рассмотреть заявление и документы и принять решение об изменении суммы налога или отказе. Отказ должен быть аргументирован и выдан в письменном виде. Если вы настойчиво стоите на своей позиции, обратитесь в суд.
Видео: Налог на землю — рассказывает начальник отдела УФНС России
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите ниже консультанту.
+7 (812) 509-60-42 (Санкт-Петербург)