Оглавление:
Подготовлен законопроект о налоговой реформе в нефтяной отрасли
После двухлетних споров между Минфином и Минэнерго налоговая реформа в нефтяной отрасли одобрена на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Об этом пишут «Ведомости».
Речь идет о переходе с 2018 года от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к налогу на добавленный доход (НДД) (см. «Минфин предложит масштабную налоговую реформу нефтяной отрасли»). Если НДПИ зависит от количества добытой нефти, то НДД взимается с доходов от ее продажи за вычетом расходов на добычу и транспортировку.
Согласно законопроекту, новый налог по ставке в 50% предназначен для пилотных месторождений Западной Сибири, выработанных на 20-80% с добычей до 10 млн тонн, а также для новых месторождений с выработанностью до 5%. Документ также предусматривает, что расходы нельзя уменьшать меньше чем на 7140 руб. за тонну.
Аркадий Дворкович поручил оценить эффект от представления налоговой льготы по НДПИ «Роснефти» по месторождению Самотлор. Против этой инициативы в контексте введения НДД активно возражал Минфин.
Ранее сообщалось, что с помощью налоговой реформы в нефтяной отрасли правительство намерено увеличить число разрабатываемых месторождений нефти (см. «С подачи Минфина для нефтяников появится дополнительный налог»). Однако такая инициатива Минфина противоречила заявлению правительства о том, что оно не планирует в ближайшие три года глобальных изменений в налоговой отрасли. В связи с этим Минэнерго не хотело уступать Минфину и отказывалось принять идею о масштабных изменениях для нефтяников. Энергетическое ведомство предлагало иной подход: ввести налог на финансовый результат, который бы полностью освободил нефтяные компании от НДПИ, а налогообложению подлежала бы прибыль от реализации нефти.
Законопроекты о введении НДД и НФР будут рассматриваться как альтернативные
Госдума рассматривает законопроект по НДД, а законопроект о НФР был внесен законодательным собранием ХМАО и получил одобрение правительства
Проекты законов о введении налога на дополнительный доход (НДД) и налога на финансовый результат (НФР) в сфере добычи углеводородов будут рассматриваться как альтернативные, сообщил журналистам глава комитета по бюджету Госдумы Андрей Макаров. По его словам, законопроект о НФР был внесен законодательным собранием ХМАО и получил одобрение правительства. «Законопроект внесен в Думу, на него есть положительное заключение правительства. Но поскольку Минфин считал, что у нас могут быть серьезные выпадающие доходы, то его затормозили. Сказали, что будут писать НДД. Понятно, что НДД нужно было написать для того, чтобы остановить налог на финансовый результат», – отметил глава комитета.
По его мнению, с точки зрения деталей законопроект об НДД качественно проработан лучше. В частности, в нем прописаны конкретные скважины, которые как объекты налогообложения подпадут под эксперимент. «Очень долго спор шел, можно ли отдать это на откуп правительству, чтоб правительство определяло, или должно быть определено в законе», – сказал он, отметив, что в итоге было решено конкретные скважины определить законом. Значит, и вносить изменения по скважинам тоже можно будет путем изменения в законодательство. «Добавить что-то можно будет только законом. Мы получаем определенность. С моей точки зрения то, что даже законом предлагается, это результат определенного междусобойчика. Но, по крайней мере, все увидят результат этого междусобойчика. Не постфактум, а на момент принятия. Это очень важно», – подчеркнул глава комитета.
Минфин выступил с резкой критикой законопроекта. По мнению Минфина, нецелесообразно проводить эксперимент по внедрению нового налога на пилотных проектах, так как система отбора таких проектов непрозрачна, а сам эксперимент растягивается на 15-20 лет.
Правительство РФ одобрило налог на финансовый результат в нефтяной отрасли
Правительство поддержало введение на пилотной основе налога на финансовый результат в нефтяной отрасли. Законопроект будет одобрен до 1 декабря 2015 года. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что окончательное решение о введении нового налога для всей нефтяной отрасли будет принято через 1-2 года после оценки работы нового налога
Глава правительства Дмитрий Медведев одобрил введение налога на финансовый результат (НФР) в нефтяной сфере для пилотных проектов, сообщил 26 июня вице-премьер Аркадий Дворкович по итогам совещания, добавив, что соответствующий закон будет принят до 1 декабря 2015 года.
«Через 1-2 года правительство оценит результаты внедрения этой системы в пилотных проектах, и дальнейшее решение будет принято на основании этой оценки», — приводит слова вице-премьера Интерфакс. По его словам, критерии отбора пилотных проектов должны быть установлены непосредственно в законе.
До осени этого года специалисты «отработают все нюансы, связанные с администрированием, чтобы минимизировать опасения Минфина по возможным потерям бюджетных доходов». «Компании выразили готовность предоставить максимальную информацию и подтвердили свою прозрачность для налоговой службы, а также готовность ввести определенные информационные системы, которые позволят администрировать этот налог эффективно», — пояснил вице-премьер.
Действующий сейчас налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается со стоимости всех добытых компанией ресурсов, за исключением нефти, газа и угля. Для них налоговой базой является количество добытого ресурса. В свою очередь, НФР облагаются доходы от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и доставку до покупателя, а налог на добавленный доход (НДД) учитывает денежный поток за вычетом капитальных вложений.
В Думу внесен законопроект о налоге на финансовый результат в нефтяной отрасли
Москва. 14 августа. INTERFAX.RU — Дума Ханты-Мансийского автономного округа внесла в Госдуму законопроект, который с 1 января 2016 года вводит налог на финансовый результат (НФР) в нефтяной отрасли. Текст документа опубликован в электронной базе документов нижней палаты парламента. Вместе с текстом законопроекта опубликован положительный отзыв правительства РФ.
Действующая система налогообложения в нефтянке сформирована в 2002 году и состоит из налога на добычу полезных ископаемых и экспортной пошлины. По мнению авторов законопроекта, она не учитывает нынешние экономические условия разработки месторождений, является «крайне негибкой» к ценовой конъюнктуре и колебаниям валютных курсов, а также не позволяет бюджету получать адекватную ренту от высокорентабельных активов.
«Система налогообложения на основе финансового результата позволит дополнительно изымать в доход государства сверхприбыль от разработки высокорентабельных запасов нефти, обеспечивать рентабельность добычи на месторождениях, находящихся на поздних стадиях разработки, а также добычи трудноизвлекаемых запасов и запасов на месторождениях, не обеспеченных объектами инфраструктуры», — говорится в пояснительной записке к документу.
Согласно документу, система налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти будет относиться к специальным налоговым режимам. Применяющие НФР компании будут продолжать уплачивать все предусмотренные Налоговым кодексом налоги (налог на прибыль, экспортные пошлины), кроме НДПИ.
На первоначальном этапе на НФР планируется перевести несколько пилотных месторождений (в пояснительной записке упоминаются проекты «Газпром нефти», «ЛУКОЙЛа», «Сургутнефтегаза» и «Салым Петролеум» — без их названий, а в приложениях есть письмо «Роснефти», где компания предлагает в качестве пилотных Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское месторождения, Верхнеколик-Еганский кластер месторождений, кластер месторождений Вала Гамбурцева).
Ставку для прибыли пилотных проектов предлагается установить в размере 60% (48% в федеральный бюджет, 12% — в бюджет субъекта РФ), плюс налог на прибыль организаций в размере 20%.
В документе также установлены требования к участкам недр, к которым может применяться НФР. Положения законопроекта не будут применяться к месторождениям, расположенным в границах внутренних морских вод и территориального моря РФ, на континентальном шельфе и в российской части дна Каспийского моря.
Принципиальное решение о поддержке эксперимента по НФР было принято на совещании в правительстве в июне после долгих споров: категорически против выступал Минфин. Законопроект должен быть принят до декабря, говорил тогда вице-премьер Аркадий Дворкович. На тот момент в список потенциальных «пилотов» входили 4 месторождения НК «Роснефть» (Хасырьейское, Надейюское, Бахиловское, Верхнее-Колик-Еганское), 5 месторождений «ЛУКОЙЛа» (Красноленинское, Лазаревское, Имилорско-Источное, Нивагальское, Лас-Еганское), 3 месторождения «Газпром нефти» (Вынгаяхинское, Еты-Пуровское и Валынтойское), а также месторождения «Сургутнефтегаза».
Налог на финансовый результат нефтегазовых компаний: статья Сергея Щелкалина для портала «Нефть России»
В своей статье руководитель Группы КПМГ по оказанию налоговых услуг компаниям нефтегазового сектора Сергей Щелкалин рассказывает о законопроекте, предусматривающем применение нового подхода к налогообложению нефтяных компаний.
Многие эксперты нефтегазовой отрасли в последнее время предсказывают существенное падение нефтедобычи в России в период с 2015 по 2020 гг., что, безусловно, повлечет и снижение доходов государства: потери бюджета после 2020 г. могут составить около $20 млрд ежегодно. Причины тому кроются в том числе и в особенностях действующей системы налогообложения: НДПИ взимается сразу с объема добычи и никак не связан с финансовым результатом, отчего экономика проектов автоматически ухудшается, и они часто становятся нерентабельными.
Чтобы сохранить объемы добычи нефти хотя бы на прежнем уровне, нефтяному сектору нужно предложить более справедливый подход к налогообложению, который устроит и государство, и бизнес. «С введением налога на финансовый результат у компаний появится стимул и возможность разрабатывать новые месторождения, которые станут объектами налоговых сборов. Более того, ожидаемый прирост добычи углеводородного сырья предприятиями, перешедшими на систему налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти, позволит увеличить не только налоговую базу по налогу на прибыль организаций, но и базу для расчета вывозной таможенной пошлины на нефть в случаях реализации углеводородного сырья на экспорт», – считает Сергей.
Полностью статью Сергея можно прочитать здесь.
© 2018 KPMG Acor Tax, a Danish limited liability partnership and a member firm of the KPMG network of independent member firms affiliated with KPMG International Cooperative («KPMG International»), a Swiss entity. All rights reserved.
Налог на финансовый результат законопроект
Налог на финансовый результат в нефтянке может заработать после 2018 года
Законопроект по введению налога на финансовый результат нефтедобывающих компаний пока не носит универсальный характер. Об этом заявил глава комитета Госдумы по энергетике, депутат от ХМАО Павел Завальный, передает корреспондент Накануне.RU.
Законопроект о переходе на новую систему налогообложения, инициированный Думой Югры, был внесен в Госдуму в ноябре 2015 г. «Законопроект пока не предложен к рассмотрению в первом чтении. После внесения у него есть два основных недостатка. Он не носит универсальный характер, там прописаны конкретные месторождения, на которые он распространяется. Кроме того, законопроект больше касается месторождений истощенных… Стояла задача, чтобы законопроект носил универсальный характер, годился как для новых, так и для старых месторождений, независимо от его размера, чтобы все компании, как вертикально интегрированные, так и малые предприятия, имели возможность использовать этот налоговый режим», — рассказал депутат.
В этой связи шли консультации между профильными министерствами. Минфин, по его словам, видел в законопроекте возможные риски снижения поступления доходов в бюджеты, снижения налогооблагаемой базы. «По моей информации, эти консультации находятся в стадии завершения… Есть поручения, в том числе президента, чтобы Дума рассмотрела его в рамках осенней сессии. Надеюсь, что законопроект в Госдуму поступит», — сказал Завальный.
При этом реально законопроект в случае его принятия начнет работать не раньше 2018 года, поскольку должны быть введены определенные процедуры по его применению, уточнил он.
«Чем быстрее он будет рассмотрен, тем раньше он может вступить в работу, раньше можно получить результаты… Ожидать последствий применения данного налогового режима по старым месторождениям можно в течение двух-трех лет, по новым — в течение трех-пяти лет», — заключил Завальный.
Ранее сообщалось, что от идеи налога на финансовый результат (НФР) в Правительстве отказались по настоянию Минфина, так как мера якобы может уменьшить доходы бюджета. Позже выяснилось, что Минфин и Минэнерго обсуждают введение нового налога для нефтяной отрасли, который бы заменил НДПИ уже с 2017 г. Предполагается, что это будет «гибрид» налога на финансовый результат и налога на дополнительный доход.
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» border=»0″ />
Новости // Законодательство и судебная практика
А.Дворкович: Законопроект налога на финансовый результат представят 23 апреля 2015 г
Законопроект налога на финансовый результат (НФР) в нефтяной отрасли будет представлен 23 апреля 2015 г.
Об этом заявил 20 апреля 2015 г А.Дворкович.
Отметим, что ранее, 17 апреля 2015 г Д.Медведев дал поручение представить законопроект НФР для нефтегазовой отрасли в кратчайшие сроки.
Уже есть текст, есть возражения Минфина, заявил вице-премьер.
По мнению А.Дворковича, премьер примет решение, как двигаться вперед, одобрит подходы отраслевого блока, а замечания Минфина, не носящие концептуальный характер, в том числе по технике и конкретным нормам документа, отчасти уже учтены.
Некоторые будут проработаны в ходе принятия законопроекта в ГосДуме, отметил А.Дворкович.
Минэнерго и Минфин начали разрабатывать законопроект о налоге на финансовый результат в феврале 2015 г, взяв за основу законопроект чиновников ХМАО.
Отметим, что между ведомствами существуют разногласия в вопросах проработки закона.
Суть в том, что на экспериментальных месторождениях вводится налог на финансовый результат, который заменит собой налог на добычу полезных ископаемых.
Налог на финансовый результат внесен в Госдуму
В Госдуму внесен законопроект, который с 1 января 2016 года вводит налог на финансовый результат в нефтяной отрасли. По мнению разработчиков документа, этот вариант налогообложения «позволит дополнительно изымать в доход государства сверхприбыль от разработки высокорентабельных запасов нефти, обеспечивать рентабельность добычи на месторождениях, находящихся на поздних стадиях разработки, а также добычи трудноизвлекаемых запасов и запасов на месторождениях, не обеспеченных объектами инфраструктуры».
При этом применяющие новый налог компании будут продолжать уплачивать все предусмотренные ранее Налоговым кодексом налоги (налог на прибыль, экспортные пошлины), кроме НДПИ. Напомним, сегодня нефтяники платят в казну налог на добычу полезных ископаемых и экспортную пошлину от проданной за границу нефти. В то же время, многие эксперты считают, что нынешние экономические условия разработки месторождений при этом не учитываются и сама по себе существующая система налогообложения с трудом оперативно реагирует на изменения цен и колебания валютных курсов. Стричь под одну гребенку, а вернее под один налог все компании и проекты сразу не будут. Но определенные цифры уже планируются. Так, ставку для прибыли пилотных проектов предлагается установить в размере 60 процентов (48 из них пойдут в федеральный бюджет, а 12 процентов — в бюджет региона), плюс налог на прибыль организаций в размере 20 процентов.
При этом есть и исключения. Так, например, налог на финансовый результат не будет работать на морских месторождениях и тех, которые расположены на шельфе, а также в российской части дна Каспийского моря. Планируется, что если закон вступит в силу, то те компании, которые захотят работать по новому налогу, должны будут уведомить налоговиков об этом до 30 ноября этого года. Если, конечно, захотят так трудиться уже в следующем году. А в случае решения — перейти обратно не удастся в течение 5 лет.
Зато налоговая ответственность в период обкатки налога на финансовый результат будет легче. Так в 2016-2018 за ошибки не будут начисляться штрафы, в 2019-2020 годах они будут составлять лишь 50 процентов от максимума. Текст законопроекта опубликован в электронной базе документов нижней палаты парламента.