Пособие уход за ребенком до 3 лет в 2018 году

Оглавление:

Продление пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет в 2018 году

В 2018 году в России на высшем уровне вновь возобновилось обсуждение вопроса о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения 3 лет. Соответствующее поручение еще весной поручил реализовать премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе своего выступления в Госдуме с ежегодным отчетом о работе Правительства. При этом в настоящее время рассматриваются два возможных варианта решения этой проблемы:

  • продлить срок выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет, которое выплачивается в размере 40% от заработной платы за два календарных года, предшествующих рождению ребенка;
  • пересмотреть размер печально известной ежемесячной компенсации в отпуске по уходу до 3 лет, которая была установлена президентским указом в 1994 году и с 2001 года выплачивается в размере 50 рублей.

В настоящее время ни один из представленных выше вариантов не получил официального одобрения Правительством. Более того, открытое публичное обсуждение этого вопроса в последние месяцы практически не ведется несмотря на то, что на сентябрь 2018 года в Госдуме было запланировано рассмотрение сразу двух законопроектов (№ 478277-7, № 278518-7), предлагающих свои варианты решения этой проблемы (их рассмотрение не состоялось и было перенесено на более поздний срок).

В чем состоит позиция Правительства?

11 апреля 2018 года Дмитрий Медведев выступил в Государственной Думе с докладом о результатах работы Правительства за предыдущие 6 лет, после завершения которого все желающие депутаты могли задать премьер-министру свои вопросы. Заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева (депутат от «Единой России») обозначила как важную нерешенную проблему ежемесячное пособие в размере 50 рублей гражданам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

После этого 21 мая глава Минтруда Максим Топилин, выступая в Москве на конференции «Направление 2026», организованной партией «Единая Россия», сообщил, что его министерство планирует до конца 2018 года выполнить поручение премьер-министра о пересмотре пособия на ребенка в возрасте от 1.5 года до 3 лет, которое сейчас выплачивается из средств работодателей: «У нас есть поручение разобраться с пособием в размере 50 рублей. Я думаю, что до конца этого года мы должны это поручение реализовать», — отметил министр труда и соцзащиты населения России в своем выступлении.

Справедливости ради нужно отметить, что о необходимости замены этого пособия в Правительстве говорят уже несколько лет. Например, еще в 2015 году Максим Топилин сообщал, что Минтруд работает над «адресной» заменой пособия в размере 50 рублей, которые сейчас «несущественны и никому не нужны». При этом отмечалось, что в будущем адресатами аналогичной выплаты должна будет стать ограниченная группа людей, которая действительно нуждается в таком виде дополнительной поддержки. Только в этом случае, отмечали в Минтруде, новая ежемесячная выплата могла бы быть более существенной в своем размере и востребованной.

Пособие на ребенка от 1.5 до 3 лет в 2018 году — принят ли закон?

Пока Правительство до сих пор продолжает «прорабатывать вопрос» замены ежемесячного пособия в размере 50 рублей, различные инициативные группы в Госдуме предлагают свои варианты решения этой проблемы. Одно из наиболее свежих предложений поступило от депутатов фракции «Справедливая Россия» в Международный день защиты детей 1 июня 2018 года.

Напомним, сейчас это пособие выплачивается до достижения ребенком 1.5 лет в следующем размере:

Это пособие выплачивается ежемесячно по день достижения ребенком возраста 1.5 года несмотря на то, что отпуск по уходу за ребенком согласно Трудовому кодексу (ТК) РФ предоставляется до 3-летнего возраста. В связи с этим в законопроекте № 478277-7 депутаты от «Справедливой России» отмечают, что внесение предложенных ими изменений приведет в соответствие закон о детских пособиях с положениями ТК РФ о сроках предоставления отпуска по уходу за ребенком (до 3 лет).

Рассмотрение законопроекта в первом чтении изначально планировалось на 26.09.2018 г., однако в этот и последующий день депутаты были заняты более острым вопросом — принимали в окончательном виде закон о повышении пенсионного возраста с 1 января 2019 года. Поэтому инициатива, касающаяся продления детских пособий до 3 лет, рассмотрена не была, и ее обсуждение перенесли на октябрь.

Однако профильный Комитет по вопросам семьи, женщин и детей подготовил свое заключение, в котором предложил отклонить законопроект, поскольку предлагаемые им изменения «финансово не обеспечены», и принятие закона в таком виде приведет к «нарушению бюджетного баланса и неисполнению государством уже принятых на себя социальных обязательств». Однако при этом отмечается, что проблема эта обсуждается уже много лет и имеет большую социальную значимость.

Необходимо отметить, что подобные законопроекты уже не раз вносились в Госдуму, и все они были отклонены. С большой уверенностью можно сказать, что в текущей ситуации подобный закон может быть принят только в качестве инициативы Правительства или лично Президента России. А пока руководство страны в большей степени пытается решать эту проблему косвенным образом:

  • введением других дополнительных мер поддержки семей с детьми в возрасте до 3 лет (например, ежемесячные выплаты в размере регионального прожиточного минимума на третьего и последующих детей в регионах с низкой рождаемостью);
  • решением проблемы с нехваткой ясельных групп в России, переобучением и занятостью женщин в отпуске по уходу за ребенком, чтобы они могли выйти на работу после достижения ребенком 1,5 лет.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет исходя по принципам адресности и нуждаемости

Еще один законопроект под номером № 278518-7, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, был внесен еще в октябре 2017 года инициативной группой, которую представляют депутаты С.А. Вострецов («Единая Россия») и С.М. Катасонов (ЛДПР).

Этим законом предлагается продление ежемесячного пособия по уходу за ребенком на срок до 3 лет (и даже далее до достижения 7 лет) в случае отсутствия места в дошкольной образовательной организации:

  • от 1.5 до 3 лет — при отсутствии места в яслях;
  • от 3 до 7 лет — в случае непредоставления места в детском саду.

В обоих случаях (до 3 и до 7 лет) ежемесячное пособие предлагается выплачивать в размере 3000 рублей на каждого ребенка при наличии соответствующего документа, подтверждающего отсутствие места в государственном или муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Этот проект федерального закона также планировалось рассмотреть в первом чтении в сентябре 2018 года, однако из-за большой повестки в сентябре в связи с пенсионной реформой документ не рассматривался, и его рассмотрение было перенесено на неопределенный срок.

Между тем, профильный Комитет Госдумы рекомендовал отклонить этот законопроект в первом чтении из-за его существенных недоработок и необходимости значительного бюджетного финансирования, что «негативно отразится на возможности Российской Федерации выполнять свои обязательства перед другими категориями граждан».

Кроме того, в заключении профильного Комитета отмечается, что во многих регионах России уже предусмотрены дополнительные региональные выплаты на детей, не посещающих дошкольные образовательные организации, в том числе предоставляемые в возрасте от 1,5 до 3 лет (например, в Самарской области). Поэтому принятие такого закона также маловероятно — аналогичные законопроекты ранее уже также рассматривались Госдумой и были отклонены.

Таким образом, если быть реалистами, необходимо еще раз признать — чтобы такой закон был принят в сложившихся условиях, инициатива продления пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет должна исходить от самого Правительства или даже лично Владимира Путина (который в конце 2017 года уже выступал со своей новой демографической программой).

В самом Правительстве отмечают, что проработка этого вопроса уже ведется, и по крайней мере есть официальное намерение принять до конца 2018 года решение по «никому не нужной» ежемесячной компенсации в размере 50 рублей, пересмотреть ее размер. А какое пособие придет ей на замену (придет ли вообще) и в каком размере — это покажет время. Следите за нашими новостями!

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей, никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Меню для навигации по странице

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Примечательно, что в исходной редакции указа, подписанного первым Президентом РФ Борисом Ельциным в 1994 году, речь шла о компенсационных выплатах «в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда». Однако в 2001 году в соответствии с указом Владимира Путина № 136 от 08.02.2001 г. величина компенсации была установлена в фиксированном размере — 50 рублей (что на тот момент как раз составляло 50% МРОТ, поскольку базовая сумма для исчисления пособий, компенсаций и иных социальных выплат согласно ст. 4 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года была установлена в размере 100 руб.). После этого размер выплаты ни разу не индексировался (вот уже 17 лет).

Необходимо отметить, что в каждом отдельно взятом регионе до достижения ребенком 3 лет могут устанавливаться иные, дополнительные региональные детские выплаты, обращаться за которыми можно в органы социальной защиты населения (Собес) по месту жительства.

Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

Более того — с 2016 года ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада устанавливается во многих регионах страны исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2018 году (изменения)

В последнее время поступает много вопросов касательно увеличения срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет. Действительно, сейчас на рассмотрении в Госдуме находятся сразу два законопроекта (№ 278518-7 и № 478277-7), которыми предлагается продлить срок выплаты пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет.

  • в первом случае (законопроект № 278518-7) — в виде нового ежемесячного пособия в размере 3000 рублей, которое предлагается выплачивать случае непредоставления места в дошкольной образовательной организации после достижения ребенком 1,5 лет;
  • во втором (закон № 478277-7) — в виде того же самого ежемесячного пособия, которое выплачивается по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 40% от среднего заработка за два предыдущих года.

Изначально оба законопроекта планировалось рассмотреть в первом чтении в 26-27 сентября 2018 года, однако как раз в эти дни в окончательном виде депутатами принимался закон о повышении пенсионного возраста, поэтому рассмотрение вопроса о продлении пособия с 1,5 до 3 лет было перенесено на неопределенный срок (ориентировочно — на октябрь 2018 года).

Хотя решение по этим законопроектам пока не принято, перспективы их нельзя назвать радужными. В Правительстве эти предложения не поддержали изначально, и профильный Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей предложил эти законы отклонить (как и все другие аналогичные предложения, которые неоднократно рассматривались Госдумой в предыдущие годы).

Правительство о продлении пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет в 2018 году

Если быть реалистами, то сейчас такое изменение может быть принято только в качестве инициативы Правительства или лично Президента (который, как известно, в конце 2017 года уже предложил свою новую демографическую программу). И примечательно, что в 2018 году в Правительстве тоже возобновилось обсуждение вопроса пособия по уходу за ребенком до 3 лет, однако в немного другом ключе.

Еще весной Дмитрий Медведев, выступая в Госдуме с ежегодным отчетом Правительства, предложил «пересмотреть» ежемесячное пособие в размере 50 рублей, которое было установлено более 20 лет назад указом Президента от 30.05.1994 г. № 1110 и которое выплачивается в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет из средств работодателя:

Позднее министр труда и соцзащиты Максим Топилин сообщил о том, что Минтруд планирует «разобраться с пособием в размере 50 рублей» уже до конца 2018 года. Несмотря на то, что до конца текущего года осталось менее 3 месяцев, до сих пор никаких решений по этому вопросу больше официально не озвучивалось. И будет ли вообще реализовано это поручение в 2018 году — пока не известно (по крайней мере, за несколько предыдущих лет этот вопрос так и не был решен, хотя о его проработке сообщалось много раз).

Читать продолжение статьи в нашей группе Вконтакте

Пособия на детей с 1 мая 2018 года: новые размеры

Как известно, с 01 мая 2018 года существенно повышается минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Его величина будет равняться прожиточному минимуму за 2 квартал предыдущего года, т.е. 11 163 руб. По сравнению с предыдущим размером (9 489 руб.) рост составит 18%. Также см. «МРОТ с 1 мая 2018 года: повышение». Увеличение МРОТ порадует не только бюджетников и низкооплачиваемых работников коммерческой сферы, но и некоторых родителей. Дело в том, что часть «детских» пособий привязаны к этому показателю. Рассмотрим, какие пособия и в каком порядке будут увеличены с мая 2018г.

Виды детских пособий

На сегодня в РФ на федеральном уровне установлены следующие основные виды пособий, связанных с материнством и уходом за детьми:

  1. За постановку на учет на ранних сроках беременности.
  2. При рождении ребенка.
  3. По беременности и родам (декретный отпуск).
  4. По уходу за ребенком до 1,5 лет.
  5. По уходу за ребенком до 3 лет.
  6. Дополнительные выплаты для малообеспеченных семей.

Большинство «федеральных» детских пособий установлены законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Рассмотрим, как на каждую из этих выплат повлияло повышение МРОТ

Единовременные пособия за раннюю постановку на учет и при рождении ребенка

Рассмотрим эти виды пособий вместе, т.к. повышение МРОТ одинаково влияет на оба этих пособия. А точнее говоря – одинаково не влияет, т.к. они рассчитываются по другим основаниям. Но обо всем по порядку…

Пособие за постановку на учет с 1 мая 2018 года

Пособие за раннюю постановку на учет выплачивается, если женщина встала на учет ранее 12 недели беременности (ст. 9 закона № 81-ФЗ). Изначально оно составляло 300 руб. и в дальнейшем регулярно увеличивалось.

Последняя индексация на коэффициент 1,025 была произведена на основании постановления Правительства РФ от 26.01.2018 № 74. С учетом этого повышения с 01.02.2018г. пособие за раннюю постановку на учет стало равняться 628,47 руб. В этом размере оно и будет выплачиваться до следующей индексации, которая произойдет в 2019г. Повышение МРОТ с 01.05.2018 г. на размере этой выплаты никак не отразится. См. «Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности в 2018 году».

Пособие при рождении ребенка с 1 мая 2018 года

Пособие при рождении ребенка выплачивается… собственно, после рождения ребенка оно, естественно, и выплачивается. К рождению в данном случае приравнивается усыновление и установление опеки (ст. 12.1, 12.2 закона № 81-ФЗ). Первоначально базовый размер пособия составлял 8000 руб. Как и предыдущая выплата, оно регулярно индексировалось.

В последний раз увеличение было проведено также на коэффициент 1,025 и на основании того же постановления Правительства РФ № 74. В итоге с 01.02.2018г. пособие при рождении ребенка составляет 16 759,09 руб., и в таком размере оно будет действовать до 2019 года аналогично пособию за раннюю постановку на учет. При рождении (усыновлении) двух, трех и более детей пособие соответственно увеличивается в два, три раза и т.д. Рост МРОТ с 01.05.2018 г. здесь также не влияет на размер выплаты. См. «Единовременное пособие при рождении ребенка в 2018 году».

Пособие по беременности и родам

Этот вид пособия выплачивается единовременно за весь период отпуска по беременности и родам (на практике его часто называют «декретным отпуском»). Продолжительность декретного отпуска установлена ст. 10 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном страховании…» и зависит от протекания беременности:

  1. В общем случае (одноплодная беременность без осложнений) – 140 дней.
  2. При осложненных родах – 156 дней.
  3. При многоплодной беременности – 194 дня.
  4. При усыновлении детей в возрасте до трех месяцев – с даты усыновления до истечения 70 дней (для двух и более детей – 110 дней) с даты рождения.

«Декретное» пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка женщины. Доход рассчитывается за два года, предшествующих году начисления пособия. Если в течение этих двух лет женщина уже была в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком, то она может выбрать для расчета предшествующий период (если это приведет к увеличению суммы пособия).

Лимиты по сумме декретных выплат установлены как «сверху» так и «снизу». Точнее говоря, ограничено не само пособие, а среднедневной заработок, на основании которого оно рассчитывается.

Максимальный размер такого заработка не может превышать сумму предельных величин базы для расчета страховых взносов в ФСС за два года, предшествующих году, в котором был начислено пособие, деленную на 730 (ч. 3.3 ст. 14 закона № 255-ФЗ). Если пособие начислено в 2018 году, то нужно взять данные за 2017 и 2016 годы. Таким образом, сумма пособия за день не может превышать:

(718 000 руб. + 755 000 руб.) / 730 дней = 2 017,81 руб.

Предельная база для ФСС ежегодно устанавливается Правительством РФ (например, на 2017 год – постановлением от 29.11.2016 № 1255). Эта сумма никак не привязана к величине МРОТ, поэтому и максимальный размер «декретного» пособия от МРОТ не зависит. В общем случае (при «обыкновенной» беременности) этот размер в 2018 г. составит:

140 дней х 2017,81 руб. = 282 493, 15 руб.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2018 году

Когда женщина уходит в отпуск по уходу за ребенком, ей полагается пособие. До полутора лет пособие выплачивается за счет ФСС. Помимо этого работнице положено пособие за счет работодателя. Оно выплачивается в течение всего отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет. О том, какое пособие по уходу до 3-х лет положено женщинам в 2018 году — расскажем в статье.

Изменения в зарплате и пособиях:

Сначала выплачивается пособие по уходу до полутора лет. Подробный расчет мы привели в отдельной статье на сайте.

Пособие по уходу за ребенком до 3-х лет в 2018 году

После того, как у работницы заканчивается отпуск по уходу до 1, 5 лет, работодателю необходимо продолжить выплату пособия по уходу за ребенком до 3-х лет.

Обязанность работодателя выплачивать работнице пособие по уходу за ребенком до 3-х лет установлена Указом президента Ельцина от 30 мая 1994 года. Размер пособия составляет 50 рублей в месяц.

Данная выплата утверждается приказом руководителя. Для ее получения сотрудница должна написать заявление и предоставить его в бухгалтерию.

От того, когда было представлено заявление, зависит период, за который будет начислено и выплачено пособие:

  • если заявление было предоставлено в период до шести месяцев от даты начала отпуска по уходу за ребенком – пособие выплачивается за весь период отпуска по уходу;
  • если заявление было предоставлено по истечении шести месяцев отпуска – пособие выплачивается только за шесть месяцев, предшествующих дате подачи заявления и до окончания отпуска по уходу.

Важный нюанс!

Некоторые бухгалтеры ошибочно предполагают, что пособие по уходу за ребенком до 3-х лет необходимо выплачивать в период, когда закончился оплачиваемый отпуск до 1,5 лет и начался неоплачиваемый до 3-х лет. Но это не так.

Ежемесячная выплата в размере 50 рублей положена работнице, вышедшей в декрет, начиная с первого дня отпуска по уходу за ребенком. То есть общий период выплаты данного пособия составляет 3 года.

Как рассчитать пособие по уходу за ребенком до 3-х лет

Размер пособия за полный месяц отпуска по уходу за ребенком составляет 50 рублей. Но бывают ситуации, когда отпуск начинается или заканчивается не с начала месяца. В этом случае пособие нужно рассчитать пропорционально дням отпуска.

Формула расчета пособия по уходу за ребенком за неполный месяц:

Размер пособия по уходу за ребенком до 3-х лет за неполный месяц

Пособие на ребенка до 3 лет увеличат в 2018 году

Минтруд России солидарен с премьер-министром Дмитрием Медведевым в том, что с детским пособием до 3 лет «нужно определяться». Пока чиновники определились, что повысить выплату необходимо уже в этом году, но вот на сколько, пока никак не могут решить. Обсуждение продолжается, как и выплаты по 50 рублей в месяц на каждого малыша.

Минтруд пообещал общественности и журналистам, что пособие на ребенка в возрасте до 3 лет существенно увеличится уже в этом году. О сумме чиновники еще договориваются, но дело в том, что компенсационную выплату по уходу за ребенком до 3 лет платят из своих средств работодатели, и никто им ее не возмещает. Однако у министерства есть поручение главы правительства, и оно намерено его исполнить. Об этом, в частности, рассказал вновь назначенный глава Минтруда Максим Топилин:

У нас есть поручение разобраться с пособием в размере 50 рублей. Вы помните, когда Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая в Госдуме, сказал, что нужно определиться с этим пособием. Я думаю, что до конца этого года мы должны это поручение реализовать.

50 или 10 000 рублей?

На сегодняшний день сумма пособия составляет всего 50 рублей и позволяет купить разве что литр молока или полтора батона. Размер выплаты не изменялся с 1997 года. При этом получают ее матери детей, которые продолжают находиться в отпуске по уходу за ребенком и после достижения им возраста 1,5 лет. То есть фактически матери тех детей, которые не попали в садик.

Эксперты рассказали журналистам, что для того, чтобы такое пособие могло хотя бы минимально удовлетворить жизненные потребности самого ребенка, его размер должен составлять не менее 10 000 рублей в месяц. Но если выплата, как и сейчас, будет осуществляться за счет средств работодателей без компенсации со стороны Фонда социального страхования (ФСС), то сколько организаций смогут себе это позволить? И как воспримут такую новую серьезную (для многих предпринимателей) нагрузку бизнесмены? Скорее всего, отрицательно. Ведь даже минимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, которое фактически платит ФСС России, по состоянию на 1 мая 2018 года составляет:

  • за первого ребенка — 3 142 рубля 33 коп.;
  • за второго и последующих детей — 6 284 рубля 65 коп.

Что гораздо меньше заявленной экспертами суммы 10 000 рублей. Правда, назначить такой размер чиновники, вероятнее всего, не решатся — не только из заботы о работодателях, но и принимая во внимание необходимость выплачивать аналогичные суммы неработающим женщинам за счет средст все того же ФСС. Это несколько смущает представителей Минфина, ведь денег, как мы все помним, нет. Поэтому чиновники, а вместе с ними и общественники попросту предлагают уравнять два детских пособия и установить для них общий размер в 40% заработка матери. Но для малоимущих семей общественники все же предлагают назначить пособие размером в 10 000 рублей, ведь это почти установленный законодательством МРОТ (11 163 рубля), а присматривать за ребенком — это непростая работа.

Кстати, официальной статистики о том, сколько в России детей в возрасте до 3 лет, у Росстата нет, служба приводит данные только по детям в возрасте до 4 лет. В 2017 году в России проживало 9,5 млн таких малышей. И тем из них, кому уже исполнилось 1,5 года, каждый месяц платят по 50 рублей. Но только в том случае, если для них не нашлось места в детском садике, а их мамы не вышли на работу. Возможно, что до конца года эта сумма все же возрастет, и пособия будет хватать на игрушки, фрукты и прочие необходимые маленьким детям вещи.