Оглавление:
Требования к должностям работников образования
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС состоит из четырех разделов: I — «Общие положения», II — «Должности руководителей», III — «Должности педагогических работников», IV — «Должности учебно-вспомогательного персонала».
3. Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».
В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.
В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.
5. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
6. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.
7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.
8. Должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.
9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Квалификационные требования к должностям работников образования
«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2008, N 8
К числу основных нормативных документов, регламентирующих труд служащих, занятых в отраслях экономики, относятся квалификационные характеристики (требования) должностей.
Действующие в настоящее время квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, в том числе педагогических, имеют типовую структуру, не отличающуюся от общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик по должностям служащих, и состоят из разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации по разрядам оплаты труда».
Структура тарифно-квалификационной характеристики по каждой должности представлена в таблице 1.
Структура тарифно-квалификационной характеристики
по должностям педагогических работников
Наименование раздела
тарифно-квалификационной
характеристики
Основные функции, которые могут быть поручены
полностью или частично работнику, занимающему
данную должность, являются основой для
разработки должностных инструкций на местах,
закрепляющих конкретные обязанности, права и
ответственность работника, утверждающихся
руководителями учреждения по согласованию с
соответствующими профсоюзными комитетами
Основные требования, предъявляемые к работнику
в отношении специальных знаний, а также знаний
законодательных актов, положений, инструкций,
других руководящих и нормативных документов,
методов и средств, которые работник должен
уметь применять при выполнении должностных
обязанностей
Требования к квалификации
по разрядам оплаты
Уровень образования; стаж работы (по
специальности или педагогический);
квалификационные категории, присвоение которых
осуществляется аттестационными комиссиями в
соответствии с требованиями и порядком,
устанавливаемыми федеральным органом управления
образованием. Этот раздел предусматривает кроме
требований к уровню образования и стажу работы
показатели квалификации и профессионализма (для
педагогических работников):
— умение самостоятельно разрабатывать методику
преподавания предмета (методику
производственного обучения);
— использовать в своей работе прогрессивные
идеи, формы и методы активного обучения;
— владеть организационными формами
диагностической работы с обучающимися;
— обеспечивать устойчивые положительные
результаты в образовательном процессе и др.
В разделе «Должностные обязанности» перечисляются работы, выполнение которых полностью или частично поручается работнику, занимающему данную должность. Этот раздел является основным, поскольку содержание работ определяет само наименование должности, ее роль и место в структуре предприятия, учреждения, организации, а также требования к знаниям и квалификации работников, необходимым для замещения соответствующей должности и выполнения установленных обязанностей.
Регулируемыми показателями структурного элемента квалификационной характеристики «Должностные обязанности» в соответствии с функциональным подходом являются трудовая функция и ее разновидности. В рамках работы необходимо дать определения этим показателям.
Словарь управления персоналом. Трудовая функция — совокупность трудовых действий, приемов и операций, выполняемых работником в определенной последовательности при осуществлении конкретных видов труда.
В составе фактически выполняемых конкретных трудовых функций можно выделить главную, основные и вспомогательные функции, а также определить излишние, дублирующиеся и вредные:
— Главная функция — функция, для осуществления которой создана данная должность. Она отражает назначение деятельности носителя функции.
— Основная функция — функция, обеспечивающая выполнение главной. Без нее выполнение главной функции не представляется возможным.
— Вспомогательная функция — функция, способствующая осуществлению основных функций.
— Излишняя функция — функция, которая не является необходимой при выполнении функций, она нейтральна по отношению к главной, основным и вспомогательным функциям.
— Дублирующаяся функция — функция, не соответствующая специализации данной должности.
— Вредная функция — функция, отрицательно влияющая на выполнение главной, основных и вспомогательных функций.
В должностных обязанностях педагогических работников должен быть приведен перечень основных, наиболее часто выполняемых функций исходя из сложившейся практики разделения и кооперации труда. В зависимости от разделения труда, принятого в учреждении образования, обязанности педагогического работника, перечисленные в разделе «Должностные обязанности» квалификационной характеристики как типовые (основные) функции, могут быть расширены или сужены по сравнению с установленными. Так, в конкретную должностную инструкцию педагогического работника учреждения образования могут быть включены:
— должностные обязанности, предусмотренные несколькими характеристиками;
— обязанности, входящие в состав одной характеристики, могут быть разделены между несколькими исполнителями;
— дополнительные обязанности, конкретизирующие содержание труда с учетом специфики труда конкретных исполнителей в учреждении образования того или иного типа.
При установлении квалификационных требований необходимо учитывать, что должностные обязанности педагогического работника — комплекс трудовых функций, которые он выполняет или должен выполнять полностью или частично на определенной педагогической должности.
Носитель трудовой функции — работник, обеспечивающий выполнение конкретных трудовых функций на определенной должности.
Показателями структурного элемента квалификационной характеристики «Должен знать» являются те знания, которыми должен обладать претендент на должность в соответствии с полученным образованием. В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 24.04.2008) к педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Очевидно, что разработка квалификационных требований должна осуществляться с учетом Государственных образовательных стандартов профессионального образования по педагогическим специальностям, поскольку образовательный стандарт — это отражение в свернутом виде социального заказа в системе профессионального образования в отношении минимальных требований к профессиональному образованию обучаемых.
Раздел «Должен знать» должен сохранить свое традиционное для любой квалификационной характеристики содержание и включать основные требования, предъявляемые к педагогическому работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
Содержание раздела «Должен знать» устанавливает минимум обязательных теоретических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих функций, которые работник должен учитывать и уметь использовать при выполнении своих должностных обязанностей.
На наш взгляд, целесообразно предложить в качестве показателей раздела «Должен знать»:
— общие нормативно-правовые знания;
— общие профессиональные знания;
В таблице 2 приведены показатели раздела «Должен знать» и их характеристики.
Единый квалификационный справочник должностей работников образования
Ввиду реформирования российской образовательной системы и внедрения ФГОС, к сотрудникам сферы образования, которые ответственны за формирование социокультурных и морально-этических ценностей среди молодежи, выдвигаются соответствующие требования. Все они внесены в единый нормативный документ — квалификационный справочник должностей работников образования 2018.
- Согласно ст. 57 ТК РФ, льготы и компенсации, а также ограничения по выполнению работ допустимы для должностей, указанных в квалификационных справочниках.
- Согласно ст. 81. ТК РФ, педработник может быть уволен в том случае, если по итогам аттестации и сведений представления о недостаточно квалификации, он признан не соответствующим занимаемой должности, либо же работодатель может отказать претенденту в приеме на работу, если уровень его квалификации не соответствует тому, что указан в ЕКС. Практика показывает, что в порядке исключения на определенные должности могут назначены сотрудники, которые не имеют регламентированного ЕКС уровня подготовки или стажа, но при этом безукоризненно выполняют свои обязанности.
- Согласно ст. 143 ТК РФ и ЕКС должностей работников образования 2018, осуществляется присвоение педработникам тарифных разрядов и тарификация работ.
Минздравсоцразвития РФ при поддержке федеральных органов власти разрабатывает квалификационные справочники для работников сферы образования и несет ответственность за внесение в них актуальных времени изменений. Единый квалификационный справочник в сфере образования содержит:
- перечень должностных обязанностей педагогов, вспомогательного персонала и руководящих должностей;
- квалификационные характеристики должностей;
- требования к опыту, навыкам и знаниям педработников и служащих.
- разработки рабочих инструкций, регламентирующих ответственность, права и обязанности специалистов;
- расстановки кадров и приема специалистов на работу;
- вынесения рекомендаций для прохождения плановых аттестаций работников.
Сохраните это себе, чтобы не потерять:
Согласно единому тарифному квалификационному справочнику работников образования, заработная плата работников сферы образования должна основываться на нормативной тарифной сетке, а названия должностей — соответствовать названиям, указанным в ЕТКС. Тарифные характеристики (ЕКТС педагогических работников), разработанные Минтруда и Минобразования, распределяются на всех сотрудников, независимо от должности и сферы занятости.
Что такое квалификационная характеристика?
Единые квалификационные требования к работникам образования или квалификационные характеристики для каждой должности включают описание:
- должностных обязанностей — трудовых функций, обязательных к частичному или полному выполнению педработником, который занимает определенную должность (если имеет место совмещение должностей, необходимо учитывать принципы однородности и взаимосвязанности работы);
- объема знаний (методологии, права, образовательных технологий и прочего), которым должен обладать специалист, чтобы успешно выполнять возложенные на него обязанности;
- требований к квалификации, стажу и профессиональной подготовке.
Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно! Учебная программа «Управление персоналом» За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
- формировать профессиональные квалификационные группы;
- регламентировать квалификационные характеристики должностей рабочих и служащих и относить должности к таковым (например, инструктора по лечебной физкультуре или массажиста нельзя отнести к категории педработников, а старшего воспитателя — к категории учебно-вспомогательного персонала);
- устанавливать требования к квалификации служащих или руководителей отличные от тех, что были установлены Минздравсоцразвития;
- применять ненормативные наименования должностей, которые не имеют квалификационных характеристик.
- использование передовых средств, методов и форм работы, индивидуальных учебных планов и современных технологий;
- написание рабочих программ по предмету, основываясь на содержание основных программ;
- стимулирование познавательной деятельности учащихся, мотивация их самостоятельной образовательной и исследовательской работы;
- следование нормам проблемного обучения, использования взаимосвязи теории и практики.
- руководители и их замы должны иметь высшее профобразование в сфере менеджмента, экономики или управления персоналом и стаж не менее 5 лет;
- учителя — среднее или высшее профобразование (кроме методистов, логопедов, дефектологов и тьюторов).
Приказ77 Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Квалификационная характеристика в контексте написания должностных инструкций
Ввиду актуальности ЕКС №761н для работников образования, требования, регламентируемые документом, направлены на повышение профессиональной компетентности, трудовой активности и результативности труда педагогов, руководителей и персонала. Документ необходим для повышения эффективности кадровой работы, рационального распределения трудовых ресурсов, использование творческого и профессионального потенциала работников.
- написания должностных инструкций, в которых будут указаны компетентности, требования к опыту работника, его права и обязанности, перечень трудовых функций;
- распределения между несколькими специалистами должностных обязанностей, характерных для определенной должности.
- Допускается добавление обязанностей специалистов смежных областей, что позволит сотруднику выполнять возложенные на него функции без повышения уровня квалификации или получения дополнительного образования. В этом случае наименование должности не меняется, а дополнительные обязанности отличные от должны быть соразмерными по сложности и близкими по содержанию, чтобы не требовать дополнительных знаний или иной специальности.
- В инструкциях общеотраслевых рабочих (библиотекари, медицинские работники, хореографы, музыкальные и художественные руководители) используются квалификационные характеристики должностей работников образования, которые предусмотрены для служащих за исключением уточнения спектра работ в заданных условиях.
Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»
Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.
Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!
Единый квалификационный справочник должностей работников образования принятый по приказу 761н с краткими характеристиками
Устраиваясь на какую-либо должность в сфере образования, вам необходимо соответствовать определенным квалификационным характеристикам. Данный текст расскажет об основных моментах создания должностных инструкций работников образования, нюансах получения должности в данной сфере, а также предоставит к ознакомлению полный перечень должностей с кратким описанием их характеристик. Дополнительно вы можете скачать справочник «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в полном объеме.
Сфера образования – одна из базовых сфер, которые формируют единое общество, единые культурные, социальные и морально-этические ценности. Естественно, квалификационные требования, предъявляемые к работникам данной сферы довольно высоки. Они закреплены в специальном квалификационном справочнике должностей работников образования. В данной статье вы узнаете квалификационные требования из классификатора должностей 2018 года, что входит в эти требования, а также получите перечень должностей педагогических работников, с кратким описанием каждой из них.
Что такое Единый квалификационный справочник должностей?
Исходя из положений ст. 143 Трудового кодекса РФ присвоение работникам тарифных разрядов и тарификация работ, осуществляется учитывая требования единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС).
ЕКС включает в себя квалификационные характеристики должностей, расшифровки должностных обязанностей и требований к квалификационным уровням и уровню знаний руководителей, специалистов и служащих (Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 №787).
Интересующий нас раздел ЕКС – Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования в 2018 году (далее — КХД), имеющий второе название — Единый квалификационный справочник должностей работников образования, был принят Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года №761н. На данный момент, КХД применяется в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 №448н.
Основные положения раздела КХД
Актуальную версию раздела КХД квалификационного справочника должностей можно скачать здесь.
Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений принятый по приказу №761н разработан для помощи в решении вопросов, относящихся к регуляции трудовых отношений, созданию действующей, эффективной системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования, независимо от формы их собственности или организационно правовой формы.
КХД является базовым документом при разработке должностных инструкций, так как в нем содержится основной перечень должностных обязанностей работников образования, в нем учтены все особенности организации труда и уровни компетенции. В данном разделе также закреплены права и обязанности по каждой, конкретной должности.
При составлении должностных инструкций с использованием КХД, допускается возможность уточнения перечня работ по конкретному образовательному учреждению, с учетом особенностей и свойств каждой должности, а также разработка дополнительных требований к специальной подготовке работников.
Для увеличения эффективности труда, допускается расширение должностных обязанностей работника, по сравнению с квалификационными характеристиками указанными в КХД. Такое расширение происходит за счет добавления обязанностей из смежных должностей. Их выполнение не должно требовать расширение квалификационного уровня и прохождение специальной подготовки.
В соответствии с п.9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с соответствующим качеством и в полном объеме, но при этом не имеющие достаточного уровня подготовки или стажа работы, могут быть назначены на фактически занимаемые ими должности, в порядке исключения, по рекомендациям аттестационной комиссии.
Из чего состоит квалификационная характеристика?
Квалификационная характеристика по каждой должности, включает в себя 3 раздела:
- Должностные обязанности (ДО) – содержится перечень основных трудовых функций, полностью или частично вверенных работнику на занимаемой им должности. При совмещении обязанностей из разных должностей, необходимо руководствоваться принципом однородности и взаимосвязанности работ;
- Должен знать (ДЗ) – содержатся требования, предъявляемые работнику по объему знаний методологии, законодательства и специальных знаний, необходимых для эффективного осуществления должностных обязанностей;
- Требования к квалификации (ТК) – определяются требования к уровням профессиональной подготовки и стажу работы.
Перечень и краткая характеристика должностей работников образования 2018
Перечень должностей подразделяется на 3 уровня:
- Должности руководителей;
- Должности педагогических работников;
- Должности учебно-вспомогательного персонала.
Должности руководителей:
- Руководитель образовательного учреждения (директор, заведующий, начальник).
ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.
ДО: Осуществляет организацию текущей деятельности учреждения образования, а также перспективное планирование его будущей деятельности. Координирует работу педагогических работников.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.
- Руководитель структурного подразделения.
ДО: Осуществляет управление структурным подразделением: секцией, лабораторией, кабинетом, учебно-консультационным пунктом и так далее. Осуществляет организацию текущей деятельности подразделения, а также перспективное планирование его будущей деятельности с учетом целевых задач для которых оно создано.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее образование по той специальности, которая соответствует профилю подразделения. Стаж работы в соответствии с профилем подразделения не менее 3 лет.
ДО: Осуществляет руководство учебно-производственными работами по профессиональному обучению, практическими занятиями, принимает участие в профориентации учащихся.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее образование соответствующее профилю обучения. Стаж работы по профилю обучения не менее 2 лет.
Должности педагогических работников:
ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.
- Преподаватель. Не относятся преподаватели профессорских составов ВУЗов.
ДО: Осуществляет обучение учащихся в соответствии с федеральными государственными стандартами образования. Осуществляет контроль и организацию самостоятельной работы учащихся, применяет индивидуальные образовательные программы.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.
ДО: Осуществляет содействие в развитии личностных качеств, индивидуальных способностей и талантов учащихся. Способствует расширению и формированию личностной культуры и социализации.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», либо, образование соответствующее профилю деятельности. Требований к стажу нет.
ДО: Организует и реализует программы по воспитанию личности, общему образовательному процессу, развитию и социальной защите учащихся в учреждениях, организациях и по месту их жительства.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Владение навыками социально-педагогической коррекции и снятия стрессов.
ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет.
- Учитель-дефектолог, логопед. Должность «логопед» применяется в учреждениях социальной направленности и учреждениях здравоохранения.
ДО: Осуществляет деятельность по максимальной коррекции недостатков в развитии у учащихся с нарушениями в развитии, учитывая воспитанников находящихся в коррекционных образовательных учреждениях.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы по вопросам профессиональной деятельности.
ТК: Высшее образование по дефектологическому профилю. Требований к стажу нет.
ДО: Осуществляет деятельность по профессиональной поддержке, коррекции и сохранению психосоматического и социального благополучия учащихся, в процессе их воспитания и обучения в учреждениях образования.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы в области психологии, психотерапии, сексологии и так далее.
ТК: Высшее или среднее образование, направление «Педагогика и психология». Требований к стажу нет.
ДО: Осуществляет воспитание детей в учреждениях образования и их структурных подразделениях. Способствует развитию личности ребенка, его нравственному формированию.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методы воспитания, убеждения и аргументации собственной позиции.
ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет. Для старшего воспитателя необходим стаж не менее 2 лет.
- Тьютор. Исключение: тьюторы работающие в сфере высшего и профессионального образования.
ДО: Разрабатывает и осуществляет индивидуальную работу с учащимися по определению, развитию и формированию их познавательных интересов. Организует персональное обучение по предпрофильной подготовке.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию воспитательной работы и организации свободного времени учащегося.
ТК: Высшее образование, направление «Образование и педагогика», стаж работы педагогом не мене 2 лет.
ДО: Принимает участие в реализации образовательных программ основного уровня для всех уровней общего образования, в соответствии с государственными федеральными стандартами образования.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по вопросам организации библиотечной и информационной работы.
ТК: Высшее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.
ДО: Ведет деятельность по способствованию в развитии детских общественных организаций, объединений, помогает разрабатывать, реализовывать программ их деятельности, руководствуясь принципами добровольности, самодеятельности с учетом инициативы, интересов и потребностей учащихся.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по организации досуговой деятельности, выявлению и отбору талантов.
ТК: Высшее или среднее образование. Требований к стажу нет.
- (Старший) Педагог дополнительного образования.
ДО: Используя специализированные программы, направленные на развитие творческой деятельности, осуществляет дополнительное образование учащихся.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию по деятельности кружков, секций и развития мастерства.
ТК: Высшее или среднее образование соответствующее профилю работы. Требований к стажу нет. Для старших педагогов – высшее образование по профессии и стаж работы в сфере педагогики не менее 2 лет.
ДО: Развивает эстетические вкус и музыкальные способности, а также эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию музыкального воспитания, физиологию детской моторики и музыкальных возможностей.
ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», владение техникой исполнения на музыкальном инструменте на уровне профессионала. Требований к стажу нет.
ДО: Участвует в разработке профилирующих и специальных дисциплин, тематических программ и планов.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику проведения репетиций и текущих занятий.
ТК: Высшее или среднее музыкальное образование, владение профессиональными навыками игры на инструменте. Требований к стажу нет.
- Руководитель физического воспитания.
ДО: Планирует, организует и проводит занятия по физическому воспитанию.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику работы на спортивных снарядах, правила охраны жизни и здоровья.
ТК: Высшее образование в области физкультуры. Требований к стажу нет.
- Инструктор по физической культуре.
ДО: Организация активного отдыха учащихся в учебное и внеучебное время.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику обучения игровым видам спорта, правила проведения спортивных мероприятий.
ТК: Высшее или среднее образование в области спорта. Требований к стажу нет.
ДО: Проводит методические мероприятия в учреждениях образования: анализ учебно-методической и воспитательной работы. Разрабатывает планы по повышению ее эффективности.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику систематизации методических и информационных материалов, эффективные методы педагогической работы.
ТК: Высшее образование по профилю работы. Стаж не мене 2 лет. Для старшего методиста – стаж не менее 2 лет на должности методиста.
ДО: Осуществляет работу по организации координирования и методического обеспечения учреждений образования имеющих спортивную направленность.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Систему осуществления организации работы в учреждениях образования спортивной направленности, методики реализации педагогической работы в сфере культуры и спорта.
ТК: Высшее образование в сфере физической культуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего инструктора-методиста – стаж работы не менее 2 лет на должности инструктора-методиста, методиста.
ДО: Реализует программы по формирования у учеников трудовых умений и навыков, проводит их подготовку для практического применения полученных знаний.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Инструкции и методические материалы, касающиеся организации воспитания и трудового обучения. Методики развития мастерства.
ТК: Высшее или среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.
- Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.
ДО: Обучает и воспитывает учеников, учитывая специфику проведения курсов по основам безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год).
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Принципы защиты населения при катастрофах различных видов, авариях и стихийных бедствиях. Методы оказания первой помощи.
ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», Гражданская оборона. Требований к стажу нет.
ДО: Занимается проведением набора учащихся, которые имеют желание заниматься физкультурой и спортом и не имеют противопоказаний по здоровью.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в направлении физической культуры, здоровья и спорта.
ТК: Высшее или среднее образование в сфере физкультуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего тренера-преподавателя – опыт работы не менее 2 лет по специальности.
- Мастер производственного обучения.
ДО: Проводит учебно-производственные работы и практические занятия, имеющие непосредственную связь с профессиональным обучением.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Производственные технологии по профилю обучения, правила эксплуатации технического оборудования.
ТК: Высшее или среднее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.
Должности учебно-вспомогательного персонала:
ДО: Осуществляет контроль поведения учеников с поведением, которое отклоняется от нормы, в различные учреждениях обучения и воспитания, а также за их пределами.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Педагогику. Психологию. Документы, регламентирующие деятельность учебно-воспитательных учреждений.
ТК: Высшее или среднее образование, дополнительное образование по установленной программе. Требований к стажу нет.
ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.
ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.
ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.
ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.
ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми. Возрастную физиологию.
ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.
ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, реализует учебные программы, организуемые воспитателем.
ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми. Возрастную физиологию.
ТК: Среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.
ДО: Работает с поступающей корреспонденцией, организует ее передачу в другие структурные подразделения, ведет делопроизводство и подготовку внутренней документации.
ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, методические материалы и инструкции по ведению делопроизводства, структуру учреждения и его кадрового состава.
ТК: Среднее образование в сфере делопроизводства. Требований к стажу нет.
- Диспетчер образовательного учреждения.
ДО: Принимает участие в разработке расписания учебного процесса, а также оперативного регулирования организации учебного процесса.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы, касающиеся занимаемой должности.
ТК: Среднее образование в сфере организации труда. Требований к стажу нет.