Оглавление:
Новые тарифы для расчета стоимости ОСАГО
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье рассмотрен проект нового Указания Центрального банка Российской Федерации «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
В этом документе приведены обновленные тарифы, которые должны использоваться при расчете стоимости страховки ОСАГО.
Обратите внимание, указание значительно отличается от предшествующей версии, поэтому в данной статье будут рассмотрены только вопросы, представляющие наибольшие интерес для водителей:
Информация о законопроекте
14.06.2018 Законопроект опубликован на сайте Центрального банка Российской Федерации для публичного обсуждения.
В первую очередь хочу напомнить, что стоимость страхового полиса рассчитывается по специальным формулам. Для получения стоимости необходимо перемножить несколько коэффициентов. Формула для категории В подробно рассмотрена в этой статье.
Так вот, в новом Указании сами формулы остались неизменными, однако изменения коснулись входящих в них коэффициентов. Поэтому ниже речь пойдет об обновленных коэффициентах.
ТБ — базовая ставка
В первую очередь следует обратить внимание на изменение базовых ставок для разных категорий транспортных средств. Напомню, что в настоящее время для каждой категории в документе приведены 2 значения — минимальное и максимальное. В указанном коридоре каждая страховая компания выбирает значение ТБ по собственному усмотрению.
В обновленном указании данный коридор расширен. Если говорить коротко, то минимальные значения уменьшены на 20 процентов, а максимальные значения увеличены на 20 процентов.
Например, для личных автомобилей категории В:
На первый взгляд может показаться, что в документе мало что изменилось, т.к. коридор расширен в обе стороны. Однако, страховые компании, как правило, устанавливают значение ТБ максимальным. То есть данное нововведение может привести к тому, что абсолютно все полисы ОСАГО подорожают на 20%.
КО — коэффициент для полиса без ограничений
Следующее изменение затронуло коэффициент КО, который применяется при расчете стоимости «открытой» страховки. Такой полис необходим, чтобы управлять автомобилем мог любой водитель.
Данный коэффициент увеличен с 1,8 до 1,87. То есть открытое ОСАГО может подорожать примерно на 4 процента.
КВС — коэффициент возраста и стажа
Серьезные изменения затронули таблицу расчета коэффициента возраста и стажа:
В данном случае таблица стала более громоздкой и сложной. Поэтому в первую очередь водителям придется следить за тем, чтобы при заключении договора ОСАГО был выбран правильный коэффициент.
Что касается самих коэффициентов, то:
1. Для водителей младше 22 лет с опытом вождения менее 3-х лет коэффициент увеличился (было 1,8, стало — 1,87).
2. Для водителей старше 30 лет с опытом более 10 лет коэффициент немного уменьшился (было 1, стало — 0,96).
3. Для водителей старше 35 лет с опытом более 3-х лет коэффициент немного уменьшился.
Остальные значения в таблице также изменились на несколько процентов (где-то в большую, где-то в меньшую сторону).
На первый взгляд кажется, что изменения не очень значительные. Поэтому рассмотрим пример:
Водитель получает удостоверение в 18 лет и сразу же покупает ОСАГО. Рассмотрим, как будет меняться коэффициент КВС в течение 10 лет
То есть за первые 13 лет водитель переплатит половину стоимости страхового полиса.
Однако далее КВС будет равен 0,96, то есть полис будет на 4 процента дешевле. Поэтому еще через 13 лет водитель «отыграет» указанную сумму.
Начиная с 43 лет он будет «экономить» на стоимости полиса по 4 процента в год.
Определение стажа вождения для каждой категории
11. При определении стажа вождения используются данные водительского удостоверения о дате получения права управления транспортным средством соответствующей категории.
Обратите внимание, это одно из самых важных нововведений. В настоящее время стаж вождения рассчитывается для водителя.
Например, если водитель в 18 лет получил категорию В, а в 35 лет категорию С, то при покупке ОСАГО на грузовик его стаж равен 17 годам.
Нововведение предусматривает отдельный расчет стажа для каждой категории.
Если рассматривать приведенный выше пример по новым правилам, то стаж водителя при покупке ОСАГО на грузовик составит 0 лет.
Также как и раньше значение имеет именно дата открытия категории в правах, а не фактическое время, проведенное за рулем транспортного средства указанной категории.
КБМ — коэффициент безаварийного вождения
Таблица расчета коэффициента КБМ в новом Указании практически не изменилась. Зато изменения внесены в правила применения данного коэффициента.
3. При определении размера коэффициента КБМ используются сведения, содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – АИС ОСАГО).
При определении размера коэффициента КБМ учитывается количество осуществленных страховых возмещений, сведения о которых были зарегистрированы в течение предыдущего года в АИС ОСАГО.
Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые возмещения по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение.
4. Коэффициент КБМ на текущий год владельца транспортного средства физического лица, водителя, в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, определяется на основании значения коэффициента КБМ, который был определен ему на предыдущий год, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного лица и зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение предыдущего года после даты определения коэффициента КБМ в предыдущем году.
Коэффициент КБМ на текущий год владельца транспортного средства физического лица, водителя, в отношении которого в АИС ОСАГО отсутствуют сведения о договорах обязательного страхования, устанавливается равный 1.
Коэффициент КБМ владельца транспортного средства физического лица, водителя, определенный на текущий год, является неизменным в течение всего года и применяется по всем договорам, заключенным в текущем году.
В настоящее время коэффициент КБМ изменяется после того, как истекает срок действия договора ОСАГО. То есть если за время договора по вине водителя не было ДТП, то коэффициент уменьшается.
Новое указание говорит о том, что КБМ водителя будет рассчитываться на год (календарный). Дата заключения договора ОСАГО при этом не имеет значения.
К сожалению в новом документе не говорится о том, в какой момент должен пересчитываться КБМ. То ли это должно происходить 1 января автоматически, то ли КБМ должен обновляться при обращении в страховую для покупки первого полиса ОСАГО в текущем году.
Также остается непонятным, как будет рассчитываться КБМ в случае, если в предшествующем году водитель не заключил ни одного договора ОСАГО.
Когда новые тарифы начнут действовать?
Еще раз напоминаю, что в этой статье речь шла о проекте нормативного документа, то есть в настоящее время он не является действующим. Если данный документ будет принят, то изменения начнут действовать через 10 дней после официальной публикации.
Единственное исключение — это применение КБМ. До конца 2018 года КБМ будет рассчитываться по старым правилам и только начиная с 1 января 2019 года КБМ будет вычисляться на год.
Ну а в завершение еще раз предлагаю Вам ознакомиться с полным текстом проекта:
Если у Вас есть какие-то дополнения по поводу новых тарифов ОСАГО, то напишите их в комментариях к статье.
Центробанк обнародовал новые тарифы ОСАГО
Центробанк России опубликовал проект, в котором определяется порядок изменений предельных размеров базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также порядок их применения страховыми компаниями при определении страховой премии.
Как отмечается, это первый шаг по анонсированной ранее реформе тарифов ОСАГО.
Для начала предполагается расширение коридора базового тарифа для легковых автомобилей физических лиц на 20% вниз и вверх. Таким образом, максимальная ставка вырастет с 4118 рублей до 4942 рублей, минимальная ставка будет понижена с 3432 до 2746 рублей.
Для легковых авто юридических лиц и мотоциклов полисы станут дешевле: верхняя граница снизится на 5,7% (до 2911 рублей) и 10,9% (до 1047 рублей) соответственно.
Территориальные коэффициенты ЦБ оставит без изменений.
Помимо этого, будет увеличено число коэффицентов, которые учитывают возраст и стаж водителей.
Также реформа затронет систему скидок и надбавок за безаварийную езду, коэффициента бонус-малус (КБМ).
После его изменения (с 1 января 2019 года) страховая история будет закрепляться за каждым водителем. В то время как сейчас разные КБМ могут иметь и водитель, и владелец транспортного средства. При этом случаев обнуления страховой истории при долгом перерыве в вождении не будет.
Пока опубликованный документ носит только статус проекта и еще не утвержден руководством ЦБ.
8 июня в Минфине сообщили, что власти России смогут полностью отказаться от регулирования тарифов ОСАГО через пять лет. При этом процесс либерализации полисов будет проходит в два этапа: сначала поэтапный переход от обязательных коэффициентов к добровольным, чтоб страховые компании могли сами выставлять коэффициента, затем — расширение тарифного коридора с постепенным отказом от тарифного регулирования в целом.
Страховое бессилие. Почему водители отказываются от ОСАГО
Согласно статистике, предоставленной МВД, количество штрафов за эксплуатацию автомобиля без полиса ОСАГО выросло в 2017 году до 2,8 млн. Это на 40% больше, чем годом ранее. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сейчас в России насчитывается более 3 млн автовладельцев без полиса.
Страховщики фиксируют рост числа таких водителей третий год подряд. В РСА считают, что штрафы за езду без полиса недостаточно высоки. Кроме того, объединение страховщиков настаивает на реализации проекта по взиманию штрафов за езду без ОСАГО с помощью камер видеонаблюдения. Это стремление выглядит попыткой преодолеть несостоятельность действующей системы ОСАГО, суть которой должна состоять в предоставлении качественного сервиса автомобилистам.
Явление того же порядка — законопроект, который внесли в Госдуму в январе 2018 года. Этот документ предлагает повысить штраф за отсутствие полиса с 800 до 5000 рублей. Однако повышение ответственности — борьба со следствием, а не с причиной.
Цена растет, качество — нет
За последние годы серьезно выросла стоимость страхового полиса для автомобилистов. В 2015 году цена ОСАГО увеличилась на 57% из-за повышения страховых тарифов. Это произошло параллельно с падением продаж полисов. Вместе с этим в 2015-2016 годах сократилась доступность полисов для населения: страховщики начали искусственно уменьшать доступность полисов в так называемых токсичных регионах. Сотрудники офисов страховых компаний ссылаются на отсутствие бланков полисов либо на технические проблемы при оформлении. Другая крайность — навязывание автолюбителем дополнительных услуг в виде страхования жизни или иного имущества.
В ответ на проблему недоступности полисов 10 июня 2016 года был принят закон, обязывающий страховые компании оформлять электронный ОСАГО через интернет. Закон вступил в силу 1 января 2017 года, но до настоящего момента нельзя назвать систему электронного ОСАГО исправно работающей. При попытках оформления полиса через интернет автовладелец может столкнуться с многочисленными «техническими проблемами», возникающими после того, как он внесет в форму довольно большое количество данных. Это отбивает всякое желание связываться с электронным ОСАГО в дальнейшем. Некоторые страховые компании при технических ошибках любезно сообщают автомобилисту о возможности приобрести полис при личном посещении офиса.
Параллельно с этим страховщики придумали так называемый «Агент РСА». Это система, позволяющая автомобилисту купить полис случайно выбранной страховой компании в «токсичном регионе» в специальном офисе РСА.
Тем не менее до настоящего момента проблема с доступностью полисов не решена. Владельцы автомобилей по-прежнему сообщают об отсутствии бланков полисов, о навязывании дополнительных страховок и услуг, что повышает и без того растущую цену полиса ОСАГО. Оформление ОСАГО через интернет вызывает непреодолимые трудности.
Конечно, страховые компании обязаны оформить полис каждому, кто к ним обратится. Однако помимо «технических проблем» и «отсутствия полисов» существуют вполне легальные способы отказать автомобилисту — даже при личном обращении в офис.
Согласно правилам ОСАГО, утвержденным Центробанком России, страховщик вправе при заключении договора произвести осмотр транспортного средства. Кроме того, страховщик обязан оформить полис в течение тридцати дней с момента получения заявления. При этом бланк такого заявления страховщик предоставляет автомобилисту по его требованию (если есть бланк). Указанного срока вполне достаточно, чтобы отбить желание у автомобилиста, не прошедшего внутреннюю сегрегацию в страховой компании, приобретать полис. Но даже по истечении этого срока страховая компания может не предоставить полис, а понуждение к заключению договора страхования в судебном порядке займет у автомобилиста не менее шести месяцев.
Кроме того, за эти временные потери автомобилист не получит по сути ничего, кроме полиса, — суды повсеместно взыскивают мизерные компенсации морального вреда и в десятки раз снижают компенсацию оплаты юридических услуг. Обращение в суд по этому основанию становится для автовладельцев совершенно невыгодным.
Охлаждение отношений
В ответ на навязывание страховщиками дополнительных услуг Банком России ввел так называемый «период охлаждения» — пятидневный срок, в течение которого страхователь вправе отказаться от страховки и вернуть деньги. С 1 января 2018 года указанный срок продлили до 14 дней. Частично это решило проблему с навязыванием дополнительных услуг, но не все страховые компании готовы возвращать деньги за страховку добровольно. Единственным выходом вновь остается суд — долгий, дорогой и невыгодный.
На стоимость полиса ОСАГО влияет и коэффициент «бонус—малус», который представляет собой систему скидок на страхование за безаварийную езду. Система расчета коэффициента запутанна и внутренне противоречива, поскольку привязывается и к фамилии человека, и к автомобилю. В результате любое изменение паспортных данных, водительского удостоверения или страхование автомобиля на неограниченное число лиц может полностью обнулить «бонус—малус» при новом обращении к страховщику.
Для исправления этой ошибки не обойтись без заявления в РСА или страховую компанию, а это неизбежно влечет за собой потери времени или денег. Перед человеком встает дилемма: либо страховаться за более высокую цену, либо отказаться от страхования вовсе.
Доверие к системе ОСАГО частично подорвали новые поправки в законодательство. Под эгидой борьбы с автоюристами 24 апреля 2017 вступили в силу поправки в закон об ОСАГО о безальтернативном ремонте («натуральное возмещение»). Теперь автовладелец не может потребовать выплату деньгами, если страховая компания сама этого не захочет. Вместо этого водителя направят на ремонт автомобиля.
При этом страхователь ограничен в праве выбора места проведения ремонта, поскольку круг сервисных центров определяется страховщиком. Если автомобиль старый, страховщику легче выплатить ущерб деньгами — во-первых, не каждый сервисный центр возьмется ремонтировать такой автомобиль, а во-вторых такой ремонт становится невыгоден самим страховщикам. При натуральном возмещении страховщик оплачивает стоимость ремонта без учета износа запчастей, который может составлять до 50% от их стоимости, а при выплате деньгами страховщик учитывает износ. Таким образом, страховая компания сама определяет, хочет ли она получить скидку до 50% от суммы страхового возмещения без учета мнения автовладельца.
Кроме того, оказалось, что ОСАГО по закону не покрывает полностью ответственность автовладельца. Речь идет не о том, что ответственность автовладельца страхуется на сумму до 400 000 рублей (все, что выше, он возмещает самостоятельно). 10 марта 2017 года Конституционный суд вынес постановление №6-П, в котором разъяснил, что в действительности по закону об ОСАГО страховая компания не выплачивает сумму износа (до 50% от суммы выплаты), однако от такой выплаты виновник ДТП не освобождается — он обязан компенсировать убытки пострадавшего в части износа самостоятельно, даже если вред составляет менее 400 000 рублей.
Таким образом, в указанной части ответственность виновника и вовсе оказывается незастрахованной. Получается, что в случае выплаты в виде «натурального возмещения» виновник аварии может получить иск от страховой компании о возмещении убытков, а в случае выплаты деньгами — иск от пострадавшего о выплате разницы между суммой, выплаченной страховой компанией, и реальным ущербом. Спрашивается, а что же мы страхуем по ОСАГО?
Повышение штрафов — не панацея для лечения падающего спроса. Нужно поворачивать систему ОСАГО лицом к автомобилистам, сделать сервис удобным, доступным и, главное, полезным, а не превращать ОСАГО в еще один налог для граждан, соблазн уйти от которого столь велик.
Как изменятся тарифы ОСАГО для опытных и молодых водителей
Центробанк РФ планирует изменить тарифы ОСАГО и коэффициенты к ним летом 2018 года. Водителей разделят по 50 категориям по стажу и возрасту, а сейчас страховые компании учитывают только пять категорий. Также введут новые параметры для определения цены страховки: возраст, модель, экологические характеристики транспортного средства. Идея в том, что для одних автовладельцев ОСАГО будет стоить дороже, а для других — дешевле. Эксперты рассказали ТАСС, для чего нужны эти реформы и насколько верны представления страховщиков об опасных водителях.
«Хорошие водители не будут платить за плохих»
Центробанк РФ сообщает, что стоимость ОСАГО вырастет, но не сразу и не для всех. Водители с хорошей страховой историей на экологичном транспорте получат скидку.
«Не предполагается общего увеличения страховой премии, но для каждой отдельной категории может быть либо увеличение, либо понижение. С учетом расширения тарифного коридора мы планируем для наиболее рискованных водителей ограничить (рост тарифа) 5% на данном этапе. Потом будем эту дифференциацию увеличивать», — сказал Владимир Чистюхин, зампред ЦБ РФ.
В Центробанке РФ посчитали, что водители от 16 до 24 лет ездят наиболее рискованно и коэффициенты для них должны быть повышены. Водители в возрасте 25–34 лет получат пониженный коэффициент — на 4–5%.
Чистюхин добавил, что предложенные реформы — вопрос перспективы, их еще необходимо обсудить с экспертами.
«Нарушитель правил или начинающий водитель получит тариф, больший, чем сейчас. А аккуратный водитель с большим стажем — меньший. Это позволит компенсировать издержки по рисковому сегменту, при этом хорошие водители не будут платить за плохих. Опыт Германии показывает, что при одномоментном освобождении тарифов произошло их падение. И на прежнюю величину ставки тарифов не вернулись, даже несмотря на инфляцию», — сказал Игорь Юргенс, президент Российского союза автостраховщиков (РСА).
Страховщики называют предполагаемые реформы «либерализацией». «Все идет к тому, чтобы был конкретный тариф для каждого человека, исходя из его бэкграунда. Так происходит при определении стоимости КАСКО. Цена полиса КАСКО для водителей отличается в разы. Цель — приучить людей к тому, что на стоимость полиса ОСАГО будет серьезно влиять поведение на дороге», — говорит Игорь Иванов, замгендиректора страхового общества «РЕСО-Гарантия».
Кто такие «хорошие» и «плохие»
Эксперты считают, что сейчас страховщики при составлении тарифов учитывают не все.
«Чаще случаются аварии с участием автомобилей со средним пробегом более 30 тыс. км в год , по нашим данным. А именно — в 2,2 раза выше, чем для автомобилей с пробегом до 5 тыс. км и менее. Этот момент редко попадает в поле зрения страховщиков, — говорит Александр Груздев, директор GiPA Russia. — Также на аварийность в некотором роде влияет класс автомобиля. Понятно, что спортивный автомобиль больше склонен к нарушению ПДД, чем семейный минивэн. Также результаты наших исследований говорят, что на аварийность влияет семейное положение водителя и наличие детей. Женатые люди в аварии попадают реже».
Опытные водители, которые платят меньше, не всегда водят безопаснее тех, кто платит за риски бо́льшую цену. ГИБДД регулярно составляет «портрет» среднестатистического опасного водителя. Например, типичный нарушитель ПДД в Москве — это мужчина, гражданин РФ, представитель рабочей профессии или профессиональный водитель.
По статистике GiPA, добавляет Груздев, наиболее часто попадающие в аварию водители — это начинающие молодые автомобилисты, но следом за ними идет группа водителей от 65 лет. «Первые чаще попадают в аварии из-за неопытности, а вторые — уже из-за сниженной реакции, проблем со зрением. Наименее опасная группа водителей по возрасту — водители 35–49 лет: аварии с их участием случаются на 35% реже, чем с участием молодых автомобилистов», — перечисляет эксперт.
Как могут измениться тарифы
Общий рост цен на ОСАГО все же произойдет, это дело времени, говорят эксперты. Страховые компании давно заявляют об убыточности ОСАГО. Цены на полисы не повышались с 2015 года.
«По итогам 2017 года ОСАГО по стране принесло убыток страховому рынку, он составляет 14,8 млрд рублей, — говорит Владимир Чистюхин. — Недостаточность тарифа ОСАГО в целом по стране составляет 47%. ЦБ РФ планирует расширить тарифный коридор ОСАГО на 20% вверх и вниз летом 2018 года».
«Изменение тарифов нужно, чтобы компенсировать убыточность в этом виде страхования, на которую длительное время жалуются страховщики. Повышение цен должно положительно отразиться на физической доступности полисов ОСАГО, с которой существуют давние проблемы». «Мы предполагаем, что в итоге базовый тариф может вырасти на 25–50%», — считает Дмитрий Жуков, руководитель направления «Страхование» финансового супермаркета «Банки.ру».
По его данным, для начинающего водителя возрастом до 22 лет и стажем до трех лет, использующего автомобиль мощностью 150 л.с., стоимость ОСАГО составит от 17 297 до 20 754 рублей. Если стаж более трех лет, а возраст менее 22 лет, то стоимость будет колебаться от 15 375 до 18 448 рублей.
Юг и Поволжье — проблема для страховщиков
Цены на полисы могут вырасти в отдельных регионах, которые у страховщиков считаются запредельно убыточными, потому что число ДТП — ощутимое, а водители обращаются не напрямую в страховые компании, а к автоюристам.
«Это Волгоградская область, Краснодарский край и Ростовская область. Поволжье — тоже убыточный регион. Потребители в этих субъектах должны понимать: если они не изменят модель поведения при попадании в аварию, для них будут повышаться тарифы», — объясняет Игорь Иванов.
Эксперты добавляют, что страховщикам стоит опасаться черного рынка полисов ОСАГО.
Страховщики поддержали план ЦБ изменить ставки ОСАГО
Стоимость обязательного автострахования может вырасти с августа 2018 года
Базовая ставка по обязательному автострахованию (ОСАГО) может быть увеличена в августе 2018 года. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на свои источники в Центробанке (ЦБ) и правительстве. Информация о том, на сколько именно поднимется стоимость полиса, и детали планируемых изменений не раскрываются. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) и в страховых компаниях рассказали «Шторму», что надеются на принятие новых правил, которые ликвидируют практику, когда добросовестные водители вынуждены платить за тех, кто постоянно попадает в ДТП.
Базовый тариф по ОСАГО устанавливается с 2015 года Центральным банком России (ЦБ). Изначально единый для всех страховых компаний, он был изменен решением ЦБ: страховщикам разрешили изменять цену услуги в рамках 25-процентного коридора. К 2018 году, как отмечают страховщики, этот ценовой коридор уже недостаточно широк.
Президент РСА Игорь Юргенс выступил за «полное освобождение тарифа» и поэтапное расширение тарифного коридора. По его словам, реализация предложений РСА позволит создать дифференцированную систему, при которой нерадивый водитель будет платить за страховку больше, чем добропорядочный и аккуратный. «Первый шаг, который нужно сделать в этом направлении, — дать страховщикам возможность устанавливать некоторые коэффициенты. Мы говорим не о повышении тарифов для всех, а об установлении справедливого, более индивидуального тарифа», — отметил Юргенс.
«При этом хорошие водители не будут платить за плохих, — заключил руководитель РСА. — Опыт Германии показал, что при одномоментном освобождении тарифов произошло их падение и на прежнюю величину ставки не вернулись, даже несмотря на инфляцию».
Центробанк и Роскомнадзор решили «разблокировать» e-ОСАГО
Официальный представитель компании «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук сказал корреспонденту «Шторма», что в компании «ничего не известно о грядущем изменении тарифов», однако сама система формирования стоимости полиса должна быть изменена. «Если внутри тарифа появится градация в зависимости от категории водителей, тогда у нас, страховщиков, будет возможность работать с клиентами более качественно и большая часть россиян на самом деле получит не повышение, а, возможно, даже некоторое снижение цены на ОСАГО», — отметил он.
По его словам, в идеале система ОСАГО должна быть дифференцирована для нескольких категорий водителей, что будет более справедливым: «Для кого-то мы приветствовали бы снижение цены страховки, но для трех категорий мы хотели бы повысить тарифы. Например, для мотоциклистов. Они являются одной из самых опасных категорий водителей, в том числе в связи с очень узким с климатической точки зрения промежутком использования мотоциклов».
Другая опасная категория, по словам представителя «АльфаСтрахования», — это такси: «В первую очередь речь идет об экономсегменте. Наверное, все видели их машины и стиль вождения тех, кто ими управляет. Я уже не говорю о том, что большинство их них не соблюдает правил безопасности с точки зрения количества переработанных часов и круглосуточной эксплуатации автомобилей. Наконец, третья категория — это водители рейсовых автобусов и маршруток, — здесь такие же проблемы, как и в такси».
ОСАГО с 2003 года обязаны оформлять все российские автолюбители. При расчете стоимости полиса базовая ставка умножается на несколько поправочных коэффициентов: мощность двигателя автомобиля; регион, в котором зарегистрирован собственник транспортного средства; количество водителей, а также наличие (или отсутствие) аварий. Больше денег за оформление страховки должны также отдать начинающие водители в возрасте до 22 лет.
ЦБ вправе менять ставки по ОСАГО не чаще одного раза в год. Последний раз такое изменение произошло в 2015 году. Однако сами страховые компании меняют свои ставки, в соответствии с правилами коридора, чаще. Так, например, в «АльфаСтраховании» в 2017 году установили минималку на уровне 6159 рублей.
Полис ОСАГО подорожает осенью 2018 года
Не совсем хорошие новости для владельцев автомобилей, с 31 августа 2018 года подорожает полис ОСАГО. Это в довесок к тому, что ездить на дорогах становится ещё тяжелей, в виду многочисленных пробок и ежедневных микро ДТП. У кого срок страховки кончается до подорожания, ещё успеют оформить полис по старым ценам, остальным уже придётся переплачивать.
Увеличение стоимости страховки определяется повышением базовых тарифов ОСАГО. Инициатива эта естественно исходит от компаний страховщиков, а сами полномочия по изменению базовых ставок и коэффициентов находятся в компетенции Центробанка. Именно ЦБ регламентирует этот вопрос на основании «Закона об ОСАГО», и изменять тарифы он может один раз в год. В истории автострахования, пока что насчитывается два случая повышения тарифов (о снижение цен в России вообще говорить не приходится) и последнее изменение тарифов в сторону увеличения было в 2015 году. На основание проекта это будет по сути упразднение старых тарифов, вместо которых введут новые, со сменой базовых ставок и коэффициентов.
Система расчёта полиса ОСАГО, как мы помним такова, и складывается из следующих факторов:
- Базовые тарифы
- Региональность
- Мощность двигателя в лошадиных силах
- Стаж вождения и возраст водителя
- Бонус-малус (годовой понижающий коэффициент за безаварийность)
- Количество ДТП (играет роль повышения стоимости страховки)
Некоторые значения поменяются и примут другой характер расчёта для определения конечной стоимости полиса ОСАГО.
По официальной информации представителя Российского союза автостраховщиков, речь идёт о возможной полной передаче прав регулирования тарифов в руки страховых компаний, без участия государства. Такой поворот может сложится в сторону индивидуального подхода к каждому автовладельцу и более справедливой оценке стоимости страховки, при котором добропорядочные клиенты смогут приобрести полис на 50% дешевле, и наоборот, для злостных нарушителей услуга автострахования возрастёт на 20-25%.
Немного напоминает ситуацию с транспортным налогом, при котором распределение сбора в меньшую или большую сторону, должно было быть в зависимости от частоты использования транспортного средства; меньше ездишь, меньше платишь и наоборот. В общем как всегда, посмотрим!
Ожидаемые проблемы
Повышение цен в любой сфере, событие не из приятных, и в части автострахования тому подтверждение, когда весной 2015 года полис ОСАГО повысился на 40% и наценками до 20% со стороны страховщиков. Такое резкое повышение цен было связано с убыточностью страховых компаний и Центробанк откликнулся на их мольбы, утвердив новые тарифы.
Ситуация с повышение привела к тому, что многие автомобилисты отказались от оформления ОСАГО. Этот факт был выявлен при оформлении ДТП и обнаружение поддельных полисов или вообще их отсутствия у участников дорожных происшествий. Такая тенденция в нежелание покупать полис страховки, в очередной раз и приводит к тому, что ОСАГО подорожает, и переплачивать будут автомобилисты за тех, кто от них вовсе отказался.
График. Как сокращалось количество полисов оформленных страховыми компаниями с 2014 — 2017 год.
Как видно из графика динамики заключённых договоров за 4 года сократилась на 3,5 миллионов полисов ОСАГО, а рост автомобилей на дорогах с 2014 по 2017 вырос на 5,4 миллиона машин. Так что автомобилей с каждым годом только прибавляется, а страховки перестают пользоваться спросом.
Статьи и заметки
Закон об ОСАГО 2018: последние новости (1.04.2018)
В 2018 году планируется либерализация ОСАГО в России – страховщики хотят сами устанавливать цены на полисы обязательного страхования. Проект соответствующего закона об ОСАГО, который планируется рассмотреть в Госдуме, уже размещен на портале нормативно-правовых актов. Мы изучили, какие изменения в ОСАГО может внести этот законопроект.
Указанный законопроект предполагает внесение целого ряда изменений в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Портал Avtospravochnaya.com подготовил обзорных основных новшеств.
Определение тарифов и коэффициентов ОСАГО страховщиками
Самое главное новшество – страховщики будут сами определять стоимость полиса ОСАГО. Значения базовых ставок страховых тарифов, установленные страховщиками, факторы, в зависимости от которых они установлены, а также значения применяемых страховщиками коэффициентов указываются страховщиками в методике расчета страховых тарифов, которая размещается ими на своем официальном сайте.
При этом, Центробанком устанавливаются требования к методике расчета страховых тарифов, в том числе к ее структуре и содержанию, методам и принципам расчета базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов и (или) предельных значений указанных коэффициентов. Но сами расчеты вести будут уже страховщики.
Коэффициенты ОСАГО 2018
Законопроектом исключается из расчета коэффициент, зависящий от возраста и стажа водителей при заключении «ограниченного» договора ОСАГО.
Остальные коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются Банком России в зависимости от:
а) количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования по фактам:
наступления гражданской ответственности водителей, допущенных к управлению транспортным средством, – в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие об управлении транспортным средством только указанными страхователем водителями;
наступления гражданской ответственности страхователя – в случае отсутствия в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, а в случае, если страхователем является юридическое лицо, также с учетом количества транспортных средств, находящихся в его владении, в отношении которых заключаются договоры обязательного страхования;
б) отсутствия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, а при наличии такого условия — характеристик допущенных к управлению транспортным средством водителей, отражающих водительские навыки (категории транспортных средств, право на управление которыми предоставлено водителю, стаж управления транспортными средствами, соответствующими по категории транспортному средству, в отношении которого заключается договор страхования, возраст водителя);
в) срока действия договора обязательного страхования, сезонного и иного временного использования транспортного средства;
г) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям);
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Кроме указанных коэффициентов, установленных Центробанком, страховщики вправе устанавливать и применять все или отдельные из следующих коэффициентов страховых тарифов, зависящих от:
а) характеристик (навыков) вождения транспортным средством (резкость торможения, ускорения, перестроения, частота и длительность использования транспортного средства, скорость движения, использование транспортного средства в ночное время суток), зафиксированных, в том числе с использованием телематических устройств в соответствии;
б) совершения правонарушений в области дорожного движения и неоднократного в течение года, предшествующего дате заключения договора обязательного страхования на новый срок, привлечения к административной ответственности (за исключением ответственности за правонарушения, повлекшие наступление страхового случая и (или) лишение свободы) за:
- управление транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
- проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика;
- превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час;
- выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения;
- непринятие мер по оказанию помощи потерпевшим, здоровью которых причинен вред, с оставлением в нарушение ПДД места ДТП.
в) представления владельцем транспортного средства при заключении договора обязательного страхования недостоверных сведений, влияющих на размер страховой премии по договору обязательного страхования;
г) размера страховой суммы, установленной договором обязательного страхования.
Страховые полисы ОСАГО с разными лимитами
Законопроект предусматривает внедрение полисов с разными лимитами суммы выплаты:
- 500 тысяч рублей
- 1 миллион рублей
- 2 миллиона рублей
Соответствующие изменения будут внесены в статью №7 действующего закона. Согласно измененному тексту, страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, указывается в договоре обязательного страхования в размере, соответствующем одному из следующих вариантов:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей;
б) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 1 миллион рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 1 миллион рублей;
в) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 2 миллиона рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 2 миллиона рублей.
При этом, выбор одного из предусмотренных подпунктами «а» — «в» вариантов установления страховой суммы по договору ОСАГО осуществляет страхователь по соглашению со страховщиком.
Новые факторы, влияющие на тариф ОСАГО
Согласно действующей редакции закона, базовые ставки страховых тарифов ОСАГО устанавливаются в зависимости от факторов, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда:
- технические характеристики;
- конструктивные особенности;
- назначение транспортных средств.
В новой редакции закона предусмотрено добавление новых факторов, которые будут влиять на базовый тариф ОСАГО:
- цель использования транспортных средств (например, для бытовых и семейных нужд, предпринимательской деятельности, в качестве такси)
- вид собственника транспортного средств (физическое или юридическое лицо).
Полисы ОСАГО на 3 года
Законопроект предусматривает возможность заключения договоров ОСАГО сроком до 3 лет:
«Срок действия договора обязательного страхования определяется страхователем по соглашению со страховщиком, указывается в договоре обязательного страхования, устанавливается кратным одному году и составляет не менее одного года, за исключением случаев, для которых предусмотрены иные сроки действия такого договора. Срок действия договора обязательного страхования не может превышать трех лет».
Новое определение страхователя
В действующей редакции закона об ОСАГО указано, что страхователь — это лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования. В поправках предложено новое определение:
«Страхователь – владелец транспортного средства, являющийся юридическим лицом, либо владелец транспортного средства, являющийся физическим лицом и имеющий право на его управление, заключившие со страховщиком договор обязательного страхования».
Требования к доп. страхованию
Законопроект устанавливает требования к дополнительному добровольному страхованию, увеличивающему размер выплаты по ОСАГО. Так, в тексте документа прописано, что в отношении одного транспортного средства не может быть заключено и действовать более одного договора обязательного страхования.
Кроме того, изменен пункт №5 закона об ОСАГО (изменения выделены красным цветом):
«Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховых сумм, установленных договором обязательного страхования в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию».
Ограничение размера пени
При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 200 рублей. При этом общий размер финансовой санкции, подлежащей выплате потерпевшему на основании настоящего пункта, не может превышать 10 тысяч рублей
В действующей редакции установлена пеня в размере 0,05% от страховой суммы, а ее общий размер не ограничен.
Независимая экспертиза по ОСАГО
Согласно документу, независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России, в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России. Особенности составления и содержания отчета (заключения) по результатам проведенной независимой технической экспертизы транспортного средства (в том числе структура и перечень обязательных разделов) устанавливаются Банком России.
Ограничение числа участников ДТП при ПВУ
Законопроект ограничивает до двух число участников ДТП, при котором можно воспользоваться прямым возмещением убытков. В действующей редакции ПВУ доступно, если дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств.
Учет стиля вождения при расчете ОСАГО
Страховщик вправе по заявлению страхователя организовать оснащение транспортного средства, в отношении которого заключается договор обязательного страхования, телематическим устройством, обеспечивающим фиксацию характеристик (навыков) вождения транспортным средством (резкость торможения, ускорения, перестроения, частота и длительность использования транспортного средства, скорость движения, использование транспортного средства в ночное время суток). Данные, полученные с использованием таких телематических устройств, используются страховщиком для применения коэффициента страхового тарифа при заключении договора обязательного страхования на новый срок. Страховщик обязан проинформировать страхователя об условиях и порядке использования телематических устройств.
Отказ в оформлении онлайн ОСАГО при неверных сведениях
В случае выявления при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверности представленных страхователем сведений, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы, страховщик не предоставляет владельцу транспортного средства возможность уплаты страховой премии и информирует о необходимости корректировки представленных им при создании заявления о заключении договора обязательного страхования сведений с указанием недостоверных.
Ограниченное использование транспортных средств при расчете ОСАГО
Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц, признается их сезонное использование, в частности использование снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году. В действующей редакции этот срок равен шести месяцам.